Ученые серьезно обеспокоены тем, что в нескольких университетах Великобритании начали выдавать дипломы бакалавра (bachelor of science, BSc) в области «альтернативной медицины», в частности гомеопатии. Таким образом, к настоящей науке формально приравнивается деятельность, имитирующая науку, но не имеющая с ней ничего общего. Сложившаяся ситуация обсуждается на страницах последнего номера журнала Nature. Отчасти это результат реформ в образовании, проведенных правительством еще в 1990-е годы.
...
Дэвид Колхун поясняет историю вопроса. Оказывается, что в Великобритании в 1992 году правительство Джона Мейджора придало статус университета группе учебных заведений, которые занимались раньше только обучением студентов (в основном по прикладным, техническим специальностям) и в которых, в отличие от настоящих университетов, практически не велись никакие серьезные научные исследования. Именно в этих «новых университетах» и стали выдавать дипломы бакалавров по таким «наукам», как кулинария, вышивание, менеджмент игры в гольф или приключенческий туризм. В британской прессе соответствующие документы стали язвительно называть «учеными степенями Микки-Мауса» (Mickey Mouse degrees), указывая, что прежде всего в их раздаче повинны «новые университеты».
...
Например, в Вестминстерском университете Лондона (University of Westminster), имеющем специализацию в области гомеопатии и одном из немногих, представители которого согласились поговорить с корреспондентом Nature, студентам в 2005 году на экзаменах задавался следующий вопрос: «Псоринум и Сульфур — средства против Псоры. Объясните, каким образом действие этих средств отражает их миазматическую природу» («Psorinum and Sulphur are Psoric remedies. Discuss the ways in which the symptoms of these remedies reflect their miasmatic nature»).
...
В обсуждаемой статье в Nature задается резонный вопрос: а куда смотрят контролирующие органы, в частности специально существующее в стране Управление по обеспечению качества высшего образования (The Quality Assurance Agency for Higher Education, QAA), обходящееся британским налогоплательщикам ежегодно в 11,5 миллионов фунтов стерлингов (примерно 20 миллионов долларов США)? Представители QAA говорят, что не могут вмешиваться в содержание учебных программ. «Но зачем тогда существует данный орган?!» — восклицает Колхун. Активность этого ведомства по «улучшению» работы в британских университетах хорошо известна всем, кто там ведет настоящую научную работу. Ученым приходится всё больше времени тратить на ненужные бумаги, без которых невозможно получить финансирование, и доказывать чиновникам, что они занимаются наукой.