israel>> 2. Как вы правильно заметили, главное - средие показатели. Вот и сравните средние показатели образования среди израильтян и их успехов в наукоемких отраслях (напомню, в Хай-теке Израиль на 2 месте после США если считать по валу и на 1 - если считать на душу населения).bashmak> Поскольку США - номер 1, а там нет призыва, то это доказывает, что армия влияет шютка (с)
Шутка неудачна, т.к. США на 1 месте по общему обьему, что не удивительно, если сравнить размеры наших стран. Если разделить обьем на душу населения - мы впереди.
bashmak> На самом деле это просто доказывает, что в израиле очень хорошое образование, но с этим и так никто не спорил. А влияние армии из этого выделить нельзя.
Хорошее, но не лучшее в мире. Я бы все к образованию не сводил. Вопрос гораздо сложнее. Между прочим, все экономисты отмечают важную роль в росте Хай-тека в Израиле эмигрантов из СССР/СНГ. А они получили образование (все или часть его) вовсе не в Израиле.
bashmak> Вот если бы у вас пол страны призывалось, а другая половина не призывалась, то сравнивая их результаты можно было бы выявить закономерность.
В Израиле не призываются 2 категории молодежи: левые гламурненькие сынки и чмыри из кварталов бедноты. Как правильно заметил Макс, лучше эту тему не поднимайте. Есть, правда, еще арабы. Но тут сравнивать сложно, т.к. в арабском секторе ниже процент успеваемости изначально в школах (из-за характерного общества), и в универ идут только самые одаренные.
bashmak> Именно. Например как в Швейцарии, если я ничего не перепутал. Но там армия ставится как одно из умений и абсолютно не мешает образованию, по крайней мере техническому и вполне себе идет параллельно процессу обучения.
Как пелось в советской песне: "ничто не проходит бесследно". Затраченное на армию время - это время, оторванное от учебного процесса. Плюс армия на время выбивает из учебной колеи. Но есть области, где армия может и помочь в учебе. Так что тут сложное уровнение, со многими плюсами и минусами. У меня просто сейчас нет времени на развернутые обсуждения. Но в общем моя пуэнта в том, что службу можно построить так, что бы она не сильно мешала в учебе и уж точно не была решающим фактором в размышлениях "служить или не служить".
Кстати, в тему: кому то известно о деятельности ешивот-хесдер в Израиле? Там, правда, учеба религиозная, но это в любом случае интересный пример сочетания учебы и службы.