Реклама Google — средство выживания форумов :)
Если до 2014 года в Крыму проживали преимущественно русские с украинскими и крымскотатарскими меньшинствами, то сегодняшняя Бессарабия — скорее лоскутное одеяло из самых разных этнических групп. Однако стоит отметить, что этнического украинского большинства в регионе нет. Официально этнические украинцы составляют порядка 40% населения Бессарабии, наряду с этническими русскими (20%), болгарами (20%), молдаванами (13%) и рядом более мелких этнических групп. Многие из этих народов составляют большинство в этнических деревнях с самобытной культурой, разбросанных по региону.
Один из объединяющих факторов для общин Бессарабии — историческая связь с имперскими завоеваниями России конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков. Русский язык остается языком бытового общения по всему региону. В частных домах и кафе не редкость запрещенные российские телеканалы — сигнал ловится не только из Приднестровья, но и из Румынии и Молдавии. При этом у украиноязычных СМИ отсутствует как инфраструктура, так и аудитория.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.
В связи с созданием международной организации безопасности оно было обеспокоено тем, что СССР в ней мог оказаться в изоляции среди капиталистических стран. В качестве способа воспрепятствовать этому Москва рассматривала членство в будущей организации союзных республик. Подготовка к постановке этого вопроса перед союзниками по антигитлеровской коалиции началась в 1943 г. 26 июля Москва попросила отдельное представительство для семи республик, в том числе и БССР, понесших наибольшие потери во время войны, в комиссии Объединённых наций по военным преступлениям.
Это было выяснение позиции союзников по вопросу признания советских республик субъектами международных отношений.
Как следует из “Директивы к переговорам о создании Международной организации безопасности”, принятой СНК 9 августа и утверждённой политбюро 10 августа, советская
делегация должна была в соответствующий момент заявить о том, что в числе
учредителей международной организации должны быть все союзные республики.
Но при этом не следовало настаивать, чтобы данный вопрос был решён уже на
конференции [Снапкоўскі, 2015: 78]. В меморандуме советского правительства о
международной организации безопасности от 12 августа было изложено положение, согласно которому членом организации могли стать государства, подписавшие Вашингтонскую Декларацию Объединённых Наций и присоединившиеся к ней [Советский, 1984а: 97]. Это, в принципе, открывало путь для членства в Организации 16 республикам СССР, хотя прямо об этих планах Москвы в меморандуме не говорилось.
О намерении советского правительства сделать советские республики не просто
членами ООН, а учредителями этой организации США и Великобритания узнали
уже на конференции в Думбартон-Оксе. 28 августа 1944 г. глава советской делегации А.А. Громыко на заседании конференции внёс предложение, согласно которому в число первоначальных участников организации должны быть включены все советские республики. Это предложение было неожиданным для союзников, и главы американской и британской делегаций заявили, что они не готовы к его обсуждению
Глава советского правительства также указывал на то, что, “например, Украина и Белоруссия <…> по количеству населения и по политическому значению превосходят некоторые государства, в отношении которых все мы согласны, что они должны быть отнесены к числу инициаторов создания Международной организации”
5 декабря министерство иностранных дел Великобритании подготовило меморандум, посвященный вопросу о членстве советских республик в будущей международной организации. В нём отмечалось, что с точки зрения британских интересов
было бы лучше, если бы СССР имел в организации один голос. Но Великобритании
трудно противоречить советским предложениям, т. к. она намерена добиваться места в организации для британских доминионов и Индии, а степень автономии советских республик во внешней политике выше, чем Индии
К началу Крымской конференции советское руководство скорректировало свою
позицию относительно вступления в ООН советских республик. Москва отдавала
себе отчет, что правительства США и Великобритании не могли допустить вступления в ООН всех 16 союзных республик. Поэтому к началу переговоров в Ялте
СССР выдвинул новую, более реалистичную инициативу, предусматривавшую
признание трёх или, по крайней мере, двух союзных республик в качестве членовучредителей международной организации. К их числу советское правительство
предложило отнести Украину, Беларусь и Литву как республики, понесшие колоссальные человеческие и материальные потери в борьбе против фашистских агрессоров
Выводы
Борьба советской дипломатии за включение в ООН советских республик, в
частности БССР, была продиктована международно-политическими интересами
СССР, его стремлением упрочить свои позиции в новой международной организации. Успешное решение вопроса о принятии БССР в ООН в качестве одного из
учредителей этой организации было обеспечено во многом благодаря искусству
советской дипломатии, одним из ярких, талантливых представителей которой являлся А.А. Громыко. Он возглавлял советскую делегации на конференции в Думбартон-Оксе, осуществлял руководство советской делегацией почти на всем протяжении работы конференции в Сан-Франциско. Он участвовал в работе Ялтинской
конференции, на которой были приняты важные решения относительно участия
советских союзных республик в ООН. Советская дипломатия путём компромиссов,
уступок, увязки различных вопросов, иногда и ультимативных требований добилась согласия США, Великобритании и других стран на вступление в ООН, правда
не 16, а 2 советских республик, которые были отнесены И.В. Сталиным к “основным советским республикам”. В их числе была и БССР. Вопрос о членстве БССР в
ООН был поставлен не руководством республики, а союзным правительством. Советская Белоруссия выступала в данном случае лишь как инструмент в дипломатических комбинациях советского руководства. Но вступление в ООН означало признание международным сообществом БССР субъектом международных отношений, что отвечало национальным интересам белорусского народа и способствовало
формированию белорусской государственности.