Госмонополия "Российские железные дороги" и госкорпорация "Росатом" намерены в конце июля 2011 года представить макет поезда с атомной силовой установкой. Об этом, как передает "Интерфакс", заявил вице-президент РЖД Валентин Гапанович.
По словам топ-менеджера, поезд на атомной силовой установке состоит из 11 вагонов и представляет собой научно-выставочный комплекс. "Я посмотрел насыщение этого вагона - мне понравилось", - отметил Гапанович.
Сколько будет стоить строительство поезда, пока неизвестно. Также ничего не сообщается и о безопасности такого рода транспорта.
Об использовании атомной энергии в транспортной промышленности много писалось в середине XX века. Так, журнал "Популярная механика" приводил следующую цитату из газеты "Гудок" от 1958 года: "Конечно, атомный локомотив будет значительно тяжелее паровоза или тепловоза той же мощности. Но если такой локомотив направить на отдаленную магистраль, например в Арктику, то он будет работать там с перерывами в течение целого зимнего сезона без дополнительного снабжения. Его очень легко превратить в подвижную электростанцию. Кроме того, он сможет снабжать энергией бани, прачечные, парники для выращивания овощей".
Идеей использования атомной промышленности в бытовых целях интересовались и американцы. Так, корпорация Ford в 1958 году создала концепт-кар Ford Nucleon, но ни одной рабочей модели так и не было создано. Кроме того, в середине 1950-х годов в местной прессе писали, что, возможно, скоро в США создадут атомный пылесос. Этот проект также не был реализован.
У нас в НИКИЭТе, в частности, разрабатывается проект транспортабельной ядерной энергоустановки «ГРЭМ» мощностью в 1 МВт для электро- и теплоснабжения отдаленных и труднодоступных районов, населенных пунктов, военных городков и других объектов.
— Что Вы скажете о надежности мобильной энергоустановки, разрабатываемой в НИКИЭТ?
В.Емельянов. Так и скажу: надежна как автомат Калашникова. Почему? Потому что в основу создания модульной мобильной ядерной энергетической установки для производства электроэнергии и тепла положены ранее апробированные технические решения и технологии двойного назначения.
— Если можно, расскажите, пожалуйста, в популярной форме об основных технических параметрах модульной энергоустановки, чтобы могли понять и неспециалисты.
В.Емельянов. ЯЭУ ГРЭМ — это одноконтурная установка с газоохлаждаемым высокотемпературным реактором и газовой турбиной замкнутого цикла. Должен отметить, что высокотемпературный газоохлаждаемый реактор с активной зоной на основе наноструктурированного карбонитридного топлива разрабатывается в России в рамках программы развития космической энергетики и не имеет мировых аналогов. Для неспециалистов поясню, что газотурбинный способ преобразования энергии в замкнутом цикле обеспечивает практически полное использование энергии реактора для производства электричества и теплоснабжения. Кстати говоря, коллективы разработчиков, участвующих в создании ядерной установки «ГРЭМ», имеют многолетний опыт по созданию образцов новейшей техники, как правило, не имеющих мировых аналогов или превосходящих по своим потребительским характеристикам лучшие мировые образцы. Установка должна работать не менее 25 лет без перегрузки топлива. Узлы и агрегаты большинства элементов этой ядерной установки испытаны и отработаны как в реакторных условиях, так и на других типах энергоисточников. Например, новейший парогазовый электрогенератор который предполагается использовать в установке «ГРЭМ», уже работает в Москве на ТЭС-26 с 2007 года. ЯЭУ «ГРЭМ» скомпонована на трёх полуприцепах УМЗАП-9990 на базе тягача МАЗ-537 «Ураган». Грузоподъёмность каждого из них 60 тонн.