Полетав, делаю такой же вывод, в принципе. Без внешнего целеуказания эффективность явно ограничена.
Да тут дело даже не в том, что отсутствие оператора осложняет поиск целей и Ка-50 сильнее нуждается во внешнем ЦУ. Основная сложность в том, что уже после обнаружения целей для применения по ним ПТУРов и пушки необходимо найти их "Шквалом", переводя на этом время взгляд на экран ИТ-23, захватить на автосопровождение и при этом одновременно управлять вертолётом.
Оттриммировав вертушку на малую скорость и ровный полет, можно получить время на работу "Вихрями" даже сходу, и это не говоря про возможность стрелять ими с висения.
О существовании триммирования я в курсе. Но пилоту приходится разносить действия во времени: стабилизация параметров полёта - триммирование - поиск "Шквалом" - опознание - захват - наведение вертолёта на цель по курсу - пуск - пилотирование. Управлять вертолётом и выполнять подготовку к применению ПТУРов и подвижной пушки по цели весьма трудно, особенно если в момент подготовки к применению по цели оружия пилот не просто стабилизирует параметры полёта, а совершает вираж, висит за укрытием или выполняет противозенитные маневры. В общем, поиграете - убедитесь.
А при стрельбе НУРСами вертушка типа Ка-50 прекрасно наводится корпусом. При обтекаемом корпусе вертолет прекрасно пилотируется по-самолетному.
Ээээ. Погасить скольжение перед пикированием и успеть прицелиться и дать залп НАРов до того как Ка-50 разгонится в пикировании до 300 км/ч - это намнооого тяжелее, чем работа НАРами с того же Су-25, например.
Т.е. если ранжировать, то внешнее ЦУ идеальный вариант по эффективности применения, двухместный вариант с оператором СУО посередине, и вариант КА-50 в конце.
Странное умозаключение. Что есть внешнее ЦУ - это когда управляемое оружие или оптический прицельный комплекс вертолёта наводится на цель по внешнему ЦУ, а пилоту остаётся только приблизиться к цели, сманеврировать и произвести пуск? Даже в этом случае без оператора достаточно тяжело. Оператор может более адекватно (на месте) оценить обстановку, выбрать более приоритетную в данный момент цель, оперативнее среагировать на угрозу.
Ка-50 достаточно маневренен.
Это да.
Уходи на второй круг, заходи и атакуй цель, которая только что была сбоку. Но, вообще, 50-й и боком хорошо летает, и разворачивается, сохраняя вектор своего движения.
Резкий разворот, полёт боком носом на цель с применением по цели пушки или ПТУРов - тяжеловато это. Нужно найти цель "Шквалом", переведя взгляд на ИТ-23, при этом управляясь так, чтобы вертолёт не отвернул от цели настолько, чтобы "Шквал" потерял цель - весьма непросто, даже при использовании НСЦ.
И вообще странно все это слышать. Одноместные штурмовики-самолеты никого не смущают, а? Там скорости намного выше, висеть нельзя, а человек всего один.
У вертолётов своя спицифика. Они не могут подобно ударным самолётам работать с больших высот, недоступных МЗА, ПЗРК и стрелковке, и летать на большой скорости - т.е. вертолёты находятся всегда под угрозой - отсюда большая загруженность летчика пилотировнием (малые высоты) и большая потребность в свободной паре глаз для наблюдения за угрозами. И вообще вертолёты больше приспособлены и предназначены для работы по многочисленных малоразмерным и подвижным целям в сложном ландшафте, ведя при этом самостоятельный поиск - опять же потребность в операторе.
Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя,
Ветер дует туда, куда
Прикажет тот, кто верит в себя.