Школа, которую построил Сульц
Директор Таллинской Художественной гимназии Мярт Сульц - наверное, самый оригинальный из всех, с кем мне приходилось встречаться.
Леонид МАКСИМОВ, «КП» - Северная Европа» — 23.03.2010
Пусть русский останется русским
Сульц не понимает, почему в угоду политикам надо воспитывать из русских детей эстонцев, почему в сознание многих эстонцев внедряется, что «русское» означает «плохое». Он верит, что всем жителям Эстонии нужно уметь жить вместе. Только так можно построить здоровое общество и сделать будущее наших детей по-настоящему светлым. Именно для этого со следующего учебного года в этой школе вводится преподавание русского языка с первого класса для всех учащихся. Как для эстонцев, так и для русских детей, количество которых уже перевалило за полсотни. Не все, что директор Сульц говорит, бесспорно, но очень приятно, что среди тех, кто воспитывает подрастающее поколение, есть люди, которые хотят сделать Эстонию общим домом для всех, независимо от того, на каком языке ты думаешь.
- Мярт, почему Вы решили ввести преподавание русского языка с первого класса?
- Над этим вопросом я думал последние шесть лет. Эстонское законодательство построено таким образом, чтобы воспитывать из русских эстонцев. Такое могли придумать только недалекие люди. Русский должен оставаться русским и не стесняться этого, а украинец - того, что он украинец, ну, а эстонец - того, что он эстонец. У русскоговорящих людей, которые выбрали своей родиной Эстонию, и эстонцев, хотят они этого или нет, есть настоящее и общее будущее.
Далее... [показать]
В моей школе обучение русскому языку начнется с первого класса. Как у эстонцев, так и у русских учеников моей школы. С этого месяца мы начинаем подготовку наших будущих русскоговорящих первоклассников. Мы набрали две группы по 14 человек. Больше невозможно, хотя желающих значительно больше. Цель — психологическая подготовка русских детей к учебе в эстонской школе. В моей школе не будут пытаться сделать из русского ребенка эстонца. Моя цель - чтобы ребенок овладел государственным языком, чтобы дети разных национальностей дружили между собой и чтобы в будущем этот человек не был подвержен манипуляциям некоторых политиков.
- Какая система обучения лучше для неэстонцев? Учиться в русской школе или сразу идти в эстонскую?
- По существующим законам русских школ скоро не будет. Пройдет несколько лет и все они будут переведены на эстонский язык обучения, то есть станут эстонскими. Русские дети перестанут получать полноценное образование. Они не будут знать математику, химию. Потому что эти предметы бывает сложно усваивать даже на родном русском языке, не то что на эстонском. А где человек без образования найдет работу? А жить-то надо. Возможно, я утрирую, но загнанный в угол человек может взять в руки ствол, и все мы тогда вернемся в 90-е годы прошлого века. Бандитизм и развал всего начнется снова.
- Как к нововведению относится педагогический коллектив и ученики вашей школы?
- Я отвечу вам очень резко. Кому не нравится, пусть собирает свои вещи и идет домой. Моя задача — построить фундамент сильному и уважаемому государству. Ученики меня любят. В моей школе учатся около полусотни русских детей, которые очень стараются и учатся нормально. Мои дети не замечают национальных различий. За 15 лет работы в этих стенах я сумел донести до всех, что самое главное в человеке — это личность. Это было моей целью. И когда кто-то унижает человека по национальным признакам, у него только одна дорога. Я даже объяснительную не беру. Звоню родителям, приглашаю в школу, отдаю документы и прошу найти другую школу для ребенка.
- Как Вы относитесь к языковому погружению?
- Я - за! Эстонский и русский языки очень разные. Ассоциативное мышление надо развивать с 5–6 года жизни. Чтобы перевод происходил в голове автоматически.
- Хватит ли детям одного урока русского языка в неделю?
- Для начала хватит. У меня есть сумасшедшая программа, которую мы разработали с моей дочерью! Если она сработает, будет хорошо.
Дураками управлять легче
- Когда было лучше эстонское образование? В советские времена или в современной Эстонии?
- На каком месте сейчас образование в Финляндии? На третьем–четвертом месте. В Финляндии сейчас преподают по программе, которая была в Эстонии до 1993 года. Господин Март Лаар вместе с господином Лукасом развалили эту систему только потому, что для них «русское» означает «плохое». Они забыли, что та программа делала эстонцев эстонцами. Раньше не выпускалось ни одного учебника, который бы три года не проверяли, работает он или нет. Я сам писал учебник по химии. Его проверяли 2,5 года. Такого хаоса в учебниках и программах обучения, как сейчас, не было. В Эстонии уже пятый раз проводится реформа образования. Извините, но это сумасшедший дом. Современная Эстония — страна дураков. Здесь методично готовят дураков, чтобы властвовать, ведь ими очень легко управлять. Я считаю свою школу элитной потому, что мы работаем не по модели. Мы работаем для детей, чтобы у них было светлое будущее. За свою жизнь мы должны вырастить несколько таких поколений. Я не понимаю тех господ бывших коммунистов: почему они не дают детям возможность хорошо знать язык соседа?
- Как бы Вы ответили на вопрос: кто такой Мярт Сульц?
- Я всегда был трудным, проблемным человеком. В советское время со мной ничего не могли сделать потому, что в моем аттестате были одни пятерки. Только по поведению стоял «неуд». Я был хорошим спортсменом, был отменным трубачом. После окончания школы захотел стать химиком и поступил в Тартуский государственный университет. В молодости я перенес тяжелую травму, многочисленные переломы, жизнь висела на волоске. И когда я поправился, то понял, что в жизни должна быть цель. Я должен окончить университет и найти школу, в которой не будет ошибок, которые были допущены по отношению ко мне. Валгаская школа была очень хорошая, но почему-то мы, школьники, там сильно буянили. Этого бы не было, если б к нам относились как к личностям. Художественная гимназия, где я сейчас работаю, была самой безобразной школой из всех, которые мне предложили. Здесь было всего 380 детей, которые не учились, приходили и уходили, когда хотели. Полный ужас. И я «назначил» себе каторгу, чтобы за 4 года все исправить к лучшему. Прошло 15 лет, но я еще не достроил. Почему такие известные во всем мире университеты, как Оксфорд, Стэнфорд, такие сильные? У них есть история, традиции, и там все преподается очень досконально. У нас наоборот. Традиций нет, