Были дедушки Мураками

 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★☆
☠☠
Возник как-то разговор о Мураками.
Мой товарищ недавно написал эссе. По-моему он его где то на прозе.ру разместил. А может только мне его дал...не знаю...
Примерный ответ на вопрос -"почему мне нравиться Мураками"
БЫЛИ ДЯДЬКИ ХАРУКИ.
Или непрофессиональный взгяд на творчество Харуки Мураками.
********************************************************************************
«Только истина знает,
что является истинным.»
Наджмуддин Кубра


Никогда не претендовал на роль и профессию литературного критика. Не вхожу в число миллиона советских писателей (во всяком случае, столько людей состояло в их союзе). В Литинституте не учился, и к писателям себя относить сложно. Может оно и к лучшему. Писателем и критиком можно не быть, но осмысливать прочитанное никто не мешает. Посему, если у Вас возникнет желание прочесть далее текст, буду только благодарен.
******
Случайно попала ко мне книга этого автора. Имя непривычное для русского уха, да и название «Охота на овец», явно не соцреалистическое. Это первое, что я прочитал из творчества Харуки Мураками.
Столь лёгкого современного бытописания смешанного с нереальными образами до сих пор мне не попадалось. Какая-то простота и глубинная мудрость сквозила через всю книгу. Я был впечатлён. Конечно, появилось желание почитать ещё что-нибудь этого автора.
Новые книги были с неменее необычными названиями: «Страна чудес без тормозов и Конец Света», «К югу от границы, на запад от солнца», «Норвежский лес», «Хроники Лексингтона», «Слушай песню ветра», «Пинбол 1973», «Дэнс, дэнс, дэнс».
Потом я встречал критику Мураками. Различные статьи, различные высказывания. Негативные, позитивные. Всякие. Выяснилось, что оказывается, стиль писательства у дядьки Харуки называют «джазовый дзен» или «дзеновый джаз». Что он - постиндустриальный модернист, упаднический, то есть, чудак... Читал я и интервью самого автора нашумевших произведений.
Повторюсь, я не литературный критик, и согласованность предложений в моём «писательстве» весьма далёка от идеала, чистоты русского языка никогда не наблюдалось и т.д. и т.п. Мой взгляд на творчество великого (не побоюсь этого определения) японского писателя простой. Мне нравится позиция писателя на современное состояние общества, его восприятие мира, его умение смешивать краски бытия, блягодаря которым он создает причудливые картины из слов.
Мураками мастер аллегорий и сравнений.
В «Охоте на овец» звучит «по-утреннему беззубый, ненавязчивый попс». И жизнь словно «месяц тягуче-безвкусный, как расстаявшее желе». Это картины из нашего времени, когда «если хорошо постараться, можно узнать что угодно», когда можно «ощутить на языке концентрированный вкус денег». В «Дэнс, дэнс, дэнс» наше время – это время, когда «...всё можно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил купил, что нужно – и подключаешь к своей жизни. Очень просто. И сразу используешь в своё удовльствие».
Его герой - далеко не супермен. Он лишь констатирует, что у него «ни славы, ни положения в обществе, ни успеха у женщин. Ни таланта, ни молодости. Болтаю вечно какую-то чушь – и сам же потом жалею...» («Охота на овец»), что «с самого начала своей самостоятельной жизни я никак не мог уразуметь, как мне обращаться с самим собой» («Пинбол 1973»). Он понимает, что «множество вещей проносится мимо нас – их никому не ухватить. Так и живем». («Слушай песню ветра»). Снова констатация.
Его герой часто ощущает себя бессильным перед тем, что вокруг и внутри его. «Бессилие рыбы завёрнутой в целофан и запертой в холодильнике». («Страна Чудес без тормозов и Конец Света»).
Что же делать в запутанной ситуации, что? « Когда запутываешься, как рыба в сетях, главное не делать резких движений. Замри на какое-то время – и что-нибудь произойдёт. Обязательно начнёт происходить. Вгядись в мутный полумрак пристальней – и жди, пока там что-нибудь не зашевелится... Если тебе это нужно – оно обязательно зашевелится». И ещё: «Не затыкай ушей – и то, что нужно, само подаст голос. Не зажмуривай глаз – то, что нужно само покажется...».(«Дэнс, дэнс, дэнс...»)
Или может найти спасение в причудливо-наивной философии? «Думай, что жизнь – коробка с печеньем. В коробке с печеньем есть печенюшки любимые и не очень. Съешь первым делом самые вкусные – останутся лишь те, что особо не любишь. Когда мне горько, я всегда думаю об этой коробке. Потерпишь сейчас – проще будет потом. Вот и выходит, что жизнь - коробка с печеньем». («Норвежский лес»).
Или проще поступить? Примирится с тем, что «в этом мире полно вещей, которые наша философия не в силах истолковать»? («Пинбол 1973»).
Иногда герой попадает в тишину. Именно попадает. В «Охоте на овец» - это «тишина камня, падающего в бездонный колодец...», в «Стране Чудес без тормозов...» - «тишина струйки дыма над пистолетным дулом...».(ААААААААА!!!! -прим.мой, вернее моя реакция... )
После пережитого горя - «лицо ... как асфальт после только что схлынувшего наводнения».(«Охота на овец») И, «ничто так не успокаивает душу, как звук камушка при ударе о воду глубокого колодца». («Пинбол 1973»).
Много внимания во всех произведениях Харуки Мураками уделено – взаимоотношениям с прекрасной половиной человечества:
В «Стране чудес...» он признаётся: «Не хочу, чтобы это звучало оправданием, но я редко испытываю симпатию к окружающим меня женщинам. Наверное, просто не влюбчив. Но уж если к кому-то тянет, мне сразу хочется разобраться, настоящее ли это чувство. И если настоящее – каково оно на практике».
В этом же произведении он приходит к выводу: «Наверное, и впрямь есть тенденция: чем больше спишь с разными женщинами, тем безнадёжнее уходишь в чистую технику секса. И удовольствие как таковое тускнееет. Понятно, что в самом желании - техники быть не может. Но стоит желанию разлиться рекой, и тебя затягивает в водопад удовольствия, который в конечном итоге выливается в заводь полового акта. И вот ты уже стремишься не к водопаду, который тебя чему-то научил прежде, но к заводи, куда ты однажды приплыл, потому что использовал такие-то технические навыки. Постепенно, у тебя, как у собаки Павлова, вырабатывается рефлекс, и из реки желания ты приучаешься сигать сразу в заводь акта... Или мне так кажется с годами?»
И всё же, несмотря на некотрую прямолинейность в высказываниях об отношении полов, его герой уверен, что «меня всегда привлекала не заурядная внешняя красота, которую можно уложить в несколько физических параметров, а нечто иное, таящееся глубоко внутри. Есть люди, которые в душе балдеют, когда ливень идёт, когда землятресение или цвет вырубается. А я ловил кайф от загадочного и непонятного нечто, привлекавшего меня в противовположном поле. Назовём это магнетизмом. Таинственной силой, что притягивает, поглощая людей против их воли.
Пожалуй её можно сравнить с ароматом духов. Даже люди, которые придумывают новые, особые запахи, специалисты, не в состоянии, наверное, объяснить, как это у них выходит. Во всяком случае, научный анализ тут вряд ли поможет. Непонятно, каким образом получается сочетание запахов, сводящее с ума противоположный пол, как зверей в период случки. Один аромат из ста человек привлекает пятьдесят, ещё один – другие пятьдесят. Но есть запахи особые, от них сходят с ума всего один или двое из сотни. У меня на такие запахи чутьё. В них – моя судьба, я их улавливал издалека. Стоило на горизонте появиться такому человеку, как мне хотелось подойти и сказать: «Эй! Я всё о тебе знаю. Никто не занет, а я знаю». («К югу от границы, на запад от солнца»).
Наверное, большинство мужчин согласятся с утверждениями героя Харуки Мураками, что «на свете есть много женщин, которые соблазнительно раздеваются, но тех, кто соблазнительно натягивает одежду, могу спорить найдётся немного.» («Страна чудес...»), и, что «по-настоящему красивые женщины в питейные заведения одни не ходят. Им заигрывания мужиков не в радость, а в тягость» («К югу от границы, на запад от солнца»).
Я как-то рекомендовал своей очаровательной знакомой почитать «Норвежский лес». Зная мою маниакальную страсть к собиранию интересных, необычных, цветастых фраз – она просила привести пример из названной книги. Причём чтобы он был весел, интересен и не лишён смысла. «Самое ужсное в жизни – недосушенный лифчик. Больно до слёз». Моя знакомая вопросительно посмотрела на меня, усмехнувшись спросила - женщина ли написала «Норвежский лес»? 


«Глухо фыркнув крыльями, две птицы вспорхнули с земли, и ослепительно-чистое небо всосало их в себя без остатка».
«...пара дьявольски безупречных ушей».
«...селёдочный взгляд».
«...нервничать – значить уступать своим душевным искусам».


**********************

Аллегории
«не мнеьше впечатляла и абсолютная чистота. Стерильная, как в свежевыструганном гробу».

«Глубокие реки неслышно текут».


О Памяти
«Чаще всего мы совершаем поступки, так и не разобравшись со своей памятью, и эттим доставляем кучу неудобств окружающим».

Бессмысленность жизни
«Вот так всю жизнь. Строишь что-то, тратитишь кучу времени, а потом всё в один миг летит к чёрту».
«Чем старше человек, тем больше в его жизни того, чего уже не исправить».
**************************************************************************


Бессмысленность жизни
«так у нас всё точно также устроено. Дождь идёт – цветы цветут, нет дождя – уветы вянут. Ящирицы жрут жуков, мошек всяких, а сами птицам на корм идут. А конец у всех один – все умирают и остаётся лишь оболочка. Исчезает одно поколение, на его место приходит другое. Таков порядок. Все живут по-разному, по-разному и умирают. Но это не имеет значения. После нас остаётся пустыня. Пустыня и больше ничего».


О искусстве
«Людей тянет к чему-то особенному. Можно девять раз бить мимо цели, а на десятый испытать такое... выше чего не бывает. Все чего-то хотят, к чему-то стремятся. Вот что движет миром. Может, это и есть настоящее искусство».

(С)Макс Кузовлев
 


Ник
Примерно так
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru