В начале сентября прошло подведение итогов сразу трех крупных конкурсов на проектирование объектов метрополитена на общую сумму 510 млн рублей. Во всех тендерах от участия был отстранен фаворит — местный лидер рынка проектирования метро ОАО "Ленметрогипротранс".
Два конкурса признаны несостоявшимися, а на третьем (разработка схем трасс линий метро до 2020 года, 129 млн рублей) победил новичок рынка метростроя — ООО "СК "Инмар". Формальной причиной отстранения "Ленметрогипротранса" от конкурсов стало отсутствие расшифровки подписи гендиректора института Николая Кулагина на последней странице заявки.
Однако исполнительный директор института Владимир Маслак говорит, что истинная причина — в позиции одного из членов конкурсной комиссии Вячеслава Макарова. Кстати, он является руководителем фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Петербурге.
"Мы сделали это в полном соответствии с законом, так как институт нарушил форму подачи заявки", — уверен Вячеслав Макаров в своей правоте. При этом он указывает и на другие недостатки заявок "Ленметрогипротранса". По его мнению, институт слишком мало снизил цену контракта относительно начальной цены — менее чем на 1%. "Не надо, пользуясь монопольным положением, устанавливать запредельные цены", — говорит Макаров. По его расчетам, проектировщик мог снизить цену минимум на 15%.
Станция «Международная» с остальной частью городской метро пока связана только одним тоннелем. Строительство второго заморожено из-за сокращения финансирования.
...пока к будущей конечной станции Фрунзенского радиуса проложен только один тоннель.
Работы по проходке второго заморожены на участке от «Волковской» до «Бухарестской», причём не доходя до последней всего несколько сотен метров.
Сборка привезенного по частям щита началась в конце июня, а в августе закончилась, о чем «Санкт-Петербургские ведомости» писали. В начале осени электронному землекопу, или «кроту», как его называют некоторые, задали нужный угол – 30 градусов, но тем не менее грызть лаз к подземному «Обводному каналу» он не спешил. Причину ни в «Метрострое», ни в управлении Петербургского метрополитена точно не называли; но неофициально разные сотрудники двух предприятий сообщали, что ждут больших чиновников...
На сегодняшний день пройдено уже больше десятка тюбинговых колец – в них метростроевцы по привычке измеряют расстояние. Всего на рытье 95 метров тоннеля, в котором разместят четыре эскалатора, уйдет полтора – максимум два месяца. При этом на всякий случай подземщики берут крайний срок и говорят, что закончится проходка в январе.
На следующем этапе начнется строительство наземного вестибюля, спроектированного Головным проектным и научно-исследовательским институтом РАН (ГипроНИИ РАН). Метрополитену, заметим, будет принадлежать лишь первый этаж, да и то не весь – все остальное отдадут в руки бизнеса. В конце декабря следующего года «Обводный канал» откроется.
Что же касается многострадальной «Адмиралтейской», то германский щит начнет строить ее наклонный ход в конце января – феврале 2010 года. И это окажется для него испытанием посерьезнее: ведь тот эскалаторный тоннель будет самым длинным в Петербурге – 140 метров. Главный инженер «Метростроя» Алексей Старков рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей», что на «Адмиралтейской», как и на «Пролетарской», будет каскад эскалаторов: 140-метровый будет опускать пассажиров на Г-образную площадку, а затем еще ниже они смогут добраться на 25-метровом. Иного решения в «Метрострое» не нашли: механические лестницы не могут функционировать при длине 165 метров.
На 40 минут были закрыты двери ряда вестибюлей метро в 8.30 утра 20 ноября, когда произошла механическая поломка системы торможения вагона между станциями «Автово» и «Кировский завод»
По одним сведениям, тормозные колодки заклинило во втором вагоне. По другим – лопнул шланг, подающий сжатый воздух на тормозную систему.
Не успели разобраться с этим происшествием, как случилось новое. 21 ноября в 13.15 машинист, едва отъехав от «Кировского завода», увидел задымление под одним из путей. Пассажиров довезли до следующей станции и высадили. К месту происшествия помчались под землей и по улицам пожарные расчеты. В 13.50 огонь был потушен.
21 ноября на той же первой линии около 17 часов на станции «Площадь Ленина» случилась очередная неприятность. Поезд, следовавший к «Чернышевской», простояв несколько минут на станции, задним ходом ушел на «Выборгскую». Тут он задержался на 12 минут. Лишь потом машинист объявил, что сбой произошел по техническим причинам.
Вчера мы связались с начальником Метрополитена Санкт-Петербурга Владимиром Гарюгиным и попросили его прояснить, что же происходит в питерской подземке.
– Более 600 вагонов метрополитена (из 1470) отработали свыше тридцати лет, – рассказал Владимир Александрович. – Правительство Петербурга помогает нам обновлять подвижной состав. Деньги немалые. Ведь каждый вагон в среднем обходится в 20 млн рублей. Ведем регулярный ремонт, но техника есть техника.
Первый произошел 3-го числа. Состав сломался на станции "Технологический институт" около 8 часов утра, но сразу отправить его в депо не удалось. Пассажиров высадили, а поезд некоторое время ждал, когда из ближайшего "отстойника" за ним придет "аварийка", которая произведет "отбуксировку" к станции метро "Московская". При этом движение не прекращалось, но происходило со значительными задержками. В то время, пока сломавшийся состав неспешно двигался от "Технологического института", на всех станциях "синей ветки" стали скапливаться огромные очереди из желающих уехать на работу. По свидетельствам очевидцев, те, кто стоял в первых рядах (особенно на открытых платформах), через некоторое время стали мечтать уже не о том, чтобы скорее сесть в поезд, а хотя бы о том, чтобы не упасть ему под колеса, настолько сильной была давка. Как сообщили "Фонтанке" в метрополитене, в течение дня к ним поступили десятки, если не сотни, жалоб от опоздавших на работу жителей города и просто от тех, кто оказался недоволен работой подземки утром 3 ноября. Всех, кому требовалось получить оправдательный документ на работу, в ГУПе просили обращаться на любую станцию Московско-Петроградской линии — дежурная должна была выдать справку на официальном бланке.
Во второй раз метро нарушило планы граждан 17 ноября. С 9 утра на станции метро "Садовая" начала скапливаться толпа. Некоторые люди, устав ждать поезда, поднимались наверх и пытались добраться до места назначения наземным транспортом. В пресс-службе метрополитена опять же связали сложившуюся ситуацию с неисправным составом, который прогоняли по 5 линии от "Садовой" в сторону станции "Комендантский проспект". Неисправность была выявлена уже после его выхода на путь, поэтому пришлось перегонять его в "час пик", из-за чего, в свою очередь, и образовалась пробка.
Первая частная станция метро - "Мякинино" - еще не успела открыться, но уже стала сенсацией. За неделю до открытия появилась еще одна интрига - станцию могут переименовать в "Казахстанскую", пишет газета "Московский комсомолец". Как заявил руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков, "все названия станций мы увидим 26 декабря, во время открытия".