У ВР и раньше были проблемы с экологами - выходит, что не зря:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=152528&print=true
Вчера на пресс-конференции министр природных ресурсов Борис Яцкевич, по существу, объявил иностранных инвесторов, ведущих разработку российского шельфа, персонами нон-грата. Первой это почувствует компания BP Amoco. Яцкевич пообещал по экологическим соображениям закрыть проект "Сахалин-5", в котором участвует BP Amoco.
"Сахалин-5" расположен на северо-востоке Сахалинского шельфа (так называемый восточно-шмитовский блок). 49% акций в проекте принадлежит BP Amoco, а 51% разделили пополам "Роснефть" и ее дочернее предприятие "Сахалинморнефтегаз". Протяженность участка — 25 тыс. кв. км. Предполагаемые запасы нефти — 600 млн т, газа — 600 млрд куб. м.
Госкомэкология периодически атаковала проекты СРП. Например, этот комитет в течение нескольких лет блокировал работу "Сахалина-1" и дал отрицательное заключение на законопроект по Штокмановскому газовому месторождению. Теперь, когда комитет вошел в состав Министерства природных ресурсов, Яцкевич решил продолжить эту традицию. "Проект 'Сахалин-5' не устраивает Россию. Экономика не должна мешать экологии",— с пафосом заявил Яцкевич. И тут же проговорился: "Сосредоточивать в одних руках такой огромный кусок шельфа опасно. Его надо раздробить на несколько частей, и я рад, что в этом нас поддерживает правительство".
Министр лукавит. Принятие законопроекта о разделе продукции на восточно-шмитовском блоке Сахалинского шельфа Госдума действительно отложила из-за отрицательного заключения, данного правительством. Но причиной была вовсе не экология. Просто законопроект СРП по "Сахалину-5" в нижнюю палату внесла сахалинская дума. А правительство обиделось, что с ним не посоветовались (согласно Конституции РФ, вопросы по шельфу находятся в ведении центра, в то же время у Москвы с Сахалином есть договор о совместном ведении вопросов по шельфу). Так что в правительстве просто решили проучить сахалинцев.
Понятно, почему Яцкевич стремится раздробить "Сахалин-5" на несколько проектов. Ведь тогда у Минприроды будет работа на много лет вперед: на каждый из проектов понадобятся отдельные соглашения и лицензии. В общем, министерство готово потопить проект, в котором участвует не последняя в мировом бизнесе компания BP Amoco, и потери России составят миллионы долларов.
Если проект "Сахалин-5" раздробить на несколько частей, то добывать нефть там будет по-прежнему выгодно, а вот газ — уже нет. Газовые контракты заключаются как минимум на 15-20 лет вперед, и экспортировать газ имеет смысл сразу в больших объемах. А BP Amoco в "Сахалине-5" интересует прежде всего газ. Сейчас у этой компании газовая составляющая в добыче очень мала. А чтобы выжить на мировом рынке, крупной компании необходимо добывать как нефть, так и газ. Мировые цены на нефть и газ привязаны друг к другу, но временной лаг между ними составляет полгода: когда нефть дешевеет, газ еще держится, и наоборот. Такая диверсификация приводит к более выгодному бизнесу. Поэтому BP Amoco заинтересована в российских газовых месторождениях. Помимо Сахалинского шельфа, компания стремится попасть и на Ковыткинское газовое месторождение (Иркутская область), запасы которого оцениваются в 1,3 трлн куб. м.
Ограничиваться Сахалином Яцкевич не собирается. У него есть сомнения и в целесообразности разработки шельфа Каспия. "Это сложная проблема и уникальное экологическое явление,— сказал министр.— А геополитика — вопрос тонкий". Последнее утверждение, однако, не останавливает министра в его походе против иностранных инвесторов. (С)