[image]

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

Теги:
 
1 2 3
+
+2
-
edit
 

Fresher
Guest

гость

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, запущенный в серийное производство в 1955-м году, стал настоящим символом обеспечения военно-стратегического паритета в «холодной войне». Бомбардировщики по сей день несут боевое дежурство в составе «ядерной триады» России и являются обладателями ряда рекордов. Да и в целом интересных фактов, связанных с Ту-95, немало.

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

Ту-95, получивший в НАТО кодовое имя «Медведь», построен по личному указанию И.В.Сталина. Он стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком. Ту-95 самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный в мире серийный турбовинтовой бомбардировщик.

Немного истории: Туполев умел строить самолеты, а Сталин — Туполева…

Как раз к этому моменту относится вызов А.Н.Туполева к Сталину. Беседа была посвящена проблеме создания нового стратегического бомбардировщика. Сталин, поручив эту работу вновь образованному ОКБ-23, решил все-таки подстраховаться и одновременно дать аналогичное задание Туполеву. Вот как об этой встрече вспоминал один из его заместителей Л.Л.Кербер, получивший информацию об этой беседе непосредственно от Андрея Николаевича:

«…Товарищ Туполев, — сказал Сталин — а нельзя ли на одном из ваших бомбардировщиков установить дополнительные двигатели, с тем чтобы он мог достичь США, выполнить задачу, а затем, вернувшись, доложить результаты?

Я ответил, что дело не в этом, а в том, что отечественные двигатели не экономичны и требуют на такой полет огромного количества топлива, которое в существующих самолетах разместить негде.

- Значит, по вашему мнению, не возможно?
— Да, товарищ Сталин, именно так.

Сталин немного помолчал, затем подошел к столу, приоткрыл лежавшую на нем папку, перелистал несколько страниц и произнес:

- Странно. А вот другой наш конструктор докладывает, что это возможно, и берется решить задачу.

Он закрыл папку и кивком головы отпустил меня. Я понял, что он остался крайне недоволен.»

Результатом этой беседы стало форсирование в ОКБ-156 работ по новому стратегическому самолету, получившему шифр по ОКБ самолет «95″.

…Пытаясь решить поставленную задачу Туполев лично полетел в Куйбышев к Кузнецову с целью разобраться с перспективами новой силовой установки…

….Когда вопросы по силовой установке были решены в первом приближении и облик нового стратегического бомбардировщика начал принимать вполне реальные контуры, А.Н.Туполев выходит на Сталина. Встреча состоялась, судьба будущего самолета «95″ решается положительно. Прощаясь с Туполевым, Сталин обратил его внимание на то, что эта работа связана с самой высокой политикой и требует особой бдительности.

«Привлекайте к ней ведомство Берия,» — посоветовал он. (С Л.П.Берия и его Ведомством Андрей Николаевич имел тесный контакт и неоднократно: под кураторством и с активной помощью шефа МГБ проектировал Ту-2 и копировал В-29).

11 июля 1951 г. вышло Постановление Совета Министров СССР №2396-1137, а за ним Приказ МАП № 654, по которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось спроектировать и построить скоростной дальний бомбардировщик в двух вариантах: 1-й с четырьмя спаренными ТВД типа 2ТВ-2Ф с передачей его на летные испытания в сентябре 1952 года; 2-ой — с четырьмя ТВ-12 со сроком передачи на летные испытания в сентябре 1953 года.

Через четыре дня, 15 ноября 1951 года, был решен вопрос о предстоящей серийной постройке самолета.

В результате «Медведь» стал одним из самых модифицируемых бомбардировщиков в истории – Ту-95 имел более 30 модификаций. В их числе учебные самолеты, летающие лаборатории, пассажирские вариации, военно-транспортные и разведывательные модификации. Общее же количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 ед.

К примеру, в начале 60-х годов один из экспериментальных Ту-95 был оснащен ядерным реактором. По задумке он должен был приводить в движение два двигателя бомбардировщика. Еще два работали на традиционном топливе. Такая схема могла серьезно увеличить дальность полета Ту-95, однако от задумки в итоге отказались.

