Ну, как и обещал - открыл я соотв. том ПСС (кстати, 1947 г. издание), и таки-отыскал тот момент, где он ссылается на первоисточник (Дюгема).
Но в тексте по твоей ссылке
>
Год тому назад в журнале "Die Neue Zeit" была помещена статья Иосифа Динэ-Дэнеса: "Марксизм и новейшая революция в естествознании" (1906-1907, №52). Недостаток этой статьи игнорирование гносеологических выводов, которые делаются из "новой" физики и которые специально интересуют нас в настоящее время. Но именно этот недостаток делает для нас особенно интересными точку зрения и выводы упомянутого автора. Иосиф Динэ-Дэнес стоит, подобно пишущему эти строки, на точке зрения того самого "рядового марксиста", про которого с таким величественным презрением говорят наши махисты.
// Дальше — psylib.org.ua
- этого фрагмента почему-то нет, такое ощущение, что там в сильном сокращении текст приведен.
А, блин! Вот же! Не, всё есть, только по другой ссылке:
>
В 1896 году с необыкновенно торжественным ликованием выступил известный кантианец-идеалист Герман Коген в предисловии к 5-му изданию "Истории материализма", фальсифицированной Фр.Альбертом Ланге.
"Теоретический идеализм, восклицал Г.Коген (S. XXVI), стал колебать материализм естествоиспытателей и, может быть, скоро уже окончательно победит его". "Идеализм пропитывает (Durchwirkung) новую физику". "Атомизм должен был уступить место динамизму". "Замечательный поворот состоит в том, что углублению в химические проблемы вещества суждено было привести к принципиальному преодолению материалистического взгляда на материю.
// Дальше — psylib.org.ua
Но ни о каком сознательном кантианстве у П.Дюгема не может быть и речи. Он просто шатается, как и Мах, не зная, на что опереть ему свой релятивизм. В целом ряде меон вплотную подходит к диалектическому материализму. Мы знаем звук, "как он существует по отношению к нам, а не таким, каков он сам но себе, в телах, порождающих звук. Эту реальность, из которой наши ощущения открывают только внешнее и поверхностное, дают нам возможность познать теории акустики. Они говорят нам, что там, где наши восприятия схватывают только ту кажимость, которую мы называем звуком, реально существует движение периодическое, миниатюрное, очень быстрое" и т.д. (р. 7). Не тела суть символы ощущений, а ощущения – символы (вернее, образы) тел. Развитие физики вызывает постоянную борьбу между природой, которая не устает давать материал, и разумом, который не устает познавать" (р. 32) – природа бесконечна, как бесконечна и мельчайшая частица ее (и электрон в том числе), но разум так же бесконечно превращает "вещи в себе" в "вещи для нас".
Хотя вот сейчас перечитал - и засомневался: а в самом деле, кому же принадлежит авторство выделенной болдом фразы? В первый раз читал - однозначно воспринял, что Дюгему. А сейчас смотрю - а вот фиг пойми, кавычки-то не там заканчиваются, может и в самом деле...
Однако, замечу, вне зависимости от авторства в данном случае сам тезис приобретает немного другие оттенки, чем в формулировке "неисчерпаем, как и атом".
Вот, кстати, что Е.Л.Фейнберг говорил по этому поводу:
Например, шаблонная фраза, которую физики до сих пор произносят иронически, что электрон так же неисчерпаем, как атом. А вы подумайте серьезно, это же провидчески: оказывается электрон – это не просто электрон, не шарик, как думали физики, у него есть волновые качества, спин, он и точечный, и окружен полем. Это лептон, способный к слабым взаимодействиям и т.д. и т.д. Действительно, неисчерпаем. Объективно, здесь Ленин выступил как гениальный дилетант.
Так что в общем как ни крути, но тут ошибочным высказывание заклеймить довольно трудно