В.М.> Тааак. А давайте без огульности, а?
А давайте!
. Например - без таких:
А вот советская привычка экономить на резервировании порядком достает, до сих пор живуча (с) ВМ.
В.М.> Начнем, например, с авиации, например, гражданской, да и не только, в которой много чего "написано кровью", но написано навсегда. Продолжим автопромом, в частности немецкий. Увернно скажете -"быстрее и дешевле", скажем про Mercedes или BMW?
Звиняйте, с руководством и владельцами авиа- и автомпрома - дела не имел. Результаты мудрой политики "неотягощенных проклятым наследием" владельцев одного предприятия расхлебываю регулярно. Желаете обсудить?
В.М.> В данном случае я нписал слово "потенциальный" подразумевая не вероятность событяи, а объем, стоимость, величину ущерба. Это уже не совсем вероятностная величина. Можно достаточно точно посчитать, что будет, если взорвется/лопнет ядерный реактор - подпрыгнет крыша или отвалятся стены, и как далеко разлетится вся пакость. Чуть сложнее, но также уже без вероятностей, рассчитывается - а что будет, при попадании в центр крыши реакторного корпуса самолата размерности 737.
А старик Расмуссен не знал, когда свою методику разрабатывал :), получив в результате критерий приемлимого уровня риска в ВЕРОЯТНОСТНОЙ форме.
Тот же ЯР может взорваться в соответсвие с разными ветвями деревьев развития событий, которые характеризуются разными вероятностями реализации каждой ветви.
В общем - есть нормативная документация, в частности - РД 03-418-01 "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ".
Пункт 2.6
Оценка риска аварии - процесс, используемый для определения
вероятности (или частоты) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий для здоровья человека, имущества и (или) окружающей природной среды. Оценка риска включает анализ вероятности (или частоты), анализ последствий и их сочетания.
Пункт 2.8
Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основными
количественными показателями риска аварии являются:
- технический риск -
вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования опасного производственного объекта;
- индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;
потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) - частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории;
коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенное время;
- социальный риск, или F/N-кривая, - зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;
- ожидаемый ущерб -
математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенное время.