Tico> Просьба американских товарищей прокомментировать:
Я не американский товарищ
Однако преподаю в НГУ, и темой интересуюсь. Посему прокомментирую.
> Образовательная модель, о которой вы говорите (чисто условно можно назвать ее "американской" — она отнюдь не единственная в рамках либеральных социально-экономических систем), действительно "воспроизводит неграмотную массу", четко сепарированную от образованной "элиты" — но это отнюдь не цель ее функционирования (как наивно полагают многие лица под родными осинами).
Описана не американская, а советская система образования, возникшая в районе 50-60 годов и с минимальными изменениями существующая и поныне.
> Просто лет 30 назад в Штатах начали действительно небезынтересный образовательно-педагогический эксперимент.
Где-то так, возможно даже раньше. До этого всё было примерно как у нас, точнее у нас как у них с поправками на идеологические аспекты.
> Вполне очевидно, что все реальные потребности общества по части научно-технического прогресса и макро-управления обеспечивают 5-7% его членов;
Типа того. Только вот их
всего 5-7% не от того что такого количества
достаточно для эффективного управления и развития, а от того что в популяции таких всего столько, и больше нет.
*Более того, есть подозрение, что оных индивидуумов даже не % от населения, а вообще константное число.
> вот их, собственно, и надо учить всерьез — а 93% ("заворачивателям гамбургеров" и "офисному планктону") образование ни нафиг (в прагматическом смысле) не нужно.
Глубочайшее заблуждение. Как раз потому что тех 5-7% недостаточно, оставшуюся массу нужно сортировать дальше, и из каждого выжимать максимум на что он способен. Что собственно и делает современная американская система образования. И в этом её коренное отличие от нашей.
> Поэтому задача состоит в том, чтобы корректно выделить из общей массы эти 7% и обеспечить им старт за счет гигантской системы стипендий и иных "социальных лифтов", и не дав какому-нибудь будущему Хокингу или Биллу Гейтсу (которые потом окупят любые общественные кредиты) загинуть в неблагополучной семье.
Советская система в этом фрагменте идентична. Она снимала сливки не менее эффективно.
> Поэтому решено было со школы функцию образования фактически снять вообще и не забивая детям головы — но чрезвычайно усилить при этом функцию социализации; образование же реально начинать со старших классов или вообще с колледжа, фактически с нуля.
Автор противоречит сам себе, приводя далее восторженное описание спецшколы при университете.
Американская система образования отлично сортирует учеников. Имеющие соответствующие задатки учатся по-серьёзному практически с самого начала. Причём это касается не только физики и математики. Сортировка эффективно идёт по всему спектру: от менеджмента до гуманитарных наук, от спорта до актёрского мастерства.
> Модель, повторяю, небезынтересная
Так как автор заблуждается в исходной посылке, то дальше на самом деле идёт критика советской системы образования.
> Такую модель может позволить себе только ОЧЕНЬ богатая страна
Вот именно что ОЧЕНЬ БОГАТАЯ. Даже США не настолько богаты, что уж говорить о нас.
> с ОЧЕНЬ высокой социальной мобильностью населения,
Неправильно. Мобильность всего населения не нужна совершенно. Нужно всего лишь обеспечение необходимой мобильности для тех самых 5-7%. В СССР с этим проблем не было.
> которая к тому же может в случае нужды затыкать неожиданно возникающие дыры в экономике за счет массового экспорта мозгов.
Тоже ерунда. Чтобы "мозги" можно было импортировать, их сначала выучить надо. Откуда хорошее образование в Руанде ?
> В противном случае мы имеем как раз то, что имеем: образовательные функции из наших средних школ убирают (по образцу паблик скулз),
Этих функций там и не было. Каганов об этом очень хорошо написал
Всё что давала советская средняя школа обычному ученику, так это умение читать, писать, считать.
*Лично я вот всё это замечательно умел ещё до школы и безо всяких учителей
> а вот тамошней социализации не добавляют (не считать же за таковую Закон Божий!),
И даже хуже. Наша школа делает всё, чтобы отбить желание учиться, думать и быть человеком.
> и при этом еще ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО делают приличное образование практически недоступным
Да какое там "целенаправленно"... Просто бардак в головах на всех уровнях. А те кто может что-то изменить, давно забили и уехали в нормальные места.
> для большей части населения страны
Проблема в том, что эта самая "бОльшая часть" образовываться просто не хочет. Вследствии изложенного парой абзацев выше.
> (в частности, выносом его за границу).
Да, тоже аспект. Например, если раньше НГУ конкурировал только с другими ВУЗами города и страны, то сейчас нашими "противниками" стали учебные заведения Европы и США. С первого курса уже сваливают... И шансов вообще никаких... У нас нормальных общежитий-то даже нет, что тут про остальное говорить... Средний руки американский университет рвёт любой наш ВУЗ почти по всем параметрам.
> а у нас происходит возврат к образованию доиндустриальному: с неграмотным "быдлом" и штучно образованной "элитой".
Не "штучной", а "мелкосерийной". Но ситуация хуже советской, так как у талантливых людей теперь есть выбор: уехать учиться, жить и работать в нормальную страну.
Учитесь читать.