Быть может, потому, что дальности бомбардировщику и без того хватало. Сложные процедуры по многократным дозаправкам во время перелетов длительностью 20 и даже 30 часов – для экипажей Ту-95 уже давно перешли в разряд рутинных. А одним из рекордов «Медведя», поставленным в 2010-м году, является полет на расстояние в 30000 километров. Ту-95 преодолел это расстояние с четырьмя дозаправками за 43 часа, пролетев над тремя океанами.

Что касается модификаций, то здесь стоит вспомнить еще одну — Ту-95В. Этот вариант бомбардировщика, построенный в единственном экземпляре, предназначался специально для испытаний термоядерной «царь-бомбы».

Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, которые до сих пор остаются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире.

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

В ходе испытаний тяжеловесы совершали полеты на предельно малых высотах – всего сотня метров. Сложно представить, как столь огромная машина маневрировала в ходе отработки задач по преодолению вражеских ПРО. Есть сомнения, что кому-либо вообще такое по силам.

Моряки НАТО называли модификацию Ту-95РЦ (разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ) «Восточным экспрессом» — настолько интенсивными были разведывательные полеты этого самолета в 1960-х годах.
К 1989 году Ту-95МС установил 60 рекордов по скорости полета и максимальной высоты с грузом для самолетов подобного класса.

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

Ту-95 до сих пор остается на службе как носитель крылатых ракет благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолетов, а главное — большей скрытностью от спутников SBIRS, способных по выхлопу наблюдать крупные стратегические бомбардировщики на реактивных двигателях.

Кроме того «Медведь» способен нести на борту новейшие высокоточные КР Х-101/102 с радиусом действия 5000 километров, что гарантирует выполнение боевой задачи за пределами зоны действия вражеской ПРО.

Первое официальное свидетельство применения самолетами Ту-95 модификации «МС» новых крылатых ракет Х-101 произошло в Сирии. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160

Ракета Х-101 на полтора метра длиннее штатного вооружения Ту-95, крылатой ракеты Х-55 и не помещается в отсек вооружения. Поэтому попавший в кадр бомбардировщик нес две ракеты на внешней подвеске (это хорошо видно на отметке 0:14). Всего, судя по количеству пилонов, модернизированный самолет может принять на борт до восьми Х-101 (в барабанную пусковую установку Ту-95 заряжается шесть Х-55).

Иностранные издания о «Ту-95″:

National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 устаревшим оружием, т.к. фактически от самолета ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным оружием являются новейшие крылатые стелс-ракеты как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 безнаказанно атаковать цели за пределами радиусов действия систем ПВО, а практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолет не является абстрактным средством ядерного сдерживания, а может практически использоваться в современных локальных войнах.

Стратегический бомбардировщик Ту-95 – уникальный самолет во всех смыслах, при этом нет никаких сомнений, что «Медведи» прослужат в составе «ядерной триады» России вплоть до появления в РФ «стратега» нового поколения, а скорее всего, и дольше.

Сталинский «Медведь»: 60 лет воздушного господства Ту-95

// Источник: http://feedproxy.google.com/~r/fresherfeed/~3/lEpHhI-kz4k/

   
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆

"Туполев" получил контракт на глубокую модернизацию Ту-95МС

"Туполев" заключил контракт с Минобороны РФ на создание глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-95МСМ, сообщил "Интерфаксу" гендиректор компании Александр Конюхов. "Контракт на глубокую модернизацию - Ту-95МСМ - был заключен полтора месяца назад. Работы развернуты на Таганрогском авиационном заводе (ТАНТК им. Бериева - ИФ)", - заявил Конюхов. "Первый вылет Ту-95МСМ запланирован на конец 2019 года", - сказал глава "Туполева". Он также отметил, что решение о глубокой модернизации парка строевых самолётов Ту-95МС будет принято министерством обороны по результатам государственных испытаний. //  Дальше — rt.vk34.ru
 

"Туполев" заключил контракт с Минобороны РФ на создание глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-95МСМ, сообщил "Интерфаксу" гендиректор компании Александр Конюхов. "Контракт на глубокую модернизацию - Ту-95МСМ - был заключен полтора месяца назад. Работы развернуты на Таганрогском авиационном заводе (ТАНТК им. Бериева - ИФ)"
"Первый вылет Ту-95МСМ запланирован на конец 2019 года", - сказал глава "Туполева".
В апреле гендиректор "Туполева" Конюхов заявил "Интерфаксу", что на государственные совместные испытания (ГСИ) вышел "стратег" Ту-95МС с модернизированной силовой установкой НК-12МПМ.
В июне источник "Интерфакса" в авиапроме сообщил, что все строевые самолёты дальней авиации Ту-95МС получат новое навигационное оборудование взамен морально устаревшего, разработанного в 60-70-х годах прошлого века.
   1818
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆

Ростех создает двигатель для нового поколения «крылатых медведей»

23 августа 2018 г. Пресс-релиз Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в Госкорпорацию Ростех, создает новую модификацию мощнейшего в мире турбовинтового двигателя НК-12 для стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС. Благодаря модернизированной силовой установке самолет, который за габариты, скорость и ударную мощь называют «Крылатым медведем», существенно усилил летно-технические характеристики, в том числе увеличил дальность полета. Двигатель НК-12МПМ разработки Самарского ПАО «Кузнецов» (входит в ОДК, Ростех) является модификацией НК-12МП, самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя. //  Дальше — rostec.ru
 

Объединенная двигателестроительная корпорация создает новую модификацию мощнейшего в мире турбовинтового двигателя НК-12 для стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС.
Двигатель НК-12МПМ разработки Самарского ПАО «Кузнецов» является модификацией НК-12МП, самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя. Он позволяет улучшить взлетные характеристики самолета, увеличить грузоподъемность и дальность полета бомбардировщика-ракетоносца. В новой силовой установке используются более мощные винты АВ-60Т, созданные НПП «Аэросила», при этом благодаря новым конструкторским решениям уровень вибраций от двигателя уменьшился почти в два раза.
   1818
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆

Опубликованы кадры сопровождения Ту-95МС истребителями ВВС Японии

На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители воздушных сил самообороны Японии. Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Воздушно-космических сил России выполнили плановый полет над нейтральными водами акваторий Японского и Охотского морей, а также западной части Тихого океана. По данным Национального центра управления обороной Российской Федерации, продолжительность полета составила более 15 часов. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители воздушных сил самообороны Японии. В ходе полета экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили дозаправку в воздухе. Ту-95 советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Создан на пике холодной войны как ответ на создание в США бомбардировщика Convair B-36. //  frontend.vh.yandex.ru
 

Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Воздушно-космических сил выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Японского и Охотского морей, а также западной части Тихого океана.
Авиационное сопровождение самолетов дальней авиации выполняли экипажи истребителей Су-35С.
продолжительность полета составила более 15 часов. В ходе полета экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили дозаправку в воздухе.
На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождали истребители воздушных сил самообороны Японии.
   1919
US Seafang-45 #15.01.2022 04:52
+
+2
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95К "63 Красный" (Медведь-Б) /182-й Гв ТБАП?/ 22.08.1986/ Коллекция Г. Джейкобса

Самолет имеет нагрудный знак "Отлично за техническое обслуживание", сохранена РЛС наведения ПРС-1 на базе горизонтального стабилизатора.
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 15.01.2022 в 20:10
US Seafang-45 #15.01.2022 22:14
+
+2
-
edit
 

Seafang-45

опытный

ТУ-95К (Медведь-Б) РЛС поиска/подсветки целей ЯД1-1 в носу/10.08.1985/Г. Коллекция Джейкобса


В носовой выпуклости размещена поисково-осветительная антенна ЯД-1 и ракетный комплекс наведения и радиолокации ЯД-2.
 
   
RU Серокой #16.01.2022 00:03  @Seafang-45#15.01.2022 04:52
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Seafang-45> Самолет имеет нагрудный знак "Отлично за техническое обслуживание"

О, я часто видел на старых фото такой знак (самолёт в пятиугольнике), и не знал, что это. Спасибо.
   
US Seafang-45 #17.01.2022 21:14
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95КД (?) '43 Red'/cn# 9802103 ?)/ над Северной Атлантикой / Коллекция Г. Джейкобса


Самолет может быть прототипом Ту-95КД (Дальний) (б/н 9802103), модифицированный:
  • Зонд IFR над РЛС ЯД1-2;
  • трубка очистки топлива за датчиком IFR;
  • отсутствие выпуклости SRS-4 Romb-4 SIGINT на хвостовой части фюзеляжа и отсутствие РЛС/наводки ПРС-4 в хвостовой части стрелков - обнаружены на более поздних Ту-95КМ.

Самолет, возможно, серийный Ту-95К, не полностью модернизированный - с установленной только системой IFR, без РЛС SRS-4 Romb-4 SIGINT и PRS-4 Krypton на хвосте.

Таким образом, самолет мог выполнять испытательный полет системы IFR.
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #18.01.2022 21:09
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95К Медведь-Б с двумя ВМС США F-14A Tomcat / над Тихим океаном/ 1980-е гг. / Коллекция Г. Джейкобса
 
   
US Seafang-45 #19.01.2022 04:57
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95КМ '47 Red' (Bear-C) с USN F-4 над Тихим океаном / 09 сентября 1981 г. / Коллекция Г. Джейкобса
 
   
US Seafang-45 #19.01.2022 20:55
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95КМ (Bear-C) в сопровождении F-4 ВМС США / без даты и места / Коллекция Г. Джейкобса
 
   
US Seafang-45 #20.01.2022 05:57
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Медведь-Д) над Тихим океаном / конец 1986 г. / Коллекция Г. Джейкобса
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #21.01.2022 01:07
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Медведь-Д) Знак «Отличник технического обслуживания»; с F-14 в хвосте / без даты / над Тихим океаном / G. Jacobs Collection
 
   
US Seafang-45 #21.01.2022 21:49
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Медведь-Д) над Атлантикой, 1980 г. / Коллекция Г. Джейкобса

На Ту-95РТ выделяется каплевидный хвостовой обтекатель, в котором размещена система SRS-4 Kvadraht-2 SIGINT.

В удлиненной выпуклости на хвостовой части фюзеляжа находится РОМБ-4. В комплект РТР вошел новый комплект СРС-5 Вишня.

В кормовой части над хвостовым орудием ДК-12 установлена ​​новая, более крупная РЛС ПРС-4 (видный белый корпус).
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 21.01.2022 в 22:02
US Seafang-45 #21.01.2022 22:24
+
+1
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Медведь-Д), вид сверху, демонстрирующий огромные размеры силовой установки ТВ-12 с винтами противоположного вращения модели 853А.

Утопленный кожух для башни 23-мм зенитного орудия виден в верхней части корешка.

На носу были должности для 8 членов экипажа, включая должности офицеров РТР и офицеров специальной связи.
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #25.01.2022 00:06
+
+1
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Медведь-Д), вид снизу, над Атлантикой / 1981 г. / Коллекция Г. Джейкобса

Бомбовый отсек Ту-95А переоборудован под РЛС "Успех-УА1" (НАТО: Big Bulge);
  • «подбородочный обтекатель» заменил РЛС «Рапид-ММ» с шарнирно-сочлененной антенной наведения для передачи данных с ракет класса «воздух-поверхность» (ПКР);
  • маленькие антенны - сигарообразной формы - антенно-фидерной системы Arfa видны на концах горизонтального оперения.
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #27.01.2022 23:17
+
+2
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95РТ (Bear-D) с F-14 и двумя AV-8 Harrier / Atlantic / 1980-е / G. Jacobs Collection
 
   
Это сообщение редактировалось 27.01.2022 в 23:22
US Seafang-45 #01.02.2022 06:23
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95МР (Медведь-Э) во время упр. «Сильный экспресс» / над Атлантикой / 19 сентября 1972 г. / Коллекция Г. Джейкобс


Ту-95МР мог вести ФОТОИНТ (фоторазведка) или РТР (радиоэлектронная разведка) — последняя станция обслуживалась разведчиком за пультом РЭБ SRS-1AG.На самолете также имелись SRS-6 Romb-4A и SRS-7 (системы SIGINT Romb-48 - антенны видны в хвостовой части фюзеляжа.


На специальном поддоне находились знакомые системы камер в районе бывшего бомбового отсека, чаще всего включающие четыре «наклонных» (под углом) и две вертикальные камеры. Кассета КД3-695 несла световые / сигнальные бомбы для ближней фотосъемки.Камеры представляли собой смесь моделей AFA-40, -41 или -42.


Завод имени Туполева и Кубийшева произвел переоборудование прототипа самолета Ту-95М, ставшего первым самолетом серии Ту-95 с системой заправки топливом в точке давления с возможностью ППП.

Ту-95МР, пилотируемый авиацией ВВС, предназначался для работы с ракетными Ту095К, но активно использовался над водой для выполнения миссий по фотографированию кораблей ВМФ.
 
   
US Seafang-45 #01.02.2022 22:09
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95МР (Медведь-С) / над Тихим океаном / 10 августа 1985 г. / Коллекция Г. Джейкобса


Ту-95МР крупным планом. Отчетливо видны многочисленные обтекатели систем РТР и РТР под фюзеляжем.
В подбородочном (носовом) обтекателе размещалась новая РЛС "Рубин-10" (взамен "Рубидли-ММ" на Ту-95М).

Также видны два «наклонных» (угловых) порта камеры на системе поддонов бомбового отсека.

Ту-95МР предназначался для проведения фотоанализа после удара, а также имел возможность проводить SIGINT & ELINT поддержку ударных самолетов Ту-95К / КМ.
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #05.02.2022 03:02
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-142 (Медведь-Ф) / над Атлантикой / 1988 г. / Коллекция Г. Джейкобса

Ту-142 (Медведь-Ф) был основан на Ту-95РТ, но для создания противолодочного (ПЛО) самолета потребовалось так много изменений, что потребовалось новое обозначение самолета: таким образом, Ту-142.
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #06.02.2022 21:39
+
+1
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-142 (Медведь-Ф) обр. 2 — изменения датчика хвостового оперения и спутникового приемника в верхней части фюзеляжа / февраль 1984 г. / G. Jacobs Collection.jpeg

Очевидным является сильно переработанное крыло по сравнению с Ту-95. Профили крыла были наклонены вниз, а площадь крыла увеличена на 2,5%, чтобы компенсировать рост бортовой массы.
 
   
Это сообщение редактировалось 07.02.2022 в 03:42
US Seafang-45 #08.02.2022 19:56
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-142 (Медведь-Ф) над Южно-Китайским морем / август 1982 г. / Коллекция Г. Джейкобса


На фото двигатели НК-12МВ с новыми большими винтами АВ-60П; более мелкий каплевидный корпус антенны канала передачи данных "Ооспех"; подбородочный тепловизор "Гагара".
Прикреплённые файлы:
 
   
US Seafang-45 #09.02.2022 21:54
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-95 (Медведь) во время FLEETEX-83 / северная часть Тихого океана / май 1983 г. /г. Коллекция Джейкобса.jpeg

....вероятно, Ту-95КМ (Медведь-С)
 
   
Это сообщение редактировалось 09.02.2022 в 22:24
US Seafang-45 #09.02.2022 22:20
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-142 (Медведь-Ф) ранний серийный вариант / над Тихим океаном / 11 сентября 1986 г. /г. Коллекция Джейкобса.

На Ту-142 установлена ​​система поиска и наведения "Беркут-95", разработанная ВНИИРЭС (Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем).

«Беркут-95» был модифицированной версией того, что устанавливался на Ильюшин Ил-18 (май), что потребовалось из-за разных летных характеристик двух самолетов.
 
   
US Seafang-45 #10.02.2022 20:45
+
-
edit
 

Seafang-45

опытный

Ту-142М (Медведь-Ф) (Mod.4?) с ММС-106 Ладога ВАД и доработанной кабиной экипажа /над Атлантикой/1988 г./г. Коллекция Джейкобса.

Оборонительное вооружение сократили до хвостовой турели ДО-12 (две пушки АМ-23), сняв надфюзеляжную и подфюзеляжную турели.

Верхняя турель удалена на ограниченное расстояние с новой авионикой - заменена комплексом активных помех СПС-100 «Резедо-А».
 
   
Это сообщение редактировалось 10.02.2022 в 20:51
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru