Это были сложные дни. Причем параллельно мысленно держал в голове Ваш пост. Но в той же голове ответ получался слишком развернутым. Плюс понял, что рассчитывать реальные силы для соборов я сейчас не готов. Плюс Вы похоже сейчас явно связаны со строительством, я же копал в этом давно. И многие термины забыл.
Но постараюсь дать ответ. Но быть краток. Для начала хотел отметить, что я понимаю что у одной задачи всегда есть несколько решений. И если все решения работают, то это уже хорошо. Вот только хоть решений может быть много, но есть оптимальные, а есть ошибочные. Когда из-за некоторых проблем приходиться сильно усложнять конструкцию, вводить костыли и т д. В результате проект выходит дороже, сложнее и может быть даже при этом держит меньшую нагрузку.
Для примера возьмем такую несколько гиперболизированную схему распора
Можно это победить построив дополнительные контрфорсы по бокам? Конечно! Допустимое ли это решение? Почему нет? Будет ли оно оптимальным по современным меркам? Вряд ли.
Теперь берем базилику с самой простой силовой схемой из возможных (Basilica of Constantine)
Стены и деревянный потолок. Как бы успешно стоит. Передача усилий от не маленького потолка передается на стены. Утолщения стен даже нельзя назвать полноценными контрфорсами или колонами. Причем они даже немного играют на дизайн.
Внутри очень светло. В чем тут критиковали римские постройки. Собственно и при строительстве вряд ли были проблемы. Римские архитектора достаточно быстро определили оптимальные соотношения для тех же арок (явно тоже методом проб и ошибок) внесли их в "нормативные документы" и достаточно успешно проектировали здания, мосты, аведуки и т д из этого знания. Колон внутри нет вообще.
Теперь смотрим на схему готического собора из Вашего поста выше
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/128694/pub_5bbc404501a1a700ad44e371_5bbc410201a1a700ad44e379/scale_1200
Да. Виднеются очень мощные контрфосы. Но от чего они гасят усилия? Точно не от крыши. В отличии от той же Софии, Панеона где многотонные каменные (бетонные) купола крыша там обычно деревянная и очень легкая и прочная. Хоть и покрытая свинцовыми пластинами.
Вот, собственно, для Нотер дам Де Пари
Тогда кто дает эту силу? Собственно если посмотреть на схему готического собора это и так ясно. Польза там есть, но вреда получилось больше.
Причем даже нельзя сказать, что некоторые контрфорсы строили на всякий случай. На том же Нотер-дам видно, что некоторые контрфорсы там разрушались явно после строительства, их переносили на другие места явно на практике пытаясь понять куда же их ставить, чтобы стены не разрушались
Да, я понимаю что внешний вид соборов изменялся во времени. Но явно одной из причин таких отличий было то, что было требование (гласное или негласное) что церкви в честь правильного бога должны быть лучше, выше, красивей чем постройки этих язычников. Чтоб там не было этих простых арок и т д Иначе не объяснить, почему зная труды того же Витрувия европейские архитекторы с упорством достойного лучшего применения пытались применить другие ваианты. Из-за чего нарушался баланс, усиливались распорные усилия, для чего приходилось подставлять костыли, которые впрочем потом успешно украсили и они стали частью архитектуры.
И это при том, что высота потолка Собора парижской богоматери практически совпадает с высотой потолков вышеупомянутой базилики, а вот ширина рабочего зала куда меньше. При куда более сложной схеме и с кучей мешающихся колон. Схема будет во вложении. Взял ради размеров, автор явно до конца не понимал откуда идет усилие.
Достигли они своего? Конечно. Но цена мне не нравиться. Лично мне. Зато нравятся те, которые смогли понять что с римским наследием нужно не бороться, нужно брать его за основу и идти дальше. В частности авторы Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Ну ведь класс же? Контрфорсы есть в основании купола но достаточно изящные и обоснованные, так как купол тяжелый. Хотя и там удалось частично обойтись полкуполами. Вся силовая схема достаточно грамотно распределена. Шаг колон куда больше, как и внутреннее пространство. И это даже без учета купола. Который сам по себе достижение. Так как наконец то удалось получить купол сравнимый с Пантеоном.
И ведь не так много времени их разделяет (с учетом тех реалий). Франция (1163-1345), Флоренция (1296-1436).
Схемы же всех трех соборов можно посмотреть здесь. В одном масштабе. Боковые схемы для базилики и Нотер-дама не нашел. Так что для первой нарисовал сам, для второй взял из 3Д.
И я понимаю, почему считается что Санта-Мария-дель-Фьоре олицетворяет собой начало Возрождения. Во время которого, в том числе, тот же Витрувий вернулся с полок в реальную работу.
Еще про Витрувия. Я не знаю, в троице "Польза, прочность, красота" он поставил красоту на последнее место или переводчик. Но в целом она достаточно логичная
Польза - изначальное техническое задание. Оцениваем для чего строим здание и какие его параметры.
Прочность - расчитываем его силовую схему, размеры, цену и т д
Красота. - Оцениваем как можно украсить здание не нарушая силовую конструкцию или назначение.
Так вот на мой взгляд готика это первое направление архитектуры в котором красота была вынесена на первое место. Перед архитекторами стояла задача построить здание именно в таком стиле.
В определенном виде это своя философия. Отчасти важная. Но все таки достаточно логично, что такой подход отчасти ушел в прошлое. Или уйдет. Саграда Фамилия будет хорошим олицитварением и завершением истории готики. Собственно, думаю, Гауди куда лучше меня понимал то, что здесь пытался выразить я.