В последнее время в очередной раз обострились отношения между авиационными компаниями-перевозчиками, а также между производителями авиатехники. На какие только ухищрения они не идут, лишь бы уменьшить стоимость одного тонно-километра (отсюда снизить тарифы на перевозку грузов и стоимость билетов для пассажиров). Перечислять не буду, практически все они общеизвестны, но по-моему забыли еще одну возможность - это выпускать сравнительно низкоскоростные самолеты, я имею ввиду с крейсерскими скоростями порядка 550-600 км/ч. Не хочу сказать, что их совсем прекратили выпускать, но как то производят их небольшие фирмы малыми сериями , в основном пассажирские и под невысокую загрузку (человек на 50). А самолеты побольше делают под крейсерские скорости 700-850 км/ч. А ведь совсем недавно производились такие чудесные самолеты, как АН-12 и С-130 с рабочими скоростями 550 км/ч. Они и сейчас, несмотря на свой весьма солидный возраст, востребованы на рынке. И не потому, что нет других самолетов – у того же АН-12 количество израсходованного топлива на тонно-километр ниже, чем , к примеру, у ИЛ-76 (не сравниваю с ИЛ-76, на которых стоит ПС-90 - сравнение АИ-20 с ним будет некорректным, т.к. разные поколения движков). Согласно науке, линейное приращение скорости требует геометрического прироста мощности. А высокая скорость перевозок (800 км/ч) не всегда имеет приоритет перед невысокой (Vист550-600 км/ч при Vпр320-340 км/ч). Думаю, многие пассажиры эконом-класса согласились бы провести в воздухе лишний часок-другой, если бы билеты при этом оказались дешевле на 10-20%. Прикинул такой самолет – максимальная грузоподъемность до 30-40 тонн, дальность до 5000 км, Vпр. макс 450-470 км/ч, салон – трансформер с легкой разборной перегородкой, позволяющей при недокомплекте пассажиров убирая при необходимости лишние кресла сдвигать перегородку, освобождая место под грузовую кабину (интерьер изначально не мерседесовский, не для буржуев). Багаж у всех с собой. Недогрузка груза, поставили кресла, скинули запрос на кассу, есть возможность кого-то подвести, подняв рентабельность перевозок. Кстати, экономичность можно еще поднять, если фюзеляж разделить на два разных герметичных отсека, почти как у того же АН-12 – одна часть это кабина экипажа с небольшим тамбуром и четыре пары кресел для сопровождающих груз. Вторая часть – собственно грузовой отсек, у которого собственная отдельная система наддува для герметичности. Смысл в том, что не для всякого груза необходим обогрев и нормальное давление воздуха. Очень часто перевозится груз, которому это без необходимости. На наддув тратится в среднем 3% мощности движков. Если наддув грузовой кабины будет без надобности, то на кабину экипажа останется только примерно 1%, а 2% можно сэкономить.
Как мыслите, пролетарии? Табуретки к вашим услугам.