Fitch: План ЕС и Украины по ГТС скажется на кредитоспособности "Нефтегаза" либо нейтрально, либо негативно.
25.03.2009, Лондон/Москва 17:36:12 Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сегодня заявило, что значительные инвестиции и реформа газотранспортной системы Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" ("Нефтегаз", рейтинг B- (B минус), Rating Watch "негативный") в рамках соглашения между ЕС и Украиной
. Предлагаемые изменения могут повысить прозрачность, эффективность и стабильность транзитных операций "Нефтегаза Украины", однако после увеличения капитальных вложений
и сохранятся основные проблемы по кредитоспособности, такие, как разрыв между стоимостью газа и тарифами в стране, говорится в сообщении агентства.
23 марта 2009г. Европейская комиссия (ЕК), Украина,
Европейский инвестиционный банк, ЕБРР и Всемирный банк объявили о
возможности многостороннего финансирования модернизации инфраструктуры
украинской газотранспортной системы, которая находится в собственности
"Укртрансгаза" и эксплуатируется этой компанией (100-процентной
дочерней компанией "Нефтегаза Украины"). ЕК и международные финансовые
организации не дали обещаний по финансированию программы капитальных
вложений, которую Украина оценивает в 5,55 млрд долл., но заявили о
намерении рассмотреть такое финансирование после юридической и
финансовой экспертизы предлагаемых проектов капвложений "Нефтегаза
Украины". Наиболее важным является тот момент, что условием какого-либо
финансирования в будущем может стать следование "Нефтегаза Украины"
газовой директиве ЕС от 2003г., согласно которой газотранспортные
компании должны иметь прозрачные газовые системы с открытым доступом и
справедливым ценообразованием, отделенные с функциональной и правовой
точек зрения от собственников сетей.
Газотранспортная система с открытым доступом и
работающая на основе недискриминационных условий и ценообразования
значительно увеличила бы прозрачность "Нефтегаза Украины", которая
получила почти половину выручки за 2007г. от транзита газа. Однако в
зависимости от структуры потенциального кредитования со стороны
международных финансовых организаций влияние на левередж "Нефтегаза
Украины" может быть настолько значительным, что, возможно, станет
противовесом каким-либо положительным моментам от реформы
газотранспортной системы с ухудшением кредитоспособности компании.
Директива ЕС от 2003г. не требует разделения собственности, и Fitch
ожидает, что при разделении в функциональном и правовом плане
"Укртрансгаз" останется полностью консолидированной структурой. При
новых капвложениях в размере 5,55 млрд долл., финансируемых за счет
заимствований, общий долг "Нефтегаза Украины" вырос бы более чем в
четыре раза относительно уровня конца 2007г., существенно повысив
левередж компании. Более того, не ожидается, что основные проблемы
кредитоспособности, такие, как неадекватные внутренние тарифы на газ и
просрочки платежей со стороны муниципальных потребителей, будут
разрешены за счет улучшения работы газотранспортной системы.
Fitch не прогнозирует какого-либо влияния на
кредитоспособность со стороны возможных инвестиций и реорганизации
"Укртрансгаза" до 2011г. Какие-либо конкретные изменения будут зависеть
от принятия и реализации нового газового законодательства Украины, а
президентские выборы 2010г., вероятно, замедлят этот процесс. Более
того, ОАО "Газпром" (BBB/прогноз "негативный") и российский премьер
Владимир Путин выразили недовольство тем, что рамочное соглашение между
ЕК и Украиной не предусматривает участия России. Это дает основания
предполагать, что в будущем потребуются определенные переговоры с
российскими партнерами, что будет препятствовать быстрой реализации
инвестиционной программы и реформ в "Укртрансгазе", отмечает Fitch.