OAS> Мне вот кажется, что и в те времена, и "с" и "без" всяких современных медосмотров "лажали" по "чёрному". При приближении к берегу, главное было сначала этот берег заранее увидеть. Для чего наблюдателями выбирали самих "зорких", и без всякой медкомиссии. Потом собирался "консилиум" (где были и вполне зрячие). И начиналась решение задачи - вроде понятно в какую часть света мы приплыли, но желательно понять, примерно где мы. И куда дальше плыть, на Север, Юг, Восток, Запад.
хм.. какие-то чудеса ты рассказываешь )))
На каждом корабле есть склянки, 15-минутные и 4-часовые. При окончании их переворачивали и отбивали в рынду (бо окончание или начало вахты).
То есть, время корабля (напр, времяпорта отправления. К примеру, Лондона) с некоторой точностью секунд - знали.
Далее выясняем время наступления полудня по наивысшему положению солнца - вуаля, у нас есть точная долгота. Грубо, каждый час - 15 градусов долготы, считается координата влёт.
Что касаемо широты - был на каждом уважающем себя корабле секстан. Которым можно ловить возвышение солнца в полдень, и, зная дату, получать широту..
Или отлавливать угол возвышения любой выбранной звезды. Допустим, для простоты, полярной - её угол возвышения равен к твоей широте. Напр, на 60 градусах от горизонта? поздравляю, ты на 60-й параллели.
Ну и ведение счисления пути, как в авиации, давало достаточно точную информацию, где ты есть, не ожидая ни полудней ни звезд.
Словом, мореплаватели не были "незнайками на луне".
Хотя если забухать - можно было проспать склянки, и тогда по звездным атласам со временами восхода и захода звезд пытаться отловить, на какой ты долготе.
OAS> Насколько я понимаю, после середины прошлого 20 века, ситуация с приборной ориентацией заметно улучшилась до примерно - знаем где мы, с учётом погрешности в несколько км/миль.
вообще-то с начала 17-18 века

Дети капитана гранта читал?

А таинственный остров?
В первой половине 20 века появились радиокомпасы, позволяющие всё время полета видеть, на каком ты радиале от РС. А если одновременно принимаешь две - то ты знаешь точно своё место - в пересечении линий.
В середине 20 века - линии LORAN-C, позволявшие по картам разностей дальностей ловить своё положение в любую погоду днем и ночью в любой точке океана. Только сильно вдали от станций точность выходила левая: пересечение 2 гипербол, сам понимаешь, большой ромбик неопределенностей в районе прямых лучей.
Аналогичное что-то в СССР делалось, названия забыл, хоть и учил на лекциях по радионаФигации.
Потом пошли VOR (функционал близок к РК, но раза в 4 точнее)
DME (distance measuring equipment) - ловить своё место в прямой видимости от наземных aids стало вообще ковырянием в носу.
Потом пошла RNAV (area navigation) - компьютеризованная система, выполняющая все задачи штурмана..
Грубо, если ты летишь из точки А в точку Б, departure aid ушел за горизонт, но ты счисляешь своё положение по наземной скорости (путевая плюс снос) и часам, отмечая на планшетке пересечения текущих пеленгов или радиалов. Потом постепенно переходишь к следующим и следующим станциям до появления в зоне видимости destination aid и "активному полету на радиостанцию".
А с РНАВ-ом - у тебя рисуется виртуальный маяк на точке твоего пути, и ты по стрелочке летишь, словно от станции к станции. Вообще для лентяев занятие.
Ну а уже потом - пошли жпс-ы, которые по сути дали возможности RNAV по всему шарику.
OAS> Потом на смену пришёл GPS и всё заметно улучшил.
Теперь мимо города/порта промахнуться стало сложнее. 
а это зависит от наличия помех )))
Там, где жпс заходы сертифицированы, обычно есть опорная станция, псевдолит, благодаря которой точность навигации улучшается до сантиметров. А если нету.... то, помнится, испытывали с Йонисом авиационные гармины.. шлепнулся я ровнехонько на центролинию, а у него на экране рисует, что катимся мы в 100 метрах левее впп )))
OAS> Если пользоваться оптическими приборами наблюдения, то их обычно все настраивают под себя. И тем самым проблемы зрения в человеческих настройках вроде как нивелируются?
нет. Настройка никак не отменит отсутствие разрешающей способности.
То самое, что позволяет вовремя заметить или тренд сближения или вовсе появление опасного обьекта.