Вот для начала. (если всё это было уже, я не виноват - поиск не работает
)
15 ноября 2007 09:45
Айдын МехтиевО культуре общения, или Как искоренить хамство
У меня возникает подозрение, что улыбка таможенника, проверяющего мой паспорт в парижском аэропорту, имеет оттенок ироничности. «Добро пожаловать в Париж, мсье!» - вежливо произнес француз, заметив мое смущение.
Автобус привозит меня из аэропорта в отель. И здесь повторяется та же сцена, что и в аэропорту. Когда я спрашиваю у сотрудника отеля о свободных номерах, он в ответ вежливо здоровается – широко улыбаясь. И эта улыбка не сходит с его лица в течение всего разговора. Затем я посещаю ближайшие магазин и аптеку. Там - то же самое: улыбающиеся лица и вежливые фразы. Я - в растерянности.
Так начался парижский этап моей жизни, который длился четыре года.
Первые два-три месяца я никак не мог привыкнуть к неизменным вежливым улыбкам французов.
А потом начал ловить себя на мысли, что и сам принял правила этой игры. Теперь и я при общении с окружающими широко улыбаюсь. А мои друзья, приезжающие из бывшего СССР, удивляются, почему я постоянно пребываю в приподнятом настроении. Они просто не знают "секрета" парижан.
Июль 1999 года. Прошел ровно год после навсегда запомнившегося многим россиянам дефолта. Я только что прилетел в Москву и прохожу паспортный контроль в «Шереметьево».
Мрачный таможенник листает мой паспорт, а я в это время улыбаюсь. Он не может понять причину моей улыбки и от этого становится еще мрачнее.
Автобус привозит меня в центр столицы. Оглядываюсь по сторонам – ни одной улыбки, только мрачные, угрюмые лица. «Наверно, люди еще не пришли в себя после дефолта», - думаю я.
Захожу в метро. Час пик. Не всем пассажирам удается войти в вагон, и поэтому двери не закрываются. «Пусти дверь! Я кому сказал: дверь пусти!» - кричит в микрофон машинист поезда. Я наблюдаю за реакцией людей на такую грубость: никто не возмущается. Видимо, привыкли к хамству еще в советские времена.
А память услужливо подсовывает картинку из "парижского периода". Не раз и не два поезд метро, в котором я ехал, останавливался в тоннеле в ожидании зеленого сигнала светофора. И неизменно – вежливое обращение машиниста к пассажирам: «Уважаемые дамы и господа! Приносим свои извинения за задержку отправления поезда и выражаем вам признательность за проявленное понимание. Желаем вам счастливого пути!»
А теперь - привычные для нас объявления в поездах московского метро: «Уважаемые пассажиры, уступайте места инвалидам, пожилым людям и пассажирам с детьми». То есть,
объявление звучит в повелительном наклонении, практически в приказном тоне. А слово «пожалуйста», видимо, даже не предусмотрено.
Или другое объявление в поездах метро в час пик: «Уважаемые пассажиры, побыстрее заходите в вагоны, побыстрее выходите из вагонов». И опять отсутствует элементарное «пожалуйста». Причем тон диктора напоминает обращение офицера к солдатам, построенным на плацу.
Побывавшие в Париже россияне прекрасно знают, что там общение продавца с покупателем начинается со слов «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер». А если вы что-нибудь купите, обязательно услышите от продавца вежливое «спасибо». В Москве это правило этикета приживается с трудом. То ли потому, что большинство продавцов в ларьках – это приезжие из стран СНГ, которым "начхать" на этикет в принципе, то ли потому, что у нас покупатели привыкли к хамству продавцов еще с советских времен.
Помнится, в последние годы правления Брежнева, многие товары были в страшном дефиците, казалось, вся Москва состоит из сплошных очередей: очереди за колбасой и пельменями, за детскими колготками и фланелевой тканью, за алюминиевыми кастрюлями и особым дефицитом - пластиковыми тазиками. И в каждой из них можно было услышать подобный диалог: «Мужчина, вы за кем занимали?» - «А я записывался по списку рано утром». – «А списков уже нет. Здесь живая очередь». После чего следовало бурное выяснение вопроса, кто за кем стоит. Нередко в многочасовых очередях за колбасой или импортными костюмами происходили драки - тут уж не до этикета.
Вспоминаю также грозный голос советской продавщицы, обращенный к взволнованной очереди: «Если не успокоитесь - вообще не буду отпускать товар». И толпа, понимая, что может лишиться дефицитной колбасы или костюма, сразу замолкала.
Возникает риторический вопрос: не потому ли машинист метро позволяет себе грубо обращаться к пассажирам, что наш человек еще со времен Брежнева привык к хамству? Причем - везде.
Еще одна проблема, с которой сталкивается практически каждый из нас. Приходишь в магазин и хочешь купить какой-нибудь товар, стоящий, скажем, 15 рублей. Однако в кармане нет мелких купюр. Протягиваешь сто рублей. Продавщица, не моргнув глазом, говорит: «У меня мелочи в кассе нет. Ищите мелочь!» И все: разговор окончен.
Открываю «Закон о защите прав потребителей» и пытаюсь найти какое-нибудь положение, которое звучало бы примерно следующим образом: «Отсутствие разменной мелочи в объекте розничной торговли не оправдывает отказ продавца реализовать товар покупателю». Но, увы! Нет такого положения в нашем законе. Ни слова также не сказано и о разменной мелочи. Может, я читал невнимательно? Звоню в Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». Юрист этой организации Андрей Семенов подтверждает: такого положения в законе нет. Зато, по его словам, есть пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса, который гласит: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».
Но согласитесь, Андрей, формулировка настолько размытая, что ее никак нельзя «привязать» к отсутствию мелочи. Так что опять побеждает хамство работника российской – читай, «советской» - торговли. Можно, конечно, пожаловаться в Госпотребнадзор, но чиновники этого ведомства вряд ли будут разбираться с такой ерундой, как «отсутствие мелочи».
В Париже и речи быть не может, чтобы вам в магазине сказали что-то вроде: «Ищите мелочь». Там никогда не было социалистической собственности, и владельцы магазинов прекрасно понимают, что
если товар не будет реализован конкретному покупателю под предлогом отсутствия мелочи, то этот покупатель больше никогда не придет в этот магазин.
А это чревато большими убытками.
И последнее. Сегодня Москва остается последней столицей «Большой восьмерки», где нет такси. Вы наверняка возразите: "Как это, «нет такси»? Звоните по телефону и вызывайте". Действительно, такси можно вызвать по телефону. Но, во-первых, машина придет в лучшем случае через четверть часа. Во-вторых, вы ошибаетесь, если думаете, что в этой машине будет установлен счетчик-таксометр. Хотя эти счетчики и производятся российской промышленностью, их почему-то нет ни в одном автомобиле с шашечками. А раз нет счетчика – значит, нет и четко установленного тарифа на проезд в такси. Отсюда и хамство водителя, который откровенно торгуется с пассажиром.
Поэтому, если нужно срочно куда-нибудь доехать, многие из нас не спешат вызывать такси по телефону – и долго, и нервотрепка. Видимо, мы подзабыли, что когда-то в Москве существовали стоянки такси, а в каждом автомобиле обязательно стоял счетчик. Доехав до пункта назначения, можно было добавить «чаевых», а можно – заплатить по счетчику, ничуть не обидев этим таксиста. Сейчас же куда проще встать на обочине, поднять руку и «поймать тачку». Тут, конечно же, без торга не обойтись – но все произойдет быстро и без проблем.
Правда, возникает вопрос безопасности поездки с "частником". Допустим, женщина выходит из театра, и ей надо срочно куда-то ехать. Она останавливает первую попавшуюся «попутку» и садится в машину к незнакомцу. А вдруг этот «водитель» - грабитель с большой дороги?
И опять в памяти всплывает эпизод из моей парижской жизни. В центре города через каждый километр - стоянка такси. Подхожу к длинному ряду таксистов, ожидающих клиентов. Открываю дверцу и здороваюсь с водителем. Я не спрашиваю, довезет ли он меня по такому-то адресу. Я просто сажусь в машину и называю адрес. А водитель не торгуется со мной, а просто включает счетчик. Вот и все.
Кстати, в Париже нет понятия «частник». Осенью 1995 года, когда таксисты бастовали вместе с другими транспортниками, многие автовладельцы соглашались меня подвезти, а когда я предлагал им деньги - бросали на меня недоуменный взгляд...
Страна.ру. Все путешествия по России.
Вы девочки и мальчики
И будете, раз были
Вы все такие бабочки,
Ну как о том забыли..