...Налицо и объективная трудность: двухсистемный приемник априори не может быть дешевле и компактнее аналогичного GPS-приемника. Дело в том, что около 40% в себестоимости приемника приходится на чип для вычисления навигационных данных, 25% — на радиотракт GPS (преобразование спутниковых сигналов) и еще 35% — на радиотракт ГЛОНАСС. По оценкам заместителя генерального директора КБ НАВИС Игоря Новаченко, ГЛОНАСС увеличивает площадь и цену приемника примерно на треть.
Но и это лишь в лучшем случае — при массовых объемах производства, например от 50 тыс. комплектов в год. А сегодня самая низкая цена, заявляемая нашими производителями,— $500 (аналогичный GPS-вариант в пять раз дешевле), самые честные же говорят о $1000–1200. Технические проблемы в принципе решаемы, говорит Новаченко: можно вложиться и в миниатюризацию, и в снижение энергопотребления, но пока не наберется достаточного портфеля заказов, вопрос о разумности этих вложений и цене устройств останется открытым.
При таком подходе получается, что наиболее массовый рынок карманных устройств и навигаторов для мобильных телефонов для наших производителей закрыт. Так что владельцам кошечек и собачек просьба не беспокоиться.
И не страшно, говорит Игорь Новаченко, нам туда и не надо. Сегодня отечественный рынок наводнен GPS-приемниками из США и Юго-Восточной Азии по цене $100–200, но дешевизна достигается, в частности, за счет отказа от ряда дорогостоящих испытаний готовой продукции. Получается дешево, но гнило: пошел дождик — прибор отключился, проезжаешь мимо базовой станции сотового оператора — опять не работает. «Лезть в дешевый гражданский сегмент не имеет смысла — мы на этом рынке сможем удержаться лишь в том случае, если предложим качественную, пусть даже более дорогую аппаратуру»,— уверен Новаченко.
За примерами далеко ходить не надо. Габариты и энергопотребление не имеют критического значения, объясняет Владимир Максименко, эксперт исследовательской компании «Современные телекоммуникации», если речь идет об автомобильных навигаторах стандарта DIN 1 (монтируемых в отсеки для магнитол). В мире это весьма емкий сектор. Так, по прогнозу Telematic Research Group, к 2011 году будет продаваться по 4,5 млн автомобилей с навигационными средствами в год, и вклад России составит минимум 10%. Неплохие цифры.
Иными словами, считают электронщики, главная предпосылка успеха — верно определить своего потребителя. Кто же он, потенциальный покупатель навигаторов ГЛОНАСС?
Почем ГЛОНАСС для народаГЛОНАСС — государству.
Без сомнения, главным потребителем ГЛОНАСС станут госструктуры. Правительство об этом уже позаботилось, выпустив постановление №365, предписывающее обязательную установку навигационной аппаратуры ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС на воздушный и водный транспорт, а также на автомобильный, занимающийся перевозками пассажиров и опасных грузов. Кроме того, устройствами ГЛОНАСС будут оснащаться кадастровые службы, службы МЧС и силовые ведомства. Все должно быть готово к 2009 году.
Регулируемый рынок, по оценке Федерального агентства по промышленности (Роспром), составит не менее $120 млн в год.ГЛОНАСС — таможне. Чиновники также хотят бросить ГЛОНАСС на борьбу с простоями на таможенных пунктах. Вице-премьер Сергей Иванов недавно предложил проводить таможенное оформление грузов не на границах, а на специальных терминалах внутри страны. А чтобы по пути к ним фуры не терялись, оснащать их маячками ГЛОНАСС. Всем «уклонистам» будут выставляться крупные штрафы. Однако эксперты сомневаются, что чиновникам удастся «продавить» идею применения ГЛОНАСС в интересах таможенного ведомства — нет влиятельных структур, по-настоящему заинтересованных в лоббировании этого начинания, а сопротивление велико со стороны и перевозчиков, и отправителей и получателей грузов, да и самих таможенников.
ГЛОНАСС — страховщикам.
Юрий Урличич, генеральный конструктор НИИ КП, ратует за установку бортовых самописцев («черных ящиков») на легковые автомобили — это должно повысить безопасность дорожного движения. Благодаря спутниковой навигации устройство будет фиксировать местонахождение машины до аварии. Если это предложение будет реализовано, производители получат грандиозный заказ на 30 млн штук «черных ящиков». Перспективы вроде бы радужные, но препятствие то же, что и с таможенным проектом: нет крупных лоббистов. Во внедрении «черных ящиков» заинтересованы страховщики, но им не по силам реализовать эту инициативу, полагает Игорь Новаченко: не заинтересованы владельцы автотранспорта.
ГЛОНАСС — перевозчикам.
Сами разработчики считают одним из наиболее перспективных и наименее хлопотных направлений двухсистемное оборудование для самолетов и морских судов: это традиционные потребители средств спутниковой навигации, которые с удовольствием с GPS «пересядут» на GPS/ГЛОНАСС.
Кроме того, Сергей Иванов предложил железнодорожникам, не дожидаясь директив, оснащать маячками ГЛОНАСС поезда, для более эффективного управления движением. Тогда железнодорожные диспетчеры будут знать, в каком тупике находится вагон и сколько времени он там простоял. Удастся реализовать идею — производители получат многомиллионные заказы. Ижевский радиозавод (поставщик систем управления для РЖД и разработчик навигационной аппаратуры) уже давно пытается склонить РЖД к внедрению навигационных устройств, но пока безрезультатно.
Еще более очевидны выгоды применения ГЛОНАСС в контейнерных перевозках — как железнодорожных, так и автомобильных. В первую очередь речь идет о борьбе с хищением грузов. Перевозчики несут огромные убытки от разграбления контейнеров, перевозимых по транспортным коридорам «русского транзита». Здесь цена второстепенна: что такое $800 за приемопередатчик GPS/ГЛОНАСС в сравнении со стоимостью контейнера? Тут возникают организационно-технические вопросы. Как решить проблему с источниками питания для маячков (ведь контейнеры и вагоны, в отличие от машин, не имеют аккумуляторов), а также защитить устройство от вандалов? Но самое главное — как организовать службу реагирования в масштабах страны? Если, скажем, по пути из Владивостока в Москву контейнер отклонился от маршрута, кто будет разбираться и возвращать украденное добро?
ГЛОНАСС — автопаркам.
Поставщики систем мониторинга автотранспорта на основе GPS и сотовой связи GSM с напряжением следят за развитием событий вокруг ГЛОНАСС. Особенно те, которые обслуживают непродовольственных ритейлеров и другие компании, перевозящие дорогие товары. Вокруг ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС может образоваться значительный рынок — в России насчитывается 4,5 млн единиц грузовых машин, причем существующими сервисами мониторинга на основе GPS охвачена едва ли двадцатая часть всего парка. По словам Александра Гурко из «М2М телематики», его компания, которая отслеживает клиентский парк в 5 тыс. грузовых машин, в следующем году выпустит до 20 тыс. терминалов GPS/ГЛОНАСС, которые будут стоить примерно вдвое дороже терминалов GPS. Но взамен потребители получат более точное определение местонахождения машин, объясняет Гурко.
Однако генеральный директор компании «Термотех» Павел Итин считает иначе: «Если речь идет не о перевозках телевизоров и медикаментов, а о борьбе с „левыми” рейсами, ГЛОНАСС пока слишком дорогое удовольствие. Так, при парке 100 машин за приемники ГЛОНАСС придется заплатить $50 тыс»..
ГЛОНАСС — связистам. Важный сектор коммерческого рынка — оборудование спутникового позиционирования для сотовых компаний и операторов Wi-Max. Известно, что в России к 2012 году будет внедрен европейский вариант единой телефонной службы спасения 112 (номер 112 заменит все остальные телефоны экстренных служб — 01, 02, 03 и 04). При этом операторы связи должны будут обеспечить возможность автоматического определения места, откуда был сделан звонок в службу 112.
А для этого сотовым компаниям придется развертывать системы спутникового позиционирования, потому что сегодняшней точности определения координат по расположению базовых станций в сотовой сети недостаточно (речь идет о сотнях метров и даже километрах, а нужны метры и десятки метров). По словам Эльдара Муртазина, ведущего аналитика Mobile Research Group, для создания систем позиционирования каждому оператору связи потребуется $15–20 млн инвестиций — это серьезный рынок для ГЛОНАСС.
Вообще, продвижение ГЛОНАСС — это проект класса b2b, уверен Павел Козлов. Нужно «продать» идею ГЛОНАСС не конечному потребителю, а партнеру-смежнику. Производителям готовой аппаратуры стоит заинтересовать зарубежных партнеров чипов в массовом выпуске недорогих двухсистемных компонентов. А нашим разработчикам чипов и плат нужно заручиться заказами, допустим, от специалистов по системам мониторинга автотранспорта.