[image]

Ликбез - все что вы хотели знать о космосе, но боялись спросить.

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 85
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Так. Еще вопросы появились. Тут давеча довелось на дежурстве с напарником посмотреть фильм "Стелс". Еще раз. Когда видел перывй раз, то как-то не обратил внимания. Когда там истребители "Тэлон" переходили на 3 Маха, то вокруг них возникало визуально искажение, искривление воздушной массы в виде эдакого конуса. Вопрос - это и в самом деле так? Т.е. если какой-то ЛА будет двигаться с окологиперзвуковыми скоростями 3-4-5-6-...10 Махов, то вокруг него и впрямь будут видны такие вот "конусы". Это что, визуализация конуса Маха?

И еще такой вопрос. Если у нас есть некий супер-пупер самолет, летящий на высоте эдак под 30-50 км со скоростью в 10-25-50 М, какой в теории за ним должен быть хвост инверсионного следа - будет ли он вообще? По идее ведь на такой скорости самолет должен немало греть воздушную массую, которую он пронизывает, а та, охлаждаясь, должна порождать немало конденсата - так? Должен появляться белый след?
   
RU Dem_anywhere #04.04.2007 14:49
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

1) Вообще, конус Маха ака ударная волна - это и изменение плотности воздуха. Пропорциональное затраченной на её порождение энергии. А на изменениях плотности - будет преломление.
2) ЕМНИП - наличие инверсионного следа связано исключительно с появлением в среде центров конденсации (сажи?). Если топливо сгорает полностью - следа не будет.
   
+
-
edit
 

Cannon

опытный

AGRESSOR> И еще такой вопрос. Если у нас есть некий супер-пупер самолет, летящий на высоте эдак под 30-50 км со скоростью в 10-25-50 М, какой в теории за ним должен быть хвост инверсионного следа - будет ли он вообще? По идее ведь на такой скорости самолет должен немало греть воздушную массую, которую он пронизывает, а та, охлаждаясь, должна порождать немало конденсата - так? Должен появляться белый след?

Для конденсата вода нужна в значимых количествах - а откуда она в значимых количествах на высоте в 30-50 км? имхо, такой след будет очень-очень прозрачным - вряд ли его разглядишь... Но будет оставаться след из водяных паров даже ПОЛНОСТЬЮ сгоревшего топлива - как за самыми обычными, даже не сверхзвуковыми, ТУшками на большой высоте. Причем след жирный такой - сколько топлива нужно для разгона до гиперзвука...
   
+
-
edit
 

marata

Вахтер форумный
★☆
Посмотрел сегодня программу Space по EuroNews про ATV "Жюль Верн" - error 404
Возникло несколько вопросов.
Было сказано много слов про уникальность сего девайса:
1 Полезная нагрузка - не нашел сколько груза доставляет Протон. Как я понимаю, полезная нагрузка РН включает и КА? Заявляется, что ATV доставляет в три раза больше, чем Протон-М.
2 Коррекция орбиты. Опять же пелось про уникальность этой операции. Но вроде как все Протоны и Шаттлы напоследок "подталкивают" МКС? Или трехступенчатые Протоны это не делают?
3 Ну и то, что меня просто разозлило - автоматическая стыковка. А наши то как на автомате стыкуются? Мне кажется, что Россия самый большой опыт в этом деле, а с учетом различных ситуаций, так просто уникальный.
P.S. Понял, что имел большой пробел в понимании РН и КА. Зачем их называют одинако :)
P.S.S. Если будут желающие пообсуждать, может стоит отдельную тему завести? Интересно будет почитать.
   
RU Ведмедь #15.04.2007 10:03  @marata#15.04.2007 09:37
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
marata> Посмотрел сегодня программу Space по EuroNews про ATV "Жюль Верн" - error 404
marata> Возникло несколько вопросов.
....
....
marata> P.S.S. Если будут желающие пообсуждать, может стоит отдельную тему завести? Интересно будет почитать.


Удивительно мне, что до сих пор нет отдельной темы!!! :)
   
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Все перепуталось у евроньюсовцев...

marata>1 Полезная нагрузка - не нашел сколько груза доставляет Протон. Заявляется, что ATV доставляет в три раза больше, чем Протон-М.

Грузы на МКС доставляет не рекета-носитель "Протон-М", а грузовой корабль "Прогресс-М". Стартовая масса "Прогресса" около 7.2т, из них непосредственно груз (предметы снабжения МКС) около 2т. Стартовая масса европейского грузового корабля ATV примерно в 3 раза больше, соотвественно масса доставляемого на МКС груза будет пропорционально больше. Точных цифр под рукой нет, но можно поискать.

marata>Как я понимаю, полезная нагрузка РН включает и КА?
Именно так и есть. Ракета-носитель (РН) предназначена для выведения космического аппарата (КА) на орбиту и он является её полезной наррузкой. При выведении нескольких КА одной РН в массу полезного груза также включают проставки предназначенные для крепления КА между собой и к РН, несмотря на то, что они после выведения КА они становятся "космическим мусором".

marata>2 Коррекция орбиты. Опять же пелось про уникальность этой операции. Но вроде как все Протоны и Шаттлы напоследок "подталкивают" МКС? Или трехступенчатые Протоны это не делают?

Коррекция орбиты МКС далеко не уникальная операция. Делается регулярно двигателями грузовых "Прогрессов" или Шаттлов. Как правило по окончании совместного полёта перед отстыковкой.
Трехступенчатые "Протоны" этого не делают и в принципе не могут делать, так как предназначены только для выведения КА на орбиту.

marata>3 Ну и то, что меня просто разозлило - автоматическая стыковка. А наши то как на автомате стыкуются? Мне кажется, что Россия самый большой опыт в этом деле, а с учетом различных ситуаций, так просто уникальный.
Всё правильно.

marata>P.S. Понял, что имел большой пробел в понимании РН и КА. Зачем их называют одинако
Советская традиция. РН при разработке вообще не имеет названия. Поэтому она получала наименование для открытых публикаций по названию первого космического аппарата не военного назначения выведенного ей на орбиту. Военные КА все обзывались одинаково "Космос-NNNN". Но здесь есть исключения. РН "Молния" получила своё название от спутника связи запущенного в 1965 году. Запуски АМС к Марсу, Венере, Луне с 1960 года этой РН как бы остались за кадром.
   
RU Ведмедь #15.04.2007 10:54
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
В любом случае "Прогресс-М" уже есть, а ATV пока существует только в рекламе и проектах. Когда еще полетит-то? И как?
   
+
-
edit
 

marata

Вахтер форумный
★☆
О! Понял свою ошибку: Прогресс-Протон :rolleyes:
   
RU Ведмедь #15.04.2007 11:19  @marata#15.04.2007 11:06
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
marata> О! Понял свою ошибку: Прогресс-Протон :rolleyes:

Вообще-то "Прогресс-М" запускают "Союзом-У" :) Вроде бы.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
marata> О! Понял свою ошибку: Прогресс-Протон :rolleyes:

Не, Протон тут вообще не в кассу. Это журналамеры нахомутали. К МКС этот самый тяжелый из имеющихся сейчас в России носителей не запускается вообще - и Прогрессы и Союзы запускаются разными модификациям РН "Союз". Протонами выводились только некоторые модули МКС.
   
RU Ведмедь #15.04.2007 14:29
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Ну, "Протоном" можно вообще супер-грузовик запускать - только сначала его надо спроектировать и построить, конечно :)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Спроектировали и построили 30 лет назад - ТКС называется, Транспортный Корабль Снабжения :) Но дорого это, цельный Протон ради одного полёта к станции гонять - потому и заглохло дело.
   
RU Taras66 #15.04.2007 18:22  @Ведмедь#15.04.2007 14:29
+
-
edit
 

Taras66

опытный

Ведмедь> Ну, "Протоном" можно вообще супер-грузовик запускать - только сначала его надо спроектировать и построить, конечно :)

Супер-грузовик под "Протон" был спроектирован, испытан и даже полетал к ОС "Салют-7". Подробности см. в статье И. Афанасьева "Другой корабль" в журнале «Новости космонавтики» №9 2002г, №11 2002г, №5 2003г.

Или в архиве на сайте журнала:
часть 1-я:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/236/41.shtml
часть 2-я:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/238/33.shtml
часть 3-я:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/244/39.shtml

Еще один сравнительно недавний прожект грузовика под РН "Протон" с названием "Грузовой транспортный корабль" см в статье "Тяжелый грузовой транспортный корабль для МКС", «Новости космонавтики» №5, 2003г.

В архиве на сайте журнала:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/244/04.shtml

В этой же статье есть сравнительные характеристики предлагаемого ГТК с грузовыми кораблями "Прогресс-М" и ATV.
   
15.04.2007 18:26, marata: +1: Спасибо
RU Bell #16.04.2007 17:10  @Ведмедь#15.04.2007 10:54
+
-
edit
 

Bell

аксакал
★★☆
Ведмедь> В любом случае "Прогресс-М" уже есть, а ATV пока существует только в рекламе и проектах. Когда еще полетит-то? И как?

вообще-то АТВ полетит к МКС уже этой осенью.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вроде Андрей Коваленко говорил, что нет?
   

Bell

аксакал
★★☆
Да куда он денется? В смысле АТВ, конечно, а не Андрей :)
Ну не этой осенью, так следующей весной. Задолбали уже с этими переносами...

В любом случае он уже вполне есть, а не "в рекламе и проектах". Вот я к чему.
   
RU Ведмедь #16.04.2007 19:18
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Ну вот когда полетит, тогда поверю :)
   
RU CENSORED #16.04.2007 19:19  @AGRESSOR#04.03.2007 01:47
+
-
edit
 

CENSORED

новичок

AGRESSOR> А по каким параметрам проводится оптическая навигация? Угловые размеры, характерный спектральный паспорт объекта, звездная величина. Или все сразу? Первоначальный поиск opnav задается по ИНС, по приблизительному району местонахождения опорного объекта? А дальше? Поиск по расширяющейся спирали?

Спектрометрия слишком много сьедает массы и места. В целом последовательность выглядит так: ИНС (или на околоземке - телеметрия) + датчик солнца = поле наблюдения со звездой "хорошей" светимости (издавна первой строкой идет Сириус), потом отфильтрованное по светимости изображение с астродатчика сравнивается с картой вторичного созвездия и проводится распознавание. Для этого есть матаппарат, позволяющий с абсолютной точностью отличить "спектр" квадрата от "спектра" треугольника при любом угле поворота и положения в картинке распознаваемой фигуры. Как нашли на картинке заданное вторичное созвездие - определили ориентацию. Это может повторяться по нескольким ключевым звездам и соответствующим вторичным созвездиям. По результатам проводится калибровка ИНС. http://www.milparade.ru/docs/upload/096-097.pdf
   
19.04.2007 14:25, AGRESSOR: +1: Спасибо за разьяснение.
RU Bell #17.04.2007 09:34  @Ведмедь#16.04.2007 19:18
+
-
edit
 

Bell

аксакал
★★☆
Ведмедь> Ну вот когда полетит, тогда поверю :)

да зачем верить-то? Достаточно просто знать.
   
RU Андрей Суворов #17.04.2007 11:17  @Bell#17.04.2007 09:34
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Ведмедь>> Ну вот когда полетит, тогда поверю :)
Bell> да зачем верить-то? Достаточно просто знать.
Так никто сейчас не знает - ни Andy_K64, ни хозяева-разработчики ATV...
   

Bell

аксакал
★★☆
Спорим, они точно знают, что АТВ есть и полетит? :)
   
RU Андрей Суворов #17.04.2007 14:35
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

АТВ есть, да, тут спорить глупо.
А вот полетит ли он - тут уже можно спорить :)
Допустим, если за 20 секунд до запуска ТТУ Ариан-5 этот ТТУ взорвётся, будет ли это означать, что АТВ полетел?
Но реально сейчас никто не берётся назвать дату старта.
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Такс... Еще вопросик. Как герметизируются стыки в скафандрах? Человек вроде сзади через люк залазит - видал я несколько фоток - но они слишком мелкие, чтобы разглядеть систему герметизации.

Есть у кого ссылки или какая-то инфа по этому поводу? %)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Я серьёзную лит-ру по скафандрам читал давно, но ЕМНИП, там никаких особых хитростей нет, достаточно банально всё. Герметичная прокладка да какие-нибудь прижимные устройства. На более ранних версиях, тех, что без дверцы в спине (вообще это скафандры только для орбитальных станций) и лётных скафандрах была просто шнуровка - эдакие резиновые горловины герметизировались за счёт прижатия шнуровкой. У американцев были молнии.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Я так и думал. Резина и прижим. А э-э... Вообще какой-то процент утечек есть? СЖО как-то их восполняет?
   
1 2 3 4 5 6 7 85

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru