[image]

Российские БПЛА

 
1 14 15 16 17 18 144
RU unkAlien #23.10.2008 20:15  @Serg Ivanov#23.10.2008 18:22
+
-
edit
 

unkAlien

втянувшийся

S.I.> Беспилотный аппарат имеет размах крыльев 4,27 метра и вес 6,75 килограмма.

Площадь крыла бы ещё узнать.

S.I.> В одном из рейсов аппарат обнаружил 24 термальных потока, один из которых смог добавить планеру примерно 850 метров высоты, а другие прибавляли ему примерно по 170 метров. Так, по сравнению с обычным полётом без отключения двигателя, машина увеличила своё предельное время пребывания в воздухе (до исчерпания горючего) на один час.

Что-то негусто. То ли погоды не было, то ли аппарат пока сильно тупит. Или задачи высоко выбрать не было, может просто проверяли как быстро центрирует. ХЗ. В целом отцентровка и набор в потоке вещи обычно довольно простые, надо просто следовать простейшему алгоритму - при уменьшении набора увеличивать крен, при увеличении выполаживать спираль. Собственно все :-) Главное блин не сказано - он сам нашел эти потоки или тупо на них наткнулся, кружась в заданном районе. Если первое, то это мегакруто, если второе то так себе :-)
   3.0.13.0.1
MD Serg Ivanov #29.10.2008 13:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Основной недостаток БПЛА - непрерывная работа передатчика, демаскирующая его.
На этом их и будут ловить - Шилка с пеленгатором, телекамерой и лазерным дальномером - и нету БПЛА...
   
CH Фигурант #29.10.2008 18:49  @Serg Ivanov#29.10.2008 13:06
+
-
edit
 

Фигурант

опытный
★☆
S.I.> Основной недостаток БПЛА - непрерывная работа передатчика, демаскирующая его.
S.I.> На этом их и будут ловить - Шилка с пеленгатором, телекамерой и лазерным дальномером - и нету БПЛА...

Частично правда, но: БПЛА совершенно не обязан постоянно излучать (неважно что), совершенно спокойно может пилить до заданной точки на инерциалке плюс ДжиПиЭс, например. Второе: burst transmission никто не отменял. 3-е: США уже вовсю пользуют БПЛА с направленной антенной космической связи (Глобал Хок, например), и там фиг с земли излучение заметишь. Будущее именно за этим. А малоразмерные БПЛА именно на то и малоразмерные, что решают тактические задачи в сопряжении с различными средствами поражения, которые эту же Шилку уничтожать должны: если там прямая передача данных, то тот же MLRS илИ гаубица накроет ее пока она будет БПЛА заниматся. Так что не все однозначно.
   2.0.0.112.0.0.11
+
-
edit
 

DPD

опытный

S.I.> Основной недостаток БПЛА - непрерывная работа передатчика, демаскирующая его.
S.I.> На этом их и будут ловить - Шилка с пеленгатором, телекамерой и лазерным дальномером - и нету БПЛА...
Будет ли толк, если линию связи с мини БПЛА организовать при помощи ММ диапазона ? Там вроде боковые лепестки совсем мелкие и обнаружить их непросто.
   7.07.0
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★☆
Приучать к использованию ДПЛА нужно с детского возраста

   7.07.0
MD Serg Ivanov #29.10.2008 21:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Это вам к Скайдрону, по РТР..
   
MD Serg Ivanov #06.11.2008 18:07  @barvinsky#23.10.2008 20:15
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
unkAlien> Главное блин не сказано - он сам нашел эти потоки или тупо на них наткнулся, кружась в заданном районе. Если первое, то это мегакруто, если второе то так себе :-)

Беспилотные самолёты научатся экономить топливо при помощи тепловых потоков воздуха

Планеристы используют восходящие теплые потоки воздуха, чтобы удерживаться на высоте много часов, а птицы в планирующем полёте – чтобы сохранить силы. Автоуправляемые воздушные аппараты cмогут вскоре заимствовать эту технологию для экономии дорогостоящего топлива, используя компьютерную программу, определяющую области восходящего воздуха

// www.infuture.ru
 

Планеристы используют восходящие теплые потоки воздуха, чтобы удерживаться на высоте много часов, а птицы в планирующем полёте – чтобы сохранить силы. Автоуправляемые воздушные аппараты cмогут вскоре заимствовать эту технологию для экономии дорогостоящего топлива, используя компьютерную программу, определяющую области восходящего воздуха


В команду разработчиков данной системы вошел Рис Ваткин (Rhys Watkin) из компании Roke Manor Research, Гемпшир, Великобритания.

Чтобы найти ближайшие теплые потоки воздуха, программа в первую очередь анализирует видеосъёмку неба, сделанную бортовой камерой. Поиск направлен на серые, куполовидные облака, которые образованы быстро поднимающимся горячим воздухом. Система соединяет эти данные с единовременным прогнозом погоды, и компьютер моделирует движение воздуха над близлежащей поверхностью, чтобы предсказать положение будущих тепловых потоков. Команда разработчиков также собирает сведения для программы по рассказам опытных дельтапланеристов об особых областях поднимающегося воздуха и различных погодных условиях.

Выполняя задачу, программа использует все полученные данные вместе с показаниями бортового GPS-навигатора, чтобы спланировать маршрут, проходящий через наибольшее количество термальных потоков. До настоящего времени эта система использовалась только для определения возможного пути для планериста, но команда разрабатывает программы и для самоуправляющегося планера, летающего без пилота.
В будущем Ваткин надеется доработать программу настолько, чтобы она могла анализировать карту местности и определять, какое количество тепла на ней выделяется, чтобы рассчитать местоположение воздушных потоков.
   3.0.33.0.3
RU AKlion #07.11.2008 03:49  @Serg Ivanov#06.11.2008 18:07
+
-
edit
 

AKlion

втянувшийся
S.I.> В будущем Ваткин надеется доработать программу настолько, чтобы она могла анализировать карту местности и определять, какое количество тепла на ней выделяется, чтобы рассчитать местоположение воздушных потоков.

Уже сейчас авиамоделисты проводят соревнования планеров летающих по заданному маршруту и управляющихся автоматикой.
Управление можно использовать только на взлоте и при посадке.
   
MD Serg Ivanov #14.11.2008 13:10
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★

Lenta.ru: Оружие: Россия будет закупать беспилотники у Израиля

Генштаб Вооруженных сил России принял решение в ближайшие 2-3 года закупить у Израиля беспилотные летательные аппараты. Пойти на этот шаг военное ведомство РФ вынудило отсутствие аналогичных самолетов-разведчиков российского производства. Об этом было объявлено на расширенном заседании комитета Госдумы по обороне.

// lenta.ru
 


В ближайшие 2-3 года Вооруженные силы Российской Федерации закупят в Израиле беспилотные летательные аппараты, сообщает РИА Новости со ссылкой на члена комитета Госдумы по обороне Михаила Мусатова. По его словам, об этом на расширенном заседании комитета заявил начальник Генштаб ВС РФ Николай Макаров. На данный шаг военные вынуждены пойти по той причине, что у российских производителей аналогичных самолетов-разведчиков нет.
О каких именно беспилотных летательных аппаратах идет речь, представитель комитета не сообщил. Однако можно предположить, что это могут быть БПЛА Heron, также известных как Machatz-1. Эти беспилотники были разработаны израильской компанией Israel Aerospace Industries в начале 1990 годов совместно с американской TRW Inc. Самолеты-разведчики Heron уже поставлялись в Турцию и Индию, а во Франции стоят на вооружении модифицированные версии этих БПЛА, получившие наименование Eagle. В августе 2008 года представители армии Канады заявили, что в 2009 году намерены использовать взятые в лизинг самолеты в ходе операции в Афганистане

"Закупки беспилотных летательных аппаратов в Израиле осуществляться не будут, поскольку выбор сделан в пользу отечественного производителя, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Михаила Бабича.
По его словам, с такой постановкой вопроса на расширенном заседании комитета Госдумы по обороне согласился начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров. Как утверждает Бабич, участники заседания пришли к общему мнению, что у России есть только один путь - развитие собственной промышленности и собственной науки, а "других вариантов быть не должно".
Ранее о планирующихся закупках БПЛА в Израиле в интервью агентству РИА Новости заявил член думского комитета по обороне Михаил Мусатов. При этом он ссылался, опять же, на выступление Николая Макарова на заседании комитета.
Заседание комитета было посвящено новой стратегии строительства Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года. В нем приняли участие депутаты нижней палаты парламента, сенаторы и руководители Минобороны."
Россия будет закупать беспилотники у Израиля
   3.0.43.0.4
MD Wyvern-2 #14.11.2008 13:16  @Serg Ivanov#14.11.2008 13:10
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
S.I.> Lenta.ru: Оружие: Россия будет закупать беспилотники у Израиля
S.I.> В ближайшие 2-3 года Вооруженные силы Российской Федерации закупят в Израиле беспилотные летательные аппараты, сообщает РИА Новости со ссылкой на члена комитета Госдумы по обороне Михаила Мусатова.

S.I.> "Закупки беспилотных летательных аппаратов в Израиле осуществляться не будут, поскольку выбор сделан в пользу отечественного производителя, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Михаила Бабича.


И это правильно - дабы отечественные производители™ не расслаблялись и держали анус в тонусе :)

Ник
   6.06.0
RU Фагот #04.01.2009 12:03
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Авиационные средства поражения для беспилотных летательных аппаратов - статья из журнала "Зарубежное военное обозрение" № 8/2007 г.

http://war-nk.narod.ru/stats/weapon_bla.htm
   
MD Serg Ivanov #11.01.2009 20:30
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Видеосистемы робототехнических комплексов
-оборудование БПЛА
Эпиполярная навигация – совокупность средств, благодаря которым машина может определять местонахождение объектов в трехмерном пространстве. Посредством эпиполярной навигации можно управлять машиной, вычислять её положение и траекторию. Эпиполярная навигация работает, оценивая, как изменяется изображение пути, рассматривая его с перемещающейся точки обзора. Чтобы проиллюстрировать эпиполярную навигацию, вообразим автоматизированный беспилотный самолет, летящий над океаном. Единственная земля под авиароботом - маленький остров. Управляющая система авиаробота снабжена электронной картой с высокой степенью детализации, которая показывает местоположение, размер, и точную форму этого острова. Из аппаратуры авиароботу достаточно иметь только компьютер, хорошую видеокамеру, и специализированное программное обеспечение.
(С)
   3.0.53.0.5
RU Серокой #16.01.2009 19:06
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Хм, вот "ручной" БПЛА. Кажется, про него в топике ещё не говорили.

   
MD Serg Ivanov #16.01.2009 21:30
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
ZALA.AERO Группа компаний БПЛА ZALA 421-08
Этот?
Размах крыла: 0,8 м
Длина: 0,41 м
Вес: 1,­7 кг
Двигатель: электрический­
Полезная нагрузка:
Сменный блок ПН
1) модуль видеокамер состоящий из гиростабилизированной на 120° по крену цветной ТВ камеры 550 ТВЛ управляемой с НСУ и ТВ камерой 550 ТВЛ курсового обзора;
2) инфракрасная камера;
3) фотоаппарат не менее 7 мпкс;
Высота полета макс: 3600 м над уровнем моря
Дальность передачи данных: 15 км
Максимальная продолжительность полета: 90 мин
Диапазон скоростей полета: 65-130* км/ч
Метод запуска: с руки
Метод посадки: автоматически с парашютом
Размеры взлетно-посадочной площадки: 30х100 метров
Наличие систем навигации, автопилота: есть
Возможность полета по заранее введенному заданию: есть
Обслуживающий персонал: 2 чел.
Вес комплекса (2 БПЛА и САУ): 8 кг
2 БПЛА упаковывается в плечевой рюкзак

ZALA 421-08 - переносной, малогабаритный комплекс, масса которого, включая в себя два самолета, компактную станцию управления, два запасных комплекта элементов питания для летательных аппаратов, и контейнер-рюкзак для перевозки составляет всего 8 кг.

*максимальная скорость аппарата - 160 км/ч, скорость программно ограничена до 130 км/ч для обеспечения заявленного времени полета
Прикреплённые файлы:
1205407962-4530-w450.jpg (скачать) [450x302, 16,9 кБ]
 
 
   3.0.53.0.5
Это сообщение редактировалось 16.01.2009 в 21:41
+
-
edit
 

killik

опытный

Lenta.ru: Оружие: В Москве продемонстрируют более 200 беспилотников

Свыше 200 беспилотных летательных аппаратов гражданского, двойного и военного назначения будут продемонстрированы посетителям выставки Беспилотные многоцелевые комплексы (UVS-TECH 2009). Она пройдет с 27 по 29 января на территории центрального выставочного комплекса Экспоцентр.

// www.lenta.ru
 


""UVS-TECH 2009" пройдет с 27 по 29 января на территории центрального выставочного комплекса "Экспоцентр"...разработчики и компании из Австралии, Великобритании, Ирана, Латвии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, США и России. "

"Прошлая, вторая по счету выставка, проходила с 29 по 31 января 2008 года"

парадигма, похоже, меняется весьма резко...
   3.0.53.0.5
MD Serg Ivanov #21.01.2009 13:02
+
-
edit
 

>Z<

новичок
Подскажите, а где можно подробно почитать и ознакомиться с применяемыми на иностранных БПЛА (израильские или американские) комплексами авионики. Спасибо.
   
CH Фигурант #27.01.2009 21:55
+
-
edit
 

Фигурант

опытный
★☆
"Вертолеты России" занялись разработкой винтокрылых дронов

Авиахолдинг "Вертолеты России" в течение ближайших месяцев утвердит модельный ряд винтокрылых беспилотных летательных аппаратов. С этой целью в прошлом году даже была создана дирекция программы "Комплексы с беспилотными вертолетами". По словам ее руководителя Геннадия Бебешко, к настоящему времени выполнен маркетинг и определены четыре класса востребованных на военном и гражданском рынках беспилотных вертолетов: ближнего действия - до 20 км, малой дальности - до 100 км, средней дальности - до 400 км и большой дальности - свыше 400 километров. Для каждого класса определен модельный ряд, который необходимо утвердить. Создаются также базовые модели, на основе которых будет разрабатываться техника двойного назначения.

Как считает авиаконструктор, как в России, так и во всем мире вертолетная тематика в сфере беспилотной техники развивается более медленными темпами. Это обусловлено объективными причинами, связанными с проблемами создания автоматической системы управления и стабилизации дрона в полете. В то же время беспилотные вертолеты имеют ряд преимуществ. В их числе возможность зависания над определенным объектом и посадки на неподготовленные площадки, отсутствие необходимости в организации системы старта и посадки. Эти преимущества обеспечивают винтокрылым БЛА свою нишу на рынке. К примеру, это корректировка стрельбы артиллерийских систем, поставка грузов в районы конфликтов, обеспечение действий вооруженных сил в городских условиях. Эти рынки открыты не только в России, но и на международной арене, куда в перспективе "Вертолеты России" намерены продвигать свои беспилотные вертолеты, отмечает ИТАР-ТАСС.

Источник: "Вертолеты России" занялись разработкой винтокрылых дронов - Известия
   2.0.0.112.0.0.11
+
-
edit
 
+
-
edit
 

chatskiy

опытный

http://www.rian.ru/defense_safety/20090128/160332239.html

"В 2009 году мы приступаем к проведению испытаний перспективного беспилотного комплекса в разведывательно-ударном варианте, который сможет выдавать целеуказания оперативно-тактическому комплексу "Искандер". По предварительным оценкам, испытания продлятся до двух лет", - сказал директор программ по БПЛА концерна "Вега" контр-адмирал Аркадий Сыроежко.

По его словам, новый комплекс под условным названием "Аист", предназначенный не только для обеспечения "Искандера", но и для решения широкого круга задач, находится на завершающей стадии создания. Миниатюрная модель "Аиста" демонстрируется сегодня на выставке "Беспилотные многоцелевые комплексы" в Москве.

Главным отличием нового комплекса от предыдущих разработок является увеличенный вес - до 500 килограммов, в том числе за счет увеличения полезной нагрузки. "Аист" будет многофункциональным, поэтому в качестве полезной нагрузки на нем будут размещаться в зависимости от задач и фото- и видео- камеры, и комплекс ударного вооружения, и ретрансляторы, и постановщики радиопомех и так далее", - сказал Сыроежко, подчеркнув, что подробные характеристики полезной нагрузки составляют государственную тайну.

Он лишь заметил, что дальность действия новейшего комплекса БПЛА позволит ему обеспечивать работу "Искандера", максимальная дальность которого в свою очередь составляет 500 километров.
   

Aaz

модератор
★★☆
> ...новый комплекс под условным названием "Аист",.. находится на завершающей стадии создания. Миниатюрная модель "Аиста" демонстрируется сегодня на выставке "Беспилотные многоцелевые комплексы" в Москве.
Насколько я знаю, "на завершающей стадии создания" демонстрируют, как минимум, полноразмерный макет. :)
Ту же миниатюрную модель БПЛА "Юлия" (военный вариант, вроде бы зовется именно так, а не "Аистом") демонстрировали на этой выставке и в прошлом году. Модель обещали выставить еще на МАКС-2007, но так и не выставили (в модельном цехе загуляли? :) ).
Самое главное: "Кулон" заявляет для этого комплекса точность определения координат объекта, "не хуже 50 м".
Кто там про ВТО грезит? :)
   6.06.0

chatskiy

опытный

Aaz> Самое главное: "Кулон" заявляет для этого комплекса точность определения координат объекта, "не хуже 50 м".
Aaz> Кто там про ВТО грезит? :)

вто, вто... для смерча в самый раз :)
   
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
фоторепортаж с выставки


ышшо

Без пилота.... Комментарии : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

На территории Большой Ялты новостройки недвижимости Крыма - продажа, аренда, оформление.    Комплекс разведки с управляемыми снарядами 1К133 "Типчак" с БЛА-07. В "Экспоцентре&...

// www.liveinternet.ru
 
   3.0.53.0.5
MD Wyvern-2 #28.01.2009 18:54  @chatskiy#28.01.2009 18:32
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Aaz>> Кто там про ВТО грезит? :)
chatskiy> вто, вто... для смерча в самый раз :)

Кстати, "Смерчу" БПЛА не нуна - они у него есть в боекомплекте, уже лет как 10 :F Выпускаются серийно - не знаю, как в войска поступают.

Ник
   6.06.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Фагот #28.01.2009 19:26
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
"Давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой"
Что происходит с беспилотными летательными аппаратами в России

Тема беспилотных летательных аппаратов (БЛА) становится все более популярной и даже модной. Это перспективное направление развития техники в мире, что подтверждают многие специалисты. Сегодня более 40 стран применяет примерно 100 модификаций беспилотников. Рынок беспилотной техники оценивается миллиардами долларов и продолжает расти. В ближайшее десятилетие, по прогнозам экспертов, мировые ежегодные расходы на разработку и производство БЛА возрастут с нынешних 2,7 млрд до 8,3 млрд долл. в 2016 году. Общая сумма затрат на БЛА в ближайшее десятилетие оценивается примерно в 55 млрд долл., из которых 16 млрд — непосредственно на закупку аппаратов.

Согласно материалам Европейской конференции по БЛА, в мире разработано более 600 типов таких аппаратов, из них на долю России приходится только 25. Каково будущее этого направления развития техники в нашей стране, сможет ли Россия занять достойное место среди мировых фирм, занимающихся БЛА? На эти и другие вопросы обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответил директор программ по комплексам с беспилотными летательными аппаратами ОАО «Концерн «Вега», основного подрядчика Министерства обороны России, контр-адмирал запаса Аркадий СЫРОЕЖКО.

-- Сегодня в России более десятка фирм и предприятий занимается разработкой и производством комплексов с БЛА. Тем не менее Министерство обороны РФ собирается закупать беспилотники у Израиля. Логично ли это?

-- Право любого потребителя — покупать то, что ему необходимо, и там, где он пожелает. Но это и ответственность за принятое решение. Действительно, сегодня в России много крупных и мелких предприятий, фирм, которые занимаются разработкой и производством комплексов с БЛА и их отдельных элементов. Часть предприятий работает в рамках государственного оборонного заказа, другая — в инициативном порядке предлагает свою продукцию отечественным и зарубежным потребителям. Отечественные разработчики доказали, что способны выходить на рынок с продукцией, которая удовлетворяет заказчика, а по критерию «эффективность — стоимость» не хуже зарубежных аналогов.

-- Есть ли резон ликвидировать ненужную конкуренцию и объединить усилия отечественных разработчиков и производителей БЛА? Например, создав очередной холдинг?

-- Интеграция в сфере производства беспилотников идет. В наш концерн включены НИИ "Кулон" и КБ "Луч", которые прежде дублировали друг друга. Объединение позволило унифицировать технические решения, сформировать единую техническую политику. В рамках «Концерна «Вега» создан совет главных конструкторов по комплексам с БЛА. В нем представлены основные разработчики: «Вега», ОАК, "Вертолеты России", «Кулон», «Луч», РСК «МиГ», АХК «Сухой», ОАО «Туполев», «Камов», «Миль», «Иркут», «Топаз», «Сокол», НИИ ТП и многие другие. Всего в совете около 60 человек, включая представителей силовых структур. Генеральный конструктор "беспилотного направления", он же генеральный директор — генеральный конструктор «Концерна «Вега» Владимир Степанович Верба. Одна из задач совета — формирование кооперации отечественных производителей, которые составят реальную конкуренцию зарубежным коллегам. Итоги прошедшего года вселяют уверенность в том, что мы сможем выдержать такую конкуренцию. Свидетельство этому — объединенная экспозиция "Веги", концерна "Алмаз-Антей", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Вертолетов России" на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы", который открывается 27 января.

-- Может быть, всех производителей беспилотных аппаратов не стоит тянуть в будущий холдинг — продукция ведь очень разнородная?

-- Никто никого ни в какой холдинг не тянет. Просто умный руководитель должен понимать, что в нынешних условиях выжить может лишь структура, интегрированная в общий процесс создания современной беспилотной техники. При всей кажущейся разнородности беспилотной техники комплексы с БЛА должны создаваться на базе унифицированных летающих платформ различных классов со сменной полезной нагрузкой. Если конкретно, газоанализатор для МЧС, тепловизор для желающих летать ночью, фотоаппарат для картографирования, пеленгатор для радиотехнической разведки, телекамера для получения информации в реальном масштабе времени, ретранслятор, аппаратура радиоэлектронной борьбы, ударные средства. Наземная же часть должна быть унифицированной.

-- Довольно часто и не без оснований говорят, что российская оборонная промышленность все еще держится во многом благодаря заделу, созданному в СССР. Какими БЛА владел Советский Союз?

-- В СССР был достигнут высокий уровень развития и использования беспилотной техники, в этой области мы были в мировых лидерах. В вооруженных силах было более 30 частей и подразделений, оснащенных комплексами с БЛА. Большое количество отечественных беспилотных комплексов было поставлено за рубеж. Конечно, это была техника 80-х годов прошлого века, но отдельные ее образцы продолжают свою службу и сегодня. К сожалению, после распада Союза развитие отечественной беспилотной техники замедлилось.

-- Начальник Главного управления боевой подготовки генерал Владимир Шаманов прилюдно заявил, что отечественная промышленность пока не готова поставить российской армии беспилотные летательные аппараты. В то же время Минобороны России в рамках программы вооружения до 2015 года заказало несколько десятков БЛА нового поколения типа "Типчак" у вашей «Веги». Нет ли тут противоречия?

-- Неплохо бы уточнить, о каких беспилотных летательных аппаратах идет речь. Если это комплексы с БЛА, предусмотренные государственной программой вооружения, то они создаются и закупаются, в том числе и продукция нашего концерна. И не только комплексы «Типчак». Кроме того, дополнительно идет незапланированная поставка беспилотной техники вне рамок программы вооружения. Так что с задачами промышленность справляется, иногда привлекая собственные средства. Мы готовы удовлетворять и новые потребности военных. Так что противоречий нет.

-- Первая серия БЛА "Типчак" выполнена в варианте разведчика. Следующий этап, видимо, создание ударного беспилотника. Какое вооружение планируете на нем поставить?

-- Первая серия «Типчака» не разведчик, а специализированный комплекс для ракетных войск и артиллерии. Другими словами, корректировщик артиллерийского огня. Ударная же нагрузка на «Типчак» вряд ли будет поставлена, его перспектива — повышенная эффективность за счет модернизации, оснащения другой полезной нагрузкой, превращение в полноценного многофункционального разведчика в своем классе. Концерном предусмотрено создание других перспективных беспилотных комплексов, в том числе в разведывательно-ударном варианте.

-- Командование сухопутных войск ожидает, что «Типчак» позволит обеспечить разведданными ударные комплексы высокоточного оружия, в частности "Искандер".

-- Вместе с другими средствами разведки беспилотные комплексы могут обеспечить применение отдельных видов высокоточного оружия. По дальности применения «Типчак» для «Искандера» неэффективен. «Типчак» может определять координаты целей для других средств поражения, а при наличии лазерной подсветки наводить корректируемые снаряды типа «Краснополь». Для обеспечения «Искандера», вообще для решения широкого круга задач предназначен следующий перспективный комплекс с БЛА, который находится на завершающей стадии создания и в ближайшее время выйдет на государственные испытания.

-- Когда появится «в железе» мобильный вариант «Типчака» на автомобилях типа "Тигр"?

-- Есть несколько вариантов комплекса «Типчак», в том числе и на «Тигре». Вариант на четырех автомобилях существует реально, «в железе», и серийно поставляется Министерству обороны, другие — в различной степени готовности. Комплектация любого беспилотного комплекса зависит от задач, которые он должен решать. Если ставится задача обеспечения длительного, до 30 суток, ведения автономных боевых действий, то беспилотный комплекс должен перевозить не только самого себя, но и боевой расчет, средства технического обеспечения, ремонтный комплект, топливо для летательных аппаратов и многое другое. На одной же машине можно перевезти один-два БЛА. Тем не менее при наличии заказа на облегченный вариант «Типчака» он может быть создан в кратчайшие сроки.

-- В России высказываются предложения нейтрализовать системы ПРО США с помощью станций помех на беспилотных летательных аппаратах. Как вы относитесь к такой перспективе?

-- Теоретически это возможно и технически реализуемо. Но от замысла до развертывания подобных систем пройдет длительное время и потребуются большие затраты. Только целесообразно ли это и кто даст деньги? И кто оценил критерий «эффективность — стоимость»? Да и задачи надо решать последовательно — сначала оснастить войска существующими беспилотными комплексами, затем двигаться дальше. Американцы, кстати, действуют так же — к 2010 году намерены закупить более 10 тыс. беспилотных летательных аппаратов типа «Райвен» для оснащения тактического звена (взвод--рота--батальон). Так что давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой.

-- И еще о ПРО. В Европе в качестве одного из вариантов системы перехвата баллистических ракет на активном участке траектории рассматривается оснащение беспилотников гиперзвуковыми управляемыми ракетами класса "воздух--воздух". Насколько реалистичен такой вариант для России?

-- Таких гиперзвуковых ракет пока не существует.

-- По словам главкома ВВС генерала Александра Зелина, Военно-воздушные силы к 2011 году ожидают поступления на вооружение беспилотных летательных аппаратов, созданных на цифровых технологиях. Что это означает?

-- «Типчак», «Строй-ПД» и другие современные малогабаритные комплексы созданы как раз на базе цифровых технологий.

-- Не так давно США организовали трансатлантический перелет беспилотного летательного аппарата "Глобал Хок" с авиабазы в штате Мэриленд в Юго-Западную Азию за 19 часов. Способна ли на такое Россия?

-- Аппарат этот действительно уникальный, его вес более 12 т, на его создание затрачены десятки миллиардов долларов. Но применение подобной техники требует в том числе обеспечения безопасности воздушного пространства. Американцам, чтобы организовать перелет, пришлось несколько месяцев его готовить. Известен случай, когда в аэропорту Кабула беспилотник едва не столкнулся с «Боингом». Обеспечение безопасности полетов БЛА в гражданском воздушном пространстве — большая проблема, в том числе для России. У нас в стране были попытки создать аппарат, подобный "Глобал Хоку", был создан научно-технический задел, но по разным, в том числе финансовым, причинам работа приостановлена. Тем не менее БЛА этого класса нам очень нужен. И мы надеемся, что это будет отражено в новой программе вооружения.

-- При производстве российских беспилотников, как я слышал, приходится частично закупать элементную базу аппаратуры. Однако есть опасность ее загрубления или вовсе отключения в период боевых действий. Как тут быть?

-- Комплексов с БЛА полностью из отечественных комплектующих мы в ближайшее время не создадим. Это результат развала СССР, безвозвратной утраты многих технологий, для восстановления которых требуются колоссальные затраты. По большому счету сегодня ни одно государство не создает современные вооружения, опираясь только на собственные силы. Многие страны широко используют чьи-то достижения науки и техники — это признанная мировая практика. В нашем случае возможна кооперация с зарубежными фирмами под нашим контролем, тогда «жучки» в аппаратуре станут невозможными. Использование зарубежных комплектующих в настоящее время разрешено, но на определенных условиях. Это, безусловно, способствует дальнейшему развитию отечественных комплексов с БЛА.

-- Среди части серьезных ученых из Академии военных наук существует парадоксальное, на мой взгляд, предположение о том, что рассуждения о 5-м и 6-м поколениях военной авиации — всего лишь отвлекающий путь, а реальный путь развития — беспилотные летательные аппараты. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

-- Не думаю, что возможна полная замена пилотируемой авиации. Использование беспилотной техники не альтернатива, а скорее дополнение. Беспилотные системы позволяют решать задачи, когда использование пилотируемой авиации ограничено или невозможно — в условиях противодействия противника, в зоне заражения и так далее. Например, США ставят задачу иметь к 2015 году 30% беспилотных аппаратов, остальное — пилотируемая авиация.

-- В каком состоянии сегодня нормативно-правовая база по вопросам сертификации БЛА, их летной годности, соблюдения норм безопасности, лицензирования? Как интегрировать беспилотные авиационные комплексы в Единую систему управления воздушным движением?

-- Состояние отечественной нормативной правовой базы создания и применения беспилотных комплексов, увы, не способствует их развитию. Существующие документы устарели и стали серьезным тормозом. Длительная разработка беспилотных комплексов ведет к их моральному устареванию еще на этапе создания. Работа по совершенствованию нормативной правовой базы проводится, но ожидать быстрого ее завершения не приходится. По существующим правилам все беспилотники, включая мини-БЛА, создаются так же, как и пилотируемые самолеты. А по ним что «Типчак», что Ту-160 или Ту-204 равны. То есть для допуска БЛА к полетам необходимо выполнить все требования и процедуры сертификации, присущие пилотируемой авиации. Пока не будет нормальных правил создания и применения беспилотников, наш потребитель не получит современной беспилотной техники.

-- Мы обсуждали в основном вопросы использования беспилотных комплексов в военных целях. А есть ли у беспилотников перспективы в гражданском секторе?

-- Беспилотные комплексы — продукция двойного назначения, имеющая большой потенциал использования в гражданском секторе экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе. Концерн "Вега" разработал концепцию инвестиционного проекта «Создание системы оказания специализированных услуг для предприятий ТЭК с использованием комплексов с БЛА». Его реализация позволит решить задачу информационного обеспечения отраслей ТЭК. Концерн имеет необходимую базу для оказания услуг отраслям ТЭК с использованием комплексов с БЛА. Результаты этой работы можно увидеть на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы".

   
1 14 15 16 17 18 144

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru