Б-2 уронили не пилоты, а компьютер

 
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Причиной первой (с потерей самолета) аварии американского бомбардировщика Б-2 в феврале этого года стала конденсация влаги в датчиках, заявил руководитель расследования инцидента генерал-майор Флойд Карпентер.

Авария произошла на авиабазе Андерсен на острове Гуам, двое пилотов удачно катапультировались при касании земли. «Скорее всего, аварии бы не было, если бы вопросом конденсации влаги занимались на всем протяжении работы над программой Б-2», — сказал Карпентер.

Результаты расследования показали, что влага повлияла на показания трех из 24 датчиков самолета перед полетом. Неправильные показания скорости набегающего потока заставили компьютер бомбардировщика резко отклонить рули во время взлета, что привело к потере скорости и аварии.

По словам Карпентера, пилоты действовали в соответствии с инструкциями, а системы самолета работали в соответствии с нормами, то есть так, как им подсказывали датчики.

Как выяснила комиссия, о возможности конденсации влаги в датчиках стало известно еще несколько лет назад, но информацию о ее предотвращении не внесли в соответствующие инструкции. В результате лишь немногие технические сотрудники в ходе предполетной подготовки нагревали датчики при калибровке для выпаривания влаги. «Человеческий фактор в плане обмена важнейшей информацией стал одной из причин аварии», — говорится в докладе Карпентера.

После аварии ВВС США приостановили полеты Б-2 и возобновили их только спустя примерно два месяца — в конце апреля. Комиссия по расследованию инцидента передала соответствующие рекомендации в ВВС. Стоимость одного бомбардировщика Б-2, без учета наземной инфраструктуры, превышает $1 млрд.

ВЕДОМОСТИ - Названа причина аварии бомбардировщика Б-2

Названа причина аварии бомбардировщика Б-2. Причиной первой (с потерей самолета) аварии американского бомбардировщика Б-2 в феврале этого года стала конденсация влаги в датчиках, заявил руководитель расследования инцидента генерал-майор Флойд Карпентер.

// www.vedomosti.ru
 
 

YYKK

опытный

В любом случае - это полный п-ц с резервированием. Не полный отказ, а отклонение в показаниях всего 3-х из 24-х датчиков привело к АП. Вот Вам хвалёная нейроная сеть.

Кстати, с F-22 в этом плане тоже ожидаемы проблемы отчасти кстати из-за нейронной сети его так долго испытывали, на всех режимах (эмпирический подход). А вот на F-35 вернулись к традиционному съёму воздушных параметров.
 
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

Да-да. Ещё комментария от au осталось дождаться :D
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Ждем не дождемся дядю Вову Малюха, который нам объяснит, насколько крута американская техника. Это уже не отмазываться за "Рэптор", что он типа новый, не доведенный до ума...
 
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

AGRESSOR> Это уже не отмазываться за "Рэптор", что он типа новый, не доведенный до ума...
Если там в самом деле нейронная сеть, то эта отмазка очень даже катит. Без шуток. Могли быть проблемы, например, на стадии её обучения. Которые аукнулись теперь. Бо сама концепция НС весьма нова. Можно, конечно, порассуждать на тему "а нафига оно вообще нужно", но с таким подходом можно много до чего интересного дойти...
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  

Vale

Сальсолёт

Кто еще не видел -

Aviation Video: B-2 Crash | Patrick's Aviation

Video released from the Air Force of the B-2 crash in Guam.

// www.patricksaviation.com
 


Пилотам, я думаю, было довольно стрёмно.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
CZ D.Vinitski #07.06.2008 23:41
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Первое, что приходит в голову - неправильно выставленные закрылки. Хотя как там это может произойти - ннепонятно...
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Американский компьютер решил покончить жизнь самоубийством. Научился, наслушался рассказов летчиков о трудной жизни и впал в депрессию в штопор. :)

Вот вам и нейронные сети.
 
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

AGRESSOR> Вот вам и нейронные сети.
Ну да. Только поимейте ввиду, что американцы проходят это сейчас, а всем остальным (включая нас) это только предстоит ;):F
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
А я уже не удивляюсь. В России только и умеют, что следовать за мировым трендом. Тьфу. Пока янки чего-то не замутят (хотя бы опытные работы), наши это даже не рассматривают... Мерзость. В советское время хоть что-то сами кумекали, а теперь... Вон, янки заявили, что стелс-технология - это "рулез форева" и наши попугаи-попки за ними вторят. Видимо, так и дальше будет.
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Причем тут комп? Банальная инженерная недоделка/халатность - кривая схема датчика.

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

YYKK

опытный

>Ну да. Только поимейте ввиду, что американцы проходят это сейчас, а всем остальным (включая нас) это только предстоит

У нас свой путь :)
"штырьковый", который обеспечивает резервирование.
На Су-35 - СИВСП-35
На Ка-52 - СИВПВ-52

Но летать конечно много надо, т.к. режимов слишком много...
 

Kernel3

аксакал

YYKK> У нас свой путь :)
YYKK> На Су-35 - СИВСП-35
YYKK> На Ка-52 - СИВПВ-52
ЯТД, что раз там нейронная сеть, то это не просто так :) Аэродинамическая компоновка повлияла или типа того. Так что сравнивать с Су-35 и, тем более, Ка-52, ИМХО, не совсем корректно. Т.е. конкретно в этих двух случаях можно обойтись без НС, а вот в перспективе - не факт.
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
RU AGRESSOR #08.06.2008 16:48  @Wyvern-2#08.06.2008 01:43
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Wyvern-2> Причем тут комп? Банальная инженерная недоделка/халатность - кривая схема датчика.

Неполадка датчика выявилась бы раньше. Это ПО глюкануло (по-вумному - нейронная сеть дала сбой :)).
 
RU Владимир Малюх #08.06.2008 17:59  @YYKK#07.06.2008 22:53
+
-
edit
 
YYKK> В любом случае - это полный п-ц с резервированием. Не полный отказ, а отклонение в показаниях всего 3-х из 24-х датчиков привело к АП. Вот Вам хвалёная нейроная сеть.

При чем тут нейронная сеть, если исходные физические датчики врут по причине конструктивного несовершенства?
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

YYKK

опытный

>если исходные физические датчики врут по причине конструктивного несовершенства?

Данные "конструктивно несовершенные" датчики вполне спокойно позволяют летать "обычным" самолётам.
Тем более, что кол-во (по логике) датчиков выдавших неправильное давление всего 3 шт. из 24-х. Может в консерватории чего-то не того, как Вы думаете?

>ЯТД, что раз там нейронная сеть, то это не просто так
Только для одного - снижение ЭПО. Там по сути отверстия на поверхности самолёта через которые происходит съём давления. Получая таким образом поле давления высчитывают высотно-скоростные параметры самолёта. Как видим отказ всего 3-х привёл к фатальным последствиям.

То, что будет стоять штатно на Су-35 (ПВД-7 и ПВД-18 - это временно) преследовало помимо снижения влияния на ЭПО главным образом: значительное повышение точности расчёта высотно-скоростных параметров, создание многократно резирвированной системы, значительное облегчение веса и объёма ну и освобождение носовой части.

На Ка-52 причины иные - желание иметь систему (совмещённую с СОС) повышенной точности обеспечивающую высотно-скоростную информацию в диапазоне 360гр по горизонту и вертикали.
 
RU Владимир Малюх #08.06.2008 18:27  @AGRESSOR#07.06.2008 22:58
+
-
edit
 
AGRESSOR> Ждем не дождемся дядю Вову Малюха, который нам объяснит, насколько крута американская техника.

Она просто очень крута и сложна технологически и конструктивно, и именно поэтому такие ошибки, увы, но вероятны. Она так же крута как в 50-60-е ракетная, когда авари просто сыпались как из рога изобилия. Чудес не бывает..
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU Владимир Малюх #08.06.2008 18:29  @YYKK#08.06.2008 18:23
+
-
edit
 
>>если исходные физические датчики врут по причине конструктивного несовершенства?
YYKK> Данные "конструктивно несовершенные" датчики вполне спокойно позволяют летать "обычным" самолётам.

В том-то и дело, что В-2 - самолет необычный и дачики его - тоже.
YYKK> Тем более, что кол-во (по логике) датчиков выдавших неправильное давление всего 3 шт. из 24-х. Может в консерватории чего-то не того, как Вы думаете?

А в голову не приходило, что эти 24 не измряют один и тот ж параметр. А эти три - измеряли одни, видимо угол атаки...

>>ЯТД, что раз там нейронная сеть, то это не просто так
YYKK> Только для одного - снижение ЭПО. Там по сути отверстия на поверхности самолёта через которые происходит съём давления.

Во-во, пощитее такой ПВД на "обычных самолетах".
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU Владимир Малюх #08.06.2008 18:52  @AGRESSOR#07.06.2008 23:54
+
-
edit
 
AGRESSOR> А я уже не удивляюсь. В России только и умеют, что следовать за мировым трендом. Тьфу. Пока янки чего-то не замутят (хотя бы опытные работы), наши это даже не рассматривают... Мерзость. В советское время хоть что-то сами кумекали, а теперь...

Примры принципиальны прорывов- в студию :) СССР копировал больше чем Китай сейчас..


AGRESSOR>Вон, янки заявили, что стелс-технология - это "рулез форева" и наши попугаи-попки за ними вторят. Видимо, так и дальше будет.

Заявили-то они это уже лет тридцать как...
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

YYKK

опытный

>В том-то и дело, что В-2 - самолет необычный и дачики его - тоже.

Необычные датчики, нука-нука... Давайте...

Хотя я понял, что Вы имели ввиду :)
Датчики там - обычные, там пневмотракт короткий...

> А в голову не приходило, что эти 24 не измряют один и тот ж параметр. А эти три - измеряли одни, видимо угол атаки...
А в голову не приходило, что резервировать надо?
У нас как-раз по этой причине сначало с шаровыми ПВД прекратили дёргатся, а с нейронной решили не заморачиватся, т.к. уж больно много датчиков нужно чтоб резервирование обеспечить.

Но мне Ваша позиция понятна - там всё передовое, не то что у нас... ;)

> Во-во, пощитее такой ПВД на "обычных самолетах".
Учитесь читать :) Речь о датчиках шла ;) То что пневмотракт короткий и без влагоотстойников - это "вина" нейронной сети, а точнее её проектантов (не предусмотрели) и л/с обслуживающего самолёт (видать не зачехлили вовремя...).
 
RU Владимир Малюх #08.06.2008 19:16  @YYKK#08.06.2008 19:08
+
-
edit
 
>>В том-то и дело, что В-2 - самолет необычный и дачики его - тоже.
YYKK> Необычные датчики, нука-нука... Давайте...

Ну поищите на авиалайнерах датчки вписанные заподлицо..

YYKK> Датчики там - обычные, там пневмотракт короткий...

Это и есть необычность. И невомтракт -часть измерительной СИСТЕМЫ.

YYKK> А в голову не приходило, что резервировать надо?

Резервироали, потому и три а не один. Но ОШИБЛИСЬ в конструткивно-экслуатационной реализации. Именно - ошиблись, бесспорно.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

Vale

Сальсолёт

Вообще, чего я не пойму - почему в МИРНОЕ время нельзя было иметь специальную выносную - платформу - или две, сверхц и снизу, типа "на штанге - уголковый отражатель,плюс нормальные датчики".
И каждый вылет - был бы отработкой встроенных датчиков.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
LT Bredonosec #08.06.2008 19:32
+
-
edit
 
>почему в МИРНОЕ время нельзя было иметь специальную выносную - платформу
наверно потому, что каждый сьем её мог быть сигналом - "планируется боевой вылет" ?
Voeneuch, учи физику, манажор ))  

Kernel3

аксакал

YYKK> Только для одного - снижение ЭПО. Там по сути отверстия на поверхности самолёта через которые происходит съём давления. Получая таким образом поле давления высчитывают высотно-скоростные параметры самолёта. Как видим отказ всего 3-х привёл к фатальным последствиям.
Мнэээ... Я в аэродинамике практически ничего не понимаю - меня ей не учили ( :F ), зато я чуть знаю ТАУ :) Но вот эту вашу мысль не понял :( Дык, чем именно применение НС обусловлено-то? Большим количеством входных данных, которые нужно обрабатывать параллельно, или где? :) А то я думал, что НС там собственно в ЭДСУ, и её наличие там связано с трудноформализуемостью задачи управления статически неустойчивым "блином"...
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
Это сообщение редактировалось 08.06.2008 в 19:39
+
-
edit
 

Vale

Сальсолёт

>>почему в МИРНОЕ время нельзя было иметь специальную выносную - платформу
Bredonosec> наверно потому, что каждый сьем её мог быть сигналом - "планируется боевой вылет" ?

"Уголки" на них все равно ставятся, насколько я знаю. А так, платформа сверху могла бы быить и выдвижной.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru