Реклама Google — средство выживания форумов :)
Поэтому о наличии экономических причин часто приходится судить не по декларируемым намерениям участвующих в конфликте сторон, а по изменениям, произошедшим в экономике региона после конфликта.
Так, в настоящее время существует точка зрения, что причиной войны в зоне Персидского залива стали безответственность и диктаторские замашки Саддама Хусейна. Соединенные Штаты в этой ситуации предстают как бескорыстные миротворцы, заступившиеся за беззащитный Кувейт. Тем не менее наряду с этим некоторые западные эксперты ссылаются на секретный документ министерства внутренних дел этой страны, который удалось получить журналистам японского еженедельника <Сюкан мосуто>. Из него следует, что на конфиденциальной встрече представителей ЦРУ с кувейтскими коллегами обсуждалась возможность использовать ухудшающееся экономическое положение Ирака для решения территориального спора на выгодных для Кувейта условиях. Практически сразу после этой встречи последний вопреки достигнутым по линии ОПЕК договоренностям резко увеличил экспорт нефти, что в условиях уже <перегретого> рынка (то есть когда предложение и без того существенно превышало спрос) вызвало настоящую панику на биржах и привело к обвалу цен, больно ударившему по экономическим интересам Ирака и спровоцировавшим агрессивные действия с его стороны.
Кроме того, не совсем бескорыстными оказались и США. До начала военного конфликта существенную, если не ведущую роль в экономической жизни Ближневосточного региона играла Япония. В связи с тем, что компании этой страны инвестировали средства в разработку нефтяных месторождений Кувейта и Саудовской Аравии, в Японию направлялась значительная часть добытых углеводородов. Ее доля в общем объеме продукции, импортируемой Кувейтом и Саудовской Аравией, в 1985 году составляла соответственно 28,9 и 19 проц. После окончания вооруженного конфликта ситуация изменилась. Доля Японии в импорте Кувейта сократилась до 12,8 проц. в 1992 году и 9,4 проц. в 1997-м. Начиная с 1998 года она увеличилась до 17 - 18 проц., однако к настоящему времени так и не достигла предконфликтного уровня. В Саудовской Аравии к 1992 году страна потеряла 4,5 проц. рынка, а в 1999-м ее доля сократилась до 10 проц. Японские компании лишились также права на разработку ряда месторождений в Саудовской Аравии, поскольку последняя выдвинула дополнительные требования коммерческого характера, которые те посчитали неприемлемыми, что в сочетании с другими негативными факторами (в первую очередь начавшейся в Японии рецессией экономики) и обусловило сокращение ее присутствия на рынке Саудовской Аравии.
Одновременно с этим происходило усиление позиций США. Получили право на разработку некоторых месторождений ряд американских компаний. Доля продукции в импорте государств региона после конфликта стремительно возросла (с 17 проц. в 1987 году до 25 - 27 проц. в конце 90-х в Саудовской Аравии и с 9 до 26,6 проц. в Кувейте). Данные факты вполне наглядно подтверждают тезис о том, что конфликт способствовал усилению влияния США за счет ослабления позиций Японии.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в Югославии. Прямых экономических целей развязывания войны против данного государства в заявлениях западных лидеров обозначено не было. Однако конфликт имел ряд последствий экономического характера, во имя достижения которых, вероятно, и была спровоцирована натовская агрессия.
Дело в том, что затянувшаяся фаза экономического роста США во многом объясняется притоком иностранного капитала в это государство. Поэтому появление регионов, позволяющих получить большую норму прибыли на вложенный капитал, создает реальную угрозу оттока ресурсов из-за океана, и, следовательно, может привести к рецессии в Соединенных Штатах.
И хотя прямых доказательств <руки США> в развязывании азиатского, аргентинского, российского и бразильского экономических кризисов и межэтнического конфликта в Югославии (рис. 4) обнаружить не удалось, приведенный выше ряд косвенных фактов подтверждает наличие экономического интереса страны в этих событиях. Совершенно очевидно, что одержав победу в <холодной войне>, Соединенные Штаты всеми силами стремятся закрепиться в качестве единственной супердержавы. При этом ставка делается на удержание в первую очередь экономического лидерства и устранение (или ослабление) потенциальных соперников. Способы же достижения указанных целей выбираются самые различные - как это и принято в конкурентной борьбе