В.Б.>> Чингинскую Воронку ночью проходил, а там на берегу 3 пирамидки в честь утопших геологов - не знали, как её проходить...
oktavio> А не могли бы расскзать про Чингинскую воронку? В сети информации мало, да и та скудна и противоречива — некоторые вообще не упоминают, при описании опасностей сплава, другие же пишут как о чем-то мистическом.
Ничего мистического. На фото слева - устье реки Чинге, справа - ур. Мугур-Саргол со знаменитым собранием петроглифов. Их исследовала Марианна Арташировна Дэвлет, д.и.н., из Мск. Выпустила книжку "Петроглифы Мугур-Саргола". У меня есть с ее дарственной надписью. Это все попало в зону затопления СШГЭС, поэтому часть наиболее характерных личин срезали пилой по камню. Но большинство осталось, можно наблюдать при сбросе воды. На левом берегу, метрах в ста над водой, идет хорошо вымощенная плитками сланца "Дорога Чингис-Хана".
Сама Воронка - за поворотом. С нее начинается Саянская "Труба" Енисея. Имеет в плане вид корпуса центробежного насоса, примерно. Подниматься надо левой стороной (правым берегом реки), там будет выступ, от него отбойная струя, примерно 5-6м/сек. В нее надо входить и сразу перекладывать руль резко влево, иначе груженую лодку переворачивает, пустую - нет. И идти вдоль скалы на расстоянии 1-2 м. На груженой лодке смешно: мотор ревет (Вихрь-30), а скала еле движется.....Так минуты 2-3. И спокойно выходишь. Идиоты пытаются идти центром, где отбойной струи нет почти, и попадают в центр воронки. А там - сучья скапливаются, иногда - целые стволы. Попадают под винт, и минимум - шпонки сорваны, максимум - "сапог" (дейдвуд) пополам.... Без хода лодку закручивает по циркуляции, прижимает к означенной скале, и со скоростью 5-6 м/сек вмазывает в неё. После чего дюраль или лопается, или заклепки по шву срезает, и буль-буль...
По левому берегу стоит три пирамидки со звездочками с 60-х годов, геологи...... напоминание о тех, кто через центр пошел. Правой стороной (левым берегом) подниматься тоже нельзя - там мелко и камни. исход тот же. Первый раз стремно в отбойную струю входить со сравнительно спокойного течения: перед носом поперек курса такой бурлёж.....Обратно так же - спускаешься правым берегом (по течению), в струе - на малый газ, и выходишь на полном. Один раз показали, потом я раз 50 туда-обратно ходил без приключений. В "ситуацию" попал только один раз на пороге Кургол. Это километров 40 ниже. "Сапог" пополам. Три дня сидели на скале втроем, варили венгерские супчики в колпаке мотора на телогрейке, которую пропитывали бензином..... Пока дядя Саша Пареблямба не снял - случайно проходил, со своим извечным бидоном браги (она в лодке за день хода созревает - бурбуляция!)
....Дотащил до Ханыгского займища, потом туда нам новый "сапог" привез он же. Поставил, и больше в Кургол правым берегом не ходил: там с виду потише, а надо идти по валам, хотя страшно.... Пареблямба же и объяснил.
Вот Большой Порог не ходил. Проходил только Астахов, Сергей Никитич, д.и.н., зам. Манделя. (Анатолия Максимилиановича Мандельшамма, научного руководителя СТАЭ). И то, только 1 раз на полупустой "Обянке" с Вихрь-30. Плоская такая калоша, скоростная....У меня-то "Прогресс" был.
Больше, сказал, не пойдет. А Пареблямба всю жизнь ходил, тонул всего 1 раз. Зато выловил несколько десятков утопленников, которые байдарочным сплавом занимались. Хотя во всех туристических справочниках Большой Порог значится, как непроходимый для байдарок, и надо обносить берегом. На рафте можно было, наверное.... Только за лето 79-го года 16 чел. из Мск и Красноярска.....Таков печальный итог....
Сейчас всё затопила СШ-Запруда, приключения закончились....