Прежде всего, как уже упомянул Барбаросса, в Будапеште любят трамвай. Трамваи там разные, в том числе и да, самый длинный в Европе, за полсотни метров, 5-секционный трамвай с гармошками-переходами. Но чаще там просто небольшие юркие трамвайчики, но их тоже любят и даже украшают снаружи лампочками. Вот это мимо проехал светящийся трамвай.
Кстати, та линия, по которой он проехал, идёт по берегу Дуная и имеет подземную станцию. Это всего лишь развязка, для того, чтобы не задерживать движение. А перпендикулярно этой линии тоже идёт трамвай - через мост. На будайскую сторону.
Конечная трамвая, в отличие от наших кругов или, не к ночи будут помянуты, трансбордеров типа как на "Соколе" в Мск строится, представляет собой простой тупик. Кстати, за тупиком - тот самый трамвай, самый длинный который.
Оборот трамвая же происходит на таких вот стрелках. Этот принцип построения движения позволяет сэкономить место, но требует подвижной состав с кабинами в обеих концах состава трамвая, а также двери на обе стороны, что сокращает количество посадочных мест. А ещё и порождает интересную ситуацию: на какую же сторону выход. В условиях всё того же ограниченного места, на набережной, выход из трамвая, идущего как в ту, так и в другую сторону, производится не в противоположные двери, как у нас, а на одну.
А метро в Будапеште самое старое на континенте. А так второе в Европе опосля Лондона. Первая линия была построена в 19 веке; и до сих пор станции поддерживаются по мере сил в старом состоянии. Правда, вагончики по нему ходят уже новые, в меру стилизованные. А ещё недавно ходили обшитые деревом...
У них верхний токосъём, с проходящего над потолком третьего рельса. Всего вагонов три, головной-моторный + прицепной + ещё один головной моторный. Машинист ведёт состав в одно лицо, без помощника. Часто, кстати, за контроллером женщины.
А остальные две ветки имеют вполне традиционную структуру. Низенькие станции метро. чаще выход только один. Ветки называются по номерам. Кстати, это спуск в "метро-2".
Я когда увидел, смеялся. У нас "метро-2" - это типа секретное правительственное.
Строится также 4-я ветка. Для неё будет закупаться французский подвижной состав от Альстома. Кстати, в данном наклонном ходу стоят эскалаторы советского производства. Не перепутать.
А по этой ветки ходят жёстко потрёпанные жизнью Ёжики. Точнее, Евы (Е
В - тип Е, для Венгрии). Попадаются также номерные, но не в лучшем состоянии. Снаружи краска отходит слоями, стёкла исцарапаны... Внутри иногда, однако, можно попасть на откапиталенный вагон, с табло, со стёклышком, чтобы стоя ук двери спиной не тревожить с краю видящего.
У потолка наклонных ходов спуска на станцию подвешены какие-то вентиляторы. Возможно, тепловые пушки. Они были отключены, только в некоторых от сквозняка, а сифонит по наклоннику очень сильно, вращались вентиляторы. Кстати, здесь уже эскалаторы не наши. С узкими балюстрадами, за счёт чего в наклонном ходу уместилось 4 нитки, а не традиционные 3.
А вот из экзотики - ходящий на Будайский холм, к бывшему королевскому дворцу, фуникулёр. Кстати, обычно у фуникулёров три станции: верхняя, нижняя, и разъезд ровно посередине. Здесь разъезд желать не было смысла, незачем, поэтому пришлось провести две отдельные колеи. Вагончики сделаны копиями тех, что ходили в 19 веке. Но конечно с современной начинкой.
Как и полагается городу с развитой транспортной системой, город имеет музей. Про него я не буду ничего писать... У меня только фотографий оттуда - четверть из отснятых вообще... Тема отдельная, могу сказать только: будете там - не пропустите. Не пожалеете...
М61 у музея. Культовый у венгров локомотив, не в последнюю очередь за красивый внешний вид. Чуть выше - Ан-2, в кадр не попал.
Будапешт имеет три вокзала. Точнее, даже 4, но крупных три. На вокзале мне ничего не обломилось. На входе стояли контролёры, и никуда не пускали без билета. Так что вот просто электровозы на вокзале...
И локомотив. Кажется, это пригородный поезд на средние расстояния. На короткие ездит другой поезд...
...а именно, городская электричка, HEV. Она трёхвагонная, первый и последний имеют кабинку управления, посередине - моторная секция. В общем, С
Р3 в чистом виде по компоновке.
Тамбуров не имеет, перехода меж салонов тоже. На конечную станцию прибывает под землёй, но ближе к окраине идёт уже по поверхности. Доезжает эта конкретная до города Сент Эндре, про который я уже писал, с музеем марципанов. Это километров 25.
А вот экзотика, которую я позорно пропустил. Зубчатка. Когда-то, когда железная дорога только начиналась, один "мудрец" высказался в том плане, что рельсы гладкие, и колёса гладкие. Как ж поезд поедет? Нужно сделать зубцы! Смех смехом, но при крутых склонах, при подъёмах на гору, такое решение применяется. И вот оно на фото. Это ещё один способ подняться на Будайский холм, от площади Москвы к крепости.
А точнее, не к крепости, а к расположенной рядом детской железной дороге.
Два последних фото ©:
Венгерская рапсодия - Rusmed-Forever
Как итог - громадный респект городу, который сохранил такое многообразие видов транспорта! И это только рельсовый... А есть ещё и автобусы, и троллейбусы... Кстати, если в Чехии постоянно попадали "наши" "Татры Т-3", то тут постоянно "наши" "Икарусы". )