ahs>Типа ставится где-нибудь в нижнем патрубке и естественной циркуляцией прогревает именно блок?
Самые простые работают именно так. Разрезается патрубок и в разрез вставляется эта фиговина. Внутри ТЭН и больше ничего. Циркуляция естественная в малом контуре.
Есть вариант, где забор тосола из сливного отверстия двигателя, а подача в отверстие датчика температуры (датчик перекидывается в специальное отверстие приспособы).
Кроме ТЭНа бывает встроенный обратный клапан, регулятор температуры, аварийный термовыключатель и даже насос для принудительной циркуляции. Но это уже дороже.
ahs> У дедули в "охотничьем" Т-40 ТЭН вкрутили прям в картер, благо место там есть
У жиговского двигателя (и некоторых других) сбоку есть технологические заглушки в системе ожлаждения. Умельцы туда впихивают ТЭН, чтобы грелся только блок. Но этот вариант не с каждым двигателем возможен и сложность установки не идёт ни в какое сравнение.
ahs> А эффект хороший?
У этих подогревателей мощность от 0,5 до 3КВт (для легковушек более 1,5КВт не советуют). В работе реально видел 1-1,2КВТ. В 40-градусный мороз достаточно полчаса подогрева, чтобы завести инжекторный двигатель без проблем. Через час мотор просто тёплый.
При этом полезность хорошего зимнего масла не отменяется. Масляный поддон всё же снизу и тосолом не нагреется, по крайней мере не так быстро. Если залит автол М-8
, то двигатель заведётся, но останется без смазки.
В общем штука весьма полезная. Единственный минус - нужно 220 вольт.