"Природа российского государства и стратегия Японии по отношению к России" или "Десять рекомендаций Политического совета «Японского форума по международным отношениям» кабинету министров Японии"
26 февраля 2008 года
"1. Япония и Россия не могут иметь действительно нормальных отношений без решения проблемы Северных территорий.
Возвращение Северных территорий является ключевым моментом самого существования нашей страны, это вопрос достоинства и целостности Японии.
Тот факт, что острова до сих пор не возвращены, является главной причиной, по которой японцы относятся к России с недоверием.
Россия часто выступает с предложением развивать двусторонние отношения в тех сферах, где можно достичь прогресса, например, во внешней торговле, что создаст предпосылки для подписания мирного договора. Истинная причина этого предельно проста - отложить решение территориального спора в 'долгий ящик'.
Это очевидно - в то время когда экономические отношения двух стран укрепляются, позиция России относительно мирного договора становится более жесткой. Однако и в этих условиях, политика японского правительства, начиная с трех принципов, провозглашенных Хасимото и кончая сегодняшним Японо-российским Планом действий, основывается на том, что предлагает Россия, то есть - на развитии двусторонних экономических связей.
Однако Япония и Россия не смогут иметь нормальные отношения, основанные на доверии, не решив проблему Северных территорий. Япония должна сделать так, чтобы это поняли все и за рубежом и внутри страны. Когда Россия предлагает развивать экономические связи даже без решения территориальной проблемы, Япония должна четко дать понять России что: (1)отсутствие решения привело к серьезному чувству недоверия; (2) это недоверие ограничивает японские инвестиции в Россию и сотрудничество с ней; (3) только решение проблемы побудит Японию прилагать усилия для полномасштабного экономического сотрудничества.
2. Сегодняшняя позиция России: ничего не менять, а еще раз подтверждать свою изначальную сущность
Россия вернула себе статус великой державой благодаря выросшим ценам на энергоресурсы. Коллапс Советского Союза и экономический кризис 90-х годов унизил русских, однако они распрямили свои спины и лидеры государства усиленно работают над концентрацией большей власти в руках правительства, над
возвращением страны на международную арену. Усилия России стать военной сверхдержавой, ее желание соперничать с США, в целом противостоять Западу, - все это складывается в стремление восстановить статус великой державы. Вот почему Россия отказывается от помощи других стран, настаивает на принципе взаимодействия, и сама готова помогать другим странам. Внутри страны растет государственный контроль при усилении центрального правительства, а свобода слова и демократизация общества теряют почву под ногами. Отношения с Западом портятся из-за роста национализма и позиционирования себя в качестве великой державы. Как часть этой эволюции позиция России относительно Северных территорий также ужесточается.
Японское правительство и народ должны осознать, что нынешний подход России не означает перемен, а является восстановлением ее подлинной сущности.
Период Горбачева и Ельцина был ознаменован тем, что Россия стала разделять с Западом одни ценности, началась разрядка международной напряженности, но эти дни, в действительности, стали исключением из общего исторического контекста развития названной страны. Ценности российской молодежи, а также влияние новой бизнес-элиты сделали невозможным возвращение страны назад в Советский Союз. Но, несмотря на это, в ближайшем обозримом будущем не просматривается надежда на то, что Россия создаст правительство и общественную систему, аналогичные тем, которые существуют на Западе и в Японии. Поэтому Япония должна присоединиться к критике со стороны мирового сообщества за отход России от демократических позиций.
3. Создать ясное понимание проблем, связанных с суверенитетом Японии
Простые японцы имеют очень нечеткие представления и не проявляют особого интереса к вопросам государственного суверенитета своей страны. Конечно, было необходимо избавиться от того вида национализма, который доминировал в довоенной Японии. Однако идеалы, принятые послевоенным поколением японцев, а также образование, которое они получили, привели к отрицанию японской
государственности или игнорированию проблем национального суверенитета. Эта тенденция несколько ослабла в свете напряженности в отношениях с КНДР и Китаем, но даже и теперь некоторые политики и чиновники, чья работа заключается в управлении государственными делами, зачастую делают заявления
и совершают поступки, которые показывают, что они не полностью отдают себе отчет в вопросах суверенитета Японии. Например, некоторые политики давали понять, что Япония отложила территориальный вопрос в 'долгий ящик', или же склоняется к предложению вернуть только два из четырех островов. В течение нескольких лет бывший премьер-министр Коидзуми не удосуживался посещать ежегодные национальные собрания, где выдвигались требования вернуть Северные территории. С другой стороны, он посетил церемонию, проведенную в России по случаю 60-й годовщины победы Союзнических сил над нацистской Германией. Действия и жесты Коидзуми были явно примиряющими, несмотря на то, что японско-российские проблемы, возникшие в результате Второй мировой войны, сегодня до сих пор еще не решены. И это несмотря на то, что президент США раскритиковал Ялтинское соглашение во время визита в Европу, президенты Эстонии и Литвы проигнорировали приглашение на эту церемонию, а президент Латвии, приняв в ней участие, подверг критике советскую оккупацию прибалтийских стран.
Некоторые члены парламента и японские политики склонны игнорировать проблему и забывать ее историю. Из-за этих действий и заявлений, естественно, начинает казаться, что и японский народ теряет свое твердое желание вернуть острова. Правительство и политики должны использовать образовательные и PR-компании, а также форум, который предложил парламент, чтобы японский народ полностью осознал тот факт, что территориальная проблема затрагивает не только японско-российские отношения, - этот фундаментальный вопрос затрагивает сам суверенитет нации. Более того, для того чтобы молодое поколение не было безграмотным в этом вопросе, в школьной программе
надо уделить ему большее внимание, напрямую увязав с вопросом национального суверенитета.
4. Понять, что призыв вернуть только четыре острова сам по себе является уступкой
Россия часто заявляла, что, как победитель в войне, она имеет право на захват и удержание японской территории. Япония должна оспаривать этот аргумент. Действительно, во времена Русско-японской войны (1904-1905 г.г.), победитель имел законное право требовать территории и/или репарации. Это право было признано мировым сообществом. Однако после Первой мировой войны мировое сообщество пришло к консенсусу и стало отвергать право на территориальную экспансию. Кроме того, пакт Бриана-Келлога (1928 г.) запретил саму войну как преступление.
После Второй мировой войны международный порядок принял параметры Атлантической хартии (1941 г.), Каирской декларации (1943 г.) и Хартии ООН (1945 г.), каждая из которых была основана на принципах пакта.
Каирская декларация обещала то, что 'Япония будет лишена всех территорий, которые были получены путем насилия и алчности'. После войны Япония, действительно, ушла из Манчжурии и отказалась от претензий на Тайвань, Корейский полуостров и другие территории. Но, в конце концов, Япония не получала территорию Курильских островов (Тисима) путем 'насилия и алчности'.
Согласно Каирской декларации, союзники 'не желают получить выгоду и не думают о территориальной экспансии'. Условия капитуляции Японии для Советского Союза были ограничены условиями, которые были обозначены в Потсдамской декларации (1945 г.), и Россия - преемница СССР, также признала эту декларацию, и вынуждена поэтому выполнять 'условия Каирской декларации' (что вытекает из Потсдамской декларации). Ялтинское соглашение, которым СССР легитимировал оккупацию островов, нарушает принципы, заложенные в Атлантической хартии и Каирской декларации. Да и в любом
случае, Япония не является участником этого соглашения. Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова по Сан-францисскому мирному договору, несмотря на то, что она была не обязана этого делать, но СССР не был участником этого договора, поэтому его преемница, Россия не должна использовать этот факт, как аргумент в свою пользу.
Японское правительство призывает возвратить только четыре острова, что является важнейшей уступкой. Исходя из чувства реализма, мы поддерживаем эту позицию японского правительства, но позвольте также заявить в отношении этих четырех островов - с точки зрения истории и международного права, Япония абсолютно не должна отказываться от них, а Россия не имеет
никакого оправдания их оккупировать. Японский народ должен ясно понять логику японской позиции, и японское правительство должно решительно призвать международное сообщество согласиться с этим пониманием.
5. Четко и аргументировано опровергать искажение фактов российской стороной
В последние годы, как только речь заходит о проблеме Северных территорий, Россия упирается. В своих недавних заявлениях российский президент, министр иностранных дел, представители правительства, глава комитета Государственной Думы по международным делам и другие, бросают вызов историческим фактам и явно противоречат прежним двусторонним соглашениям и даже прежним позициям России по данному вопросу.
Япония должна открыто опровергать и критиковать нелогичные суждения России, выражать свое недовольство и занять более жесткую позицию по этому вопросу национальной значимости, не боясь при этом временных осложнений в дипломатических и экономических отношениях.
Когда российские официальные лица приводили абсурдные доводы или безосновательные высказывания, рассчитанные для внутреннего употребления, японское правительство пошло по дипломатическому пути, заявив, что предъявление каждый раз контраргументов означает уход дискуссии на более низкий, детский уровень. Но эти шаги неправильно истолковываются на международной арене. Более того, когда такие публичные заявления делаются в России и печатаются в местной прессе, протестов лишь на дипломатическом уровне недостаточно.
Японское правительство не должно каждый раз их опровергать, а вместо этого необходимо постоянно настаивать на здравой логике японской позиции по данному вопросу и продолжать отстаивать идею о том, что Япония не может идти на компромисс в деле, затрагивающем суверенитет страны. Похоже, что Россия беспечно верит в то, что имеет право искажать историю, поскольку японское правительство не выступает единым серьезным фронтом. Она также полагает, что двусторонние отношения не пострадают, даже если занять более жесткую позицию по данному вопросу.
Есть масса желающих указывать всем кто и чего должен знать и это так. Но результатов у них ноль и все их возможности превращаются только в охаивание несогласных с этим.