[image]

Реальные данные по востребованности профессий и в/о

мифом оказался инженерный "кадровый дефЕцит"
Теги:политика
 
1 2 3
+
-
edit
 
"...Как писал “МК”, последние исследования Центра трудовых исследований (ЦеТИ) перевернули представления о потребностях рынка труда. Ученые развеяли многие заблуждения, в том числе разделяемые руководством страны.

Исследовав последние данные Росстата о подготовке специалистов и их трудоустройстве, специалисты ЦеТИ сделали три сенсационных вывода. Во-первых, россиянам свойственно избыточное образование, и это минус, а не плюс. Во-вторых, в стране слишком высокая постдипломная мобильность. И это тоже минус. В-третьих, руководство не представляет реальных потребностей экономики в специалистах.

Под избыточным понимается образование, не востребованное на рабочем месте. Например, когда человек с высшим образованием работает на должности, где достаточно среднего или даже начального. Казалось бы, чем больше образования, тем лучше — мол, дескать, общество знаний у нас: дворники — и те кандидаты наук. На деле же человек с избыточным образованием проигрывает и материально, поскольку получает гораздо меньше, чем может, и морально. Отсюда неэффективность и низкая производительность труда, столь характерные для России.

Показатели избыточного образования
В России 40%
В Европе 11—15%
В США 11%
В Гонконге 35%.

С постдипломной мобильностью у нас тоже не задалось. Слишком уж ее много — и уже упомянутой вертикальной (кандидат наук — дворник), и горизонтальной (в дипломе одна специальность, а работаешь по другой).

В целом картинка по стране выглядит примерно так: полное соответствие специальности и образования — 38% случаев, частичное — 17%, полное несоответствие — 35%, прочее —10%

Особенно часто работают не по специальности или на местах, не требующих квалификации, инженеры (30%) и агрономы (40%). На этом фоне, подчеркнул директор ЦеТИ Вячеслав Гимпельсон, экономисты с юристами выглядят намного благополучнее. Да и степень их востребованности работодателями гораздо выше. А вот для инженеров спрос намного меньше предложения. Это значит, что никакого перепроизводства юристов и экономистов с финансистами в стране нет. Зато есть перепроизводство инженеров..."

Новости общества и общественной жизни - МК

Московский Комсомолец: новости общества и общественной жизни

// www.mk.ru
 
   
lenivec> Во-первых, россиянам свойственно избыточное образование, и это минус, а не плюс.

Ясен пень. Плюсом считать неоправданную затрату ресурсов — странно, по меньшей мере.

lenivec> В-третьих, руководство не представляет реальных потребностей экономики в специалистах.

А руководство и не должно этим заниматься

Кто должен понимать реальную потребность экономики в специалистах — так это сами абитуриенты.

lenivec> Показатели избыточного образования

Как их считали?
   
+
-
edit
 

энди

злобный купчик
★★★☆
Хороших мало,нужных (специализация) мало,инженегров "вообще,врачей и учителей -дофига...
имхо у нас вообще избыточное число вузов....
   2.0.0.82.0.0.8
RU Серокой #10.06.2009 20:34
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
lenivec> Зато есть перепроизводство инженеров..."

Избыточное число инженеров - это выученных на оных. А сколько из них пошли работать по специальности? :)
Просто ради корочки, потому что в технчиеские вузы конкурс меньше - это пожалуйста, я на таких насмотрелся.
   

Bell

аксакал
★★☆
Дурацкая статья.
В гробу я видал бОльшую часть тех инженеров, которых выпускаю вузы. Оттого и кадровый голод - ну просто нету грамотных специалистов.
   1.5.0.41.5.0.4

au

   
★★☆
Большей частью — бредятина с привкусом бухгалтерского фундаментализма. Меньшей — последствия неправильного выбора профессии теми кто не знал чего вообще хочет.

Человек, осиливший инженерную дисциплину, может заниматься кучей всего другого, потому что инженерные принципы применяются гораздо шире чем непосредственно инженерное дело, а в школе их не осваивают. Как минимум это человек с уровнем научно-технической грамотности гораздо выше среднего, так что люди "от сохи" с ним конкурировать не смогут в специфическом малом бизнесе, например — он просто умнее и богаче знаниями, а знания — это не только сила, но и бабло. И инженер — это не проклятие, люди с инженерным прошлым могут заинтересоваться чем-то другим после десятка лет работы, например. А может и после пяти лет. Я знаю тут одного человека, которого учили проектировать микросхемы. Через пять лет он был старшим партнёром в жд консалтинговой конторе, а через десять — в околоправительственной курирующей жд организации. Ни одной микросхемы так и не спроектировал — записали в расход? Экономический эффект от него на порядок выше чем от среднестатистического гражданина, что выражено и в оплате труда. Таких спецов в стране максимум сотня, и нигде такому не учат — только если сам способен, откуда-то уже имея в голове всё необходимое для этого, развитое до соответствующего уровня.
Учёный (по-вашему доктор или кандидат) — это тренированный аналитик, он с короткой САМОподготовкой может работать в любой сфере, где требуются его аналитические способности. Банки кучами нанимали аналитиков с математикой в голове — им неважно кто там, от инженерии, от физики или ещё откуда, и финансовые знания им не требовались — этому уж научат по прибытии, было бы кого учить. Так что (тут, например), бывший физик-ядерщик одно время был СЕО национальной телекоммуникационной компании. Его тоже в расход? Не удался учёный.. Потом таки прибился к родному делу, стал большим атомным начальником.

Даже с точки зрения бизнеса эта воинствующая бухгалтерия — тупость. Никто в здавом уме, сидя на месторождении нефти, не станет убиваться что у него нет завода по производству микросхем, которые он бы продавал вместо скучной нефти. Никто, уже имея такой завод, не убивается что у него нет месторождения нефти, которую он бы продавал вместо скучных микросхем. Что есть из ресурсов — на том и строится бизнес. Если мозгов это понять нет, то и понять что образованные люди это невозобновляемый ресурс — не получается, что и видно.

Неправильный выбор профессии — частично на совести человека. Но мало кто в 16-17 лет понимает что специальность, которую он выбирает сегодня, должна быть/стать актуальна через 5-10 лет, а не сегодня. Таким людям надо помогать, но это только мудрые люди могут.
   1.5.01.5.0

MIKLE

старожил

lenivec> Новости общества и общественной жизни - МК

Партайгеноссе Розенберг давал установку: что русских следует учить лишь счету в пределах четырех действий, грамоте (чтоб могли прочесть приказы на стенке) и Закону Божьему (чтоб твердо знали, что нету власти аще как от Бога)
   
MIKLE> Партайгеноссе Розенберг

Кто не с нами — то ф0шист! :s291:
   
RU Владимир Малюх #11.06.2009 06:15  @au#10.06.2009 20:44
+
-
edit
 
au> Человек, осиливший инженерную дисциплину, может заниматься кучей всего другого,

Это если осилил. А на деле добрая половина с большим гаком осилили не дело а сдачу сессий кое-как..
   7.07.0
RU spam_test #11.06.2009 09:44  @Владимир Малюх#11.06.2009 06:15
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

В.М.> Это если осилил. А на деле добрая половина с большим гаком осилили не дело а сдачу сессий кое-как..
причем из еще неслабое количество просто купило.
   
RU Alex 129 #11.06.2009 10:53  @Серокой#10.06.2009 20:34
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
lenivec>> Зато есть перепроизводство инженеров..."
Серокой> Избыточное число инженеров - это выученных на оных. А сколько из них пошли работать по специальности? :)

Причем надо учесть, что словом "инженер" с нелегкой советской руки у нас называется масса всяческих профессий. Меня всегда интересовало, почему квалифицированного садовника надо обзывать "инженером по озеленению"....



Серокой> Просто ради корочки, потому что в технчиеские вузы конкурс меньше - это пожалуйста, я на таких насмотрелся.

По "классическим" инженерным профессиям в машиностроении, металлургии и т.п. сейчас не хватает никаких инженеров - ни хороших, ни хреновых... В одном из питерских вузов к примеру на нашем базовом факультете практически загнулась кафедра металловедения - т.е. даже "просто корочки ради в/о" в образе инженера-металловеда не прельщают пипл (особливо после отмены военки)...

P.S. А статья - обычный гон в стиле жп типа "МК". Меня всегда умиляла глубина выводов о дефиците тех или иных кадров, сделанных на базе данных московских офисов рекрутинговых агенств...
   6.06.0
MD Wyvern-2 #11.06.2009 11:20  @Alex 129#11.06.2009 10:53
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
A.1.> P.S. А статья - обычный гон в стиле жп типа "МК". Меня всегда умиляла глубина выводов о дефиците тех или иных кадров, сделанных на базе данных московских офисов рекрутинговых агенств...

:) Я учился на доХтура - долго и упорно. Работал доХтуром мало(хотя и интенсивно) Потом занимался околокомпьютерным и собственно компьютерным бизнесом... Теперь строители-инженеры с многолетним стажем бывает (нечасто, но бывает) приезжают ко мне посоветоваться по техническим вопросам... если человек разобрался в патанатомии, то уж в монолитном домостроении как ни будь, с Божьей то помощью ;)
   3.0.103.0.10
RU spam_test #11.06.2009 11:51  @Alex 129#11.06.2009 10:53
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

A.1.> т.е. даже "просто корочки ради в/о" в образе инженера-металловеда не прельщают пипл (особливо после отмены военки)...
вот что странно, у меня мозги чисто инженерные, это я могу точно сказать. Но инженером не стал, ибо конкурс в инженерный вуз просто не одолел бы. Это 1994 год, неужели сейчас так плохо?
   
RU Беня #11.06.2009 12:00  @Владимир Малюх#11.06.2009 06:15
+
-
edit
 

Беня

гешефтфюрер
★★★★
au>> Человек, осиливший инженерную дисциплину, может заниматься кучей всего другого,
В.М.> Это если осилил. А на деле добрая половина с большим гаком осилили не дело а сдачу сессий кое-как..
ППКС, большая часть выпускников этих, так называемых, ВУЗов, полный шлак. Причем, как правило даже не по тому что они НЕ МОГУТ, просто по тому, что им ЭТО НАФИГ НЕ НАДО, ибо они получали высшее, только за:
1. Корочки
2. Не хотели служить.
3. Приекрасный повод повисеть подольше на шее родителей.
По сему, имхо, высшее кроме случая одаренных и гос.заказа, надо делать платным, кол-во ВУЗов сокращать нафиг, а то каждая сельхозакадемия имеет юридические и экономические факультеты блин.

Имхо, бесплатно только среднее специальное. Причем обязательное для всех. А то так и будем трутней обучать, ну или в лучшем случае менеджеров по туризму с 1 или 2-мя высшими.
   
RU Alex 129 #11.06.2009 12:10  @spam_test#11.06.2009 11:51
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
spam_test> Это 1994 год, неужели сейчас так плохо?

А это 2008 г (и причем замечу не Задрюпинский заборостроительный, а один из ведущих Политехов страны):


- надо быть "очень подготовленным", что бы не поступить при конкурсе 1,75 на место (да и даже 2,11 тоже...). Тем не менее, и это не привлекает - видимо есть более привлекательные места где можно получить "корочки ради корочек" и без изучения кристаллографии и ТММ...
   6.06.0
RU spam_test #11.06.2009 12:17  @Alex 129#11.06.2009 12:10
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

A.1.> - надо быть "очень подготовленным", что бы не поступить при конкурсе 1,75 на место (да и даже 2,11 тоже...).
Да есть еще один феномен. Брат поступал, матфак, на отделение IT конкурс был эдак 15:1 (точно не помню), потому он туда не пошел, выбрал другой, что-то вроде математики в экономике, с конкурсом поменьше, что-то около 5:1. Результат первого экзсмена изменил соотношения стало около 1:1 и 2:1. Популярность и возможности сильно разошлись.

Относительно себя, поступал, не сказать чтобы совсем плохо, но в списке баллов был во сторой половине. Что не помешало закончить третьим сверху. Это к тому, что более низкий проходной балл и последующее отчисление более действенный механизм отбора, чем сразу высокий балл. То, что абитуриент не сильно показался на вступлении, не значит, что он будет плохим в обучении.
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
A.1.> А это 2008 г (и причем замечу не Задрюпинский заборостроительный, а один из ведущих Политехов страны):

Этот самый ведущий заборостроительный может пояснить слово "инноватика", ы? :D
   3.0.103.0.10
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
AidarM> Этот самый ведущий заборостроительный может пояснить слово "инноватика", ы? :D

И чего вы хотели сказать то?
   6.06.0

au

   
★★☆
Беня> Имхо, бесплатно только среднее специальное. Причем обязательное для всех. А то так и будем трутней обучать, ну или в лучшем случае менеджеров по туризму с 1 или 2-мя высшими.

Вперёд, если вас привлекает название "Верхняя Вольта с ракетами"(с)Тэтчер. Только уже с дедушкиными ракетами и очень временно.
Тут типа капитализм, но высшее люди получают практически бесплатно — по схеме беспроцентного целевого кредита от государства, выплачивать который они начинают только после достижения порогового уровня зарплаты (примерно на уровне 50-60% стартовой для бакалавра). В Норвегии высшее бесплатно. С Францией не знаю, что-то слышал.
Ни у кого в 16-17 лет нет денег на курс высшего образования, если человек учился в школе, а не занимался "малолетним бизнесом". Среднего класса считай нет, а то что есть — финансово неграмотные, и потому родители не профинансируют из своих резервов. За бабло будут только менеджеры по туризму — без высшего. Для начала. А в следующем поколении придётся уже вспоминать такое забытое слово "чернь" — "белые негры из северной сомали". Как заказывали.
   1.5.01.5.0
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
A.1.> И чего вы хотели сказать то?
Крайне любопытно, что такое "инноватика", учеба которой заслуживает работу целого факультета ВУЗа.

upd: Самое главное забыл:... и вообще заслуживает введение кривого термина, рифмующегося со словами "лунатики"?
   3.0.103.0.10
Это сообщение редактировалось 11.06.2009 в 12:53
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
AidarM> Крайне любопытно, что такое "инноватика", учеба которой заслуживает работу целого факультета ВУЗа.


Это стандартное (в смысле распространенности) последствие 90-х годов, когда технические вузы обрастали непрофильными факультетами кормушечного характера (где большая часть студиозов как правило - платные ;) ).


Или вот еще типа того:
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
au> В Норвегии высшее бесплатно. С Францией не знаю, что-то слышал.

Как преподавать математику [2] - о предложении Фурсенко отменить высшую математику в школах

о преподавнии математики в школах и школьном образовании вообще // www.balancer.ru
 
   2.0.0.82.0.0.8
RU Владимир Малюх #11.06.2009 13:18  @AidarM#11.06.2009 12:39
+
-
edit
 
A.1.>> И чего вы хотели сказать то?
AidarM> Крайне любопытно, что такое "инноватика", учеба которой заслуживает работу целого факультета ВУЗа.

Инноватика - область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5333
   7.07.0

Беня

гешефтфюрер
★★★★
au> Ни у кого в 16-17 лет нет денег на курс высшего образования, если человек учился в школе, а не занимался "малолетним бизнесом". Среднего класса считай нет, а то что есть — финансово неграмотные, и потому родители не профинансируют из своих резервов. За бабло будут только менеджеры по туризму — без высшего. Для начала. А в следующем поколении придётся уже вспоминать такое забытое слово "чернь" — "белые негры из северной сомали". Как заказывали.
Имхо, если человек от природы одарен, то отслеживанием таких людей, должно заниматься государство, также государство должно иметь некий производственный план, чтоли, по подготовки отдельных специалистов и за образование этих людей также будет платить государство. Крупные корпорации полагаю, также могут оплачивать подготовку отдельных специалистов. А вот весь остальной, потенциальный офисный планктон, думаю пусть учится, если ему надо, за свой счет.
За бабло как раз будут нормальные специалисты, по тому, что если платишь свое, то гораздо более заинтерисован в результате вложения денежных средств. По мне так лучше хороший слесарь профи, чем "интелегент" с 2-я высшими, и без понятия нафига это образование ему и работающий не по профилю.
А то как там у Шнурова: "заводы стоят, за то одни гитаристы в стране"
   

au

   
★★☆
Беня> Имхо, если человек от природы одарен, то отслеживанием таких людей, должно заниматься государство, также государство должно иметь некий производственный план, чтоли, по подготовки отдельных специалистов и за образование этих людей также будет платить государство.

Во-1 как вы предлагаете обнаруживать одарённых людей, если их одарённость видна только после проверки результатов обучения? Если человек в школе одарён в математике (по советским её стандартам), у него будет 5 баллов и даже билет на олимпиаду. Если не одарён — будет 3 балла и билет в ПТУ. Если 4 — он убедительно не тупой и обучаемый. Если вы не попробуете человека первые пару курсов ВУЗа по такой системе, вы никогда не узнаете о его способностях. В советской системе так и было, по крайней мере у нас: первая сессия щадящая, вторая отсевная, и все последующие в первые два года — отсевные. Это минимум. Все несколько хороших инженеров, которые на моих глазах получились в результате этого процесса, справлялись с этими первыми двумя годами, а потом стали хорошими инженерами, что впоследствии было проверено на практике (заграницей). Из тех кто преуспевал в математике, получился 1 учёный (нынче профессор в Европе), и несколько эникейщиков. Как вы думаете предсказывать такие результаты, глядя на 16-летних подростков??? Но в любом случае, все эти люди, прошедшие такой фильтр, устроили свою жизнь во всех планах. Каждый из них, рано или поздно, создаст рабочие места или капитал, от которого государство будет в плюсах. Сравните это с суммарной отдачей по 30-летними гособлигациями под 5% годовых (если получится).

Беня> Крупные корпорации полагаю, также могут оплачивать подготовку отдельных специалистов.

Нет. Не могут и не станут, если только это не год-два подготовки со связывающим контрактом и участием государства. Крупные корпорации (ну, вне РФ, например) готовы заплатить сегодня в 2 раза больше зарплаты (это кошкины слёзы), но не платить за подготовку людей в течении пяти лет, не имея гарантий. На пять лет такие планы никто не станет строить и никто не даст денег — они нужны сегодня. Поэтому народ готовы привлекать откуда угодно в мире, но сегодня, а не в будущем. Вот тут, сегодня, зовут инженеров-электриков на 200к в год в Залив — устанавливать солнечные станции. Но никто не даст 50к на курс обучения студента. Никто, кроме правительства.


Беня> А вот весь остальной, потенциальный офисный планктон, думаю пусть учится, если ему надо, за свой счет.

Не будет. Проверено. Будет чернь через поколение (дети неучей) — и всё, конец пути.

Беня> За бабло как раз будут нормальные специалисты, по тому, что если платишь свое, то гораздо более заинтерисован в результате вложения денежных средств.

Заинтересован. И вложение их в образование — очень рискованное и не лучшее. Считайте — у вас 50к на руках, вы:
1. вам 17 лет и вы условно покупаете условный ларёк (пай в хедж-фонде, что угодно), с условной прибылью 50% в год. Через пять лет всё продаёте и у вас 380к. Ещё пару лет, и можно на пенсию уходить в комфортной стране вроде Таиланда. Вам 25 лет к тому моменту.
2. вам 17 лет и вы условно идёте в универ. Вам будет 22 и ваш баланс 0. Продать диплом не можете, продать потраченные 5 лет жизни — тоже. Пусть на три года после этого у вас зарплата 60к, за три года у вас баланс 180к. По баблу вы никогда уже не догоните первый вариант, НИКОГДА. А уж если вас потащит в науку, то вообще забудьте про бабло.
Всё упрощённо, без налогов, расходов и капитал в обоих случаях расходный. Но наглядно. Ну и зачем учиться на инженера?
   1.5.01.5.0
11.06.2009 18:59, Fakir: +1: "Продать диплом не можете, продать потраченные 5 лет жизни -- тоже. ... По баблу вы никогда уже не догоните первый вариант, НИКОГДА. "
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru