проблемы усвоения инвестиций в развивающихся странах(регионах)
Во-вторых, часто помощь идет не туда, где она нужна больше всего. Представителей международной бюрократии часто изображают как злобных и коварных слуг мирового капитализма, которые хотят выкачать из условной Нигерии последние соки, но на деле работа этих чиновников оказывается бесполезной из-за их некомпетентности и безразличия к чему-либо, кроме сданных отчетов об успешных инвестиционных проектах — а они легче реализуются там, где уже есть условия для роста. Впрочем, инвестиции могут идти не туда и из-за действий бизнесменов: так, в рамках поддержки инвестпроектов на Северном Кавказе российское правительство выделило деньги на создание в регионе предприятия по выращиванию сои, но получатели помощи, по данным Счетной палаты, большую часть средств вложили не в сельское хозяйство, а в покупку валюты (что, впрочем, оказалось более выгодной в 2013 году инвестицией).
В-третьих, пытаясь создать нечто новое, международные организации и правительства часто ломали что-то старое и работающее: строительство новых заводов ухудшало экологию, что лишило возможности местных жителей заниматься сельским хозяйством; на все том же Северном Кавказе, где новые предприятия часто строят на месте пастбищ, между фермерами и строителями периодически возникают конфликты. Более того, потерявшие работу фермеры узнают, что им как рабочей силе на заводе тоже не рады — в результате оказывается, что они потеряли старый источник дохода, не получив нового.
Итак, давать деньги на строительство заводов, надеясь тем самым модернизировать общество, — идея плохая (и не только по экономическим причинам — нотки расизма в разделении наций на умные-с и глупые-с есть), но что тогда делать? Много времени и денег было потрачено на поиск ответа. Казалось, достаточно лишь создать качественное высшее образование — но после окончания хорошего университета выпускники уезжают туда, где им лучше заплатят. Казалось, что стоит простить бедным странам их долги, чтобы они могли начать с чистого листа — но оказалось, что чистый лист сразу же заполняется новыми займами. Казалось, что стоит с помощью протекционистских мер защитить отечественного производителя — но выяснилось, что импортозамещение приводит к появлению низкокачественных и дорогостоящих аналогов иностранных товаров. Казалось, что достаточно установить для стран правила, нарушение которых приводит к сворачиванию помощи — но у МВФ и ВБ не хватило сил лишать бедных помощи из-за нарушений, которые совершают диктаторы.
Однако сейчас экономисты, наученные горьким опытом, худо-бедно понимают, что решение проблемы бедности в развивающихся странах возможно, если создать подходящие условия для существующих и потенциальных предпринимателей. Насчет того, что именно нужно делать, есть две школы мысли. Первая связана с тем, что качество институтов и государственного управления имеет значение: чем проще бизнесу вести свои дела, чем более защищенным является право собственности, тем больше будет инвестиций в экономику. То, что качество судебной системы и удобство ведения бизнеса положительно связаны с экономическим развитием, является неоспоримым фактом. Однако заставить диктатора и окружающую его элиту отказаться от коррупционной ренты — дело крайне непростое.
Другая школа мысли основана на том, что оптимальные условия для бизнеса — это не только справедливый суд и правовое государство, но и специальная экономическая политика, которая должна не находить «национальных чемпионов» (несколько компаний, которые получают большую часть поддержки), а упрощать жизнь широкому кругу компаний. Конкретное содержание подобных программ может варьироваться в зависимости от того, чего более всего не хватает местному бизнесу: от субсидий на создание общей для целой группы компаний инфраструктуры до инвестиций в образовательную систему; от финансирования НИОКР до поддержки экспорта. И хотя такого рода программы не лишены рисков, связанных с коррупцией и неэффективным использованием средств, в целом мировое сообщество научилось проектировать меры помощи так, чтобы выделенные деньги давали результат — например, с помощью естественных экспериментов, когда проводится предварительная проверка эффективности программы.
Начиная с 50-х годов прошлого века, с момента падения системы колониализма, развитые страны Запада вкачали в экономику своих бывших колоний триллионы долларов. Однако и по сей день эти государства относятся к самым бедным в мире. В причинах этого явления разбирался преподаватель экономического факультета МГУ Даниил Ситкевич
// snob.ru