aspid_h> п.с. продолжаю думать
Полученную последовательность „сперва государство – потом культ Смерти”, ИМХО, можно разширить до „сперва Империя – потом культ Смерти”. В тексте „Корабельщика”, например, есть указания на то, что Империя сжималась, теряя постепенно такие территории как Дольмен, Авак, Магна или Роландия. Вывод о первичности империи напрашивается и ввиду отрывочного, но все-таки описания мира Максима как наследника громадной империи, захватившей и поглотившей практически всю Ойкумену. В епизоде, где Максим рассматривает вклеенную в книгу карту, прямо так и написано: „Интересно, что вся площадь карты была закрашена в коричнево-голубые тона, где яркие, а где тусклые, но Вивария осталась полностью белой.”
Отталкиваясь от последовательности „сперва Империя – потом культ Смерти – Селавик напоследок”, можно предположить, что сжатие территории и потеря колоний для Империи обусловлено повсеместным введением культа Смерти. ИМХО, причину постепенного, но непрерывного „отложения” колоний, нужно искать в некоем важном факторе, действующим на всем промежутке упадка. Таким фактором я считаю этот религиозный культ.
Связь между культом Смерти и утерей территорий мне видится таким образом:
В нашей истории (Реальной Истории) имперские армии выполняют не только функции защиты государства от внешних врагов, но также для разширения его границ и для „умиротворения” тех районов, которые проявляют неподчинение (попытки отколоться от империи). Допустим, что мир „Корабельщика” пошел в том же направлении – от возникновения Империи к экспанзии, ограниченной только возможностью захватить территорию и удержать под своей властью захваченное. Империя распростерлась от океана до океана или где-то близко к этому состоянию, так что оставшиеся неимперскими землями можно пренебречь. И в этот момент что-то в ней изменилось и она начала сжиматься. Допустим, что причины этого чисто экономические, но при наличии экономических крахов Империя рано или поздно возвращала бы себе контроль над мятежными территориями, тогда как от текста книги остается ощущение, что это был постепенный, растянутый во времени на десятилетия процесс, без резких рывков. (пр: поступали детали из Магны для паровых машин, которые уже не поступают оттуда).
Изменение в Империи, на мой взгляд, суть постепенная утеря возможности контроля над колониями. Контроль осуществляется совместно имперской администрацией и армией. Если нет гражданской администрации (или военной, но выполняющей схожие задачи), то имеем состояние как минимум анархии, но скорее всего это – война. Если же нет армии, то администрация сама не может контролировать колонию. А на место правителя и бюрократии всегда есть желающие. Покомандовать вооруженными силами тоже привлекательно для выходцев из местной колониальной аристократии. Свято место пусто не бывает. = )
В РИ пока армия из мест сформирования (пр: центр Империи) идет к месту, где она нужна для обеспечения порядка (допускаю, что имеем дело с уже завоеванной колонией, но это - непринципиально), то некоторое количество солдат пострадает от несчастных случаев, от стычек с неприятелем (хоть с бандами, например), ссор с применением оружия, по приговорам военного суда, от болезней и т.д. Будут потери, но в целом армия старается не терять обученных солдат. Теперь представим себе мир, где за вытирание соплей или за чих втыкают меч в брюхо, за растянутые связки, обморожение или сломанные пальцы – тоже в брюхо, за нарушения дисциплины – в брюхо, куда ж еще? Потери армии под воздействием культа Смерти будут намного выше, чем потери в РИ, а возможности обучить солдата – ниже. Причем в сравнении с РИ потери будут намного выше во время и после битв, т.к. врачей нет, а даже легкораненых добивают (в брюхо, мечом, ага!). В мире «Корабельщика» армии похожи на катящиеся пирровы победы, причем преимущество у того, кто сможет собрать бОльшую по численности армию и успеет перебросить ее за меньшее время к месту битвы или месту постоянной дислокации. Любое промедление подтачивает армию, прибывающие подкрепления тоже тают по дороге, а набирать добровольцев из мятежной провинции чаще всего чревато ножом в спину для пришлых. Соответственно, преимущество будет у того из противников, кто находится ближе к своим мобилизационным ресурсам. Таким образом, у сепаратистов, при почитании культа Смерти, систематически будет преимущество на поле боя. Армия Империи рано или поздно оставит бывшую колонию и там образуется новое государство. Возможны захваты старых территорий, но чисто в виде куриоза. После первых потерь Империя станет гораздо слабее, и ее спад будет только усугубляться новыми потерями рынков и сырьевых придатков.
Возможен отход от схемы «сравнения численности орд плохообученных смертников» aka армия в мире „Корабельщика”, если оружие сторон не будет эквивалентным. Т.е. если ножам из оленьего рога противостоят мечи и стрелы с остриями из металла, или против фаланги с аналогом сарисс выкатить орудия, картечь и мушкеты. Увы, в обсуждаемом мире такого подавляющего технологического неравенства не получится. Система производства в мире «Корабельщика» организована по принципу копирования эталонов. Новый товар будет произведен, если в мастерской/мануфактуре есть местный гений, который продвинет технический прогресс на шаг вперед или при заключении договоров с правительством на производство товара по предоставленному эталону. Отлаженная система произвоства по эталонам позволяет Империи и ее бывшим колониям черезвычайно быстро перенимать новые идеи (производство бипланов в Селавике с нуля за несколько месяцев) и насыщать страну товарами. Т.е. стоит на поле боя среди однозарядок появиться и быть захваченным ружью со скобой Генри, оно будет растиражировано к следующей битве противником. Технологический паритет сохраниться и война снова возвратиться к «боданию лбами» у кого армия больше и ближе к месту проведения баталии.
Итак, господствующая религия ослабляет армию и армия вынужденно уходит с территории колонии. Процесс пошел и закончится с потерей Каменных Земель Селавиком и попадения в зависимость от Дольмена.
продолжаю думать на тему недостоверности описания мира в "Корабельщике"