Собственно почти ППКС. Товарищ формулирует на счёт сути интеллекта и возможности приближения к нему
современных нейросетей.
Что создают в OpenAI и стоит ли этого бояться? Об этом — в интервью с экспертом по междисциплинарным исследованиям и стратегической аналитике, бывшим топ-менеджером IBM, SGI и Cray Research Сергеем Кареловым.
// monocle.ru
...
Чертова дюжина умений
Невероятный хайп, царящий сегодня вокруг всего, что называют плохо осмысленным собирательным термином «искусственный интеллект»,
мешает задуматься над фундаментальными вопросами о родовых признаках интеллекта естественного. Но ведь не обозначив их, невозможно обсуждать предметно, как близко подошел ИИ, точнее один из разделов этого пучка технологий, а именно модели машинного обучения, к воспроизведению работы человеческого разума.
Крупнейший отечественный специалист в области теории информации, главный научный сотрудник ФИЦ «Информатика и управление» РАН Виктор Финн в интервью журналу «Стимул» сформулировал
13 характеристик идеального интеллекта.
Выделение существенного в обозреваемых данных
Порождение целеполагания, порождение последовательности «цель — план — действие».
Отбор знаний, релевантный цели рассуждения.
Способность к рассуждению, а именно к получению выводов из тех посылок, которые вы подобрали.
Способность к аргументации и принятию решений на ее основе.
Рефлексия, способность реагировать на свои знания, действия и их оценивать.
Познавательное любопытство: ответ на вопрос «что такое?» или способность к распознаванию явлений окружающего мира.
Способность к объяснению, ответ на вопрос «почему?».
Реализация познавательной деятельности посредством синтеза познавательных процедур, образующих эвристику решения проблем. Это не одна познавательная процедура, как, например, дедукция (вывод из посылок истинных заключений или умозаключение по аналогии), а обычно результат действия комплекса познавательных процедур, когда достигается некоторое новое знание.
Способность к обучению и использованию памяти.
Рационализация идей и преобразование их в понятия. Человек часто мыслит не понятиями, а идеями, которые неуточняемы или еще не уточнены, поэтому эта способность обязательна для создания науки.
Способность к интеграции знаний, объединение этих знаний, с тем чтобы создавать концепции и теории.
Адаптация знаний при получении новых сведений из мира, или коррекция теории.
Легко увидеть, что пока то, что называется машинным обучением, реализует только две способности из перечисленных, а именно распознавание (ответ на вопрос «что такое?») и обучение и использование памяти.
«Из этой характеристики интеллектуальных способностей непосредственно вытекает, — говорит Виктор Финн, — что не все то, что может в процессе познавательной деятельности делать человек, может быть автоматизировано, что-то мы можем сделать только в интерактивном режиме, в партнерстве с человеком. В частности, способность к трансформации идей в понятия, интеграция знаний для образования теорий, адаптация знаний при их получении, рефлексия — все эти тонкие и важные мыслительные и познавательные деятельности мы можем реализовать только в интерактивном режиме “человек — машина”. То есть наиболее серьезные системы искусственного интеллекта должны быть партнерскими, человеко-машинными системами».
Отсюда вроде бы следует, что никакого сверхразума, работающего без участия человека и без управления со стороны человека, сделать нельзя. Но невозможно ли это в принципе или компьютерные алгоритмы со временем освоят еще несколько высших интеллектуальных функций, недоступных, признаемся, и многим живым людям, мы уверенно ответить не беремся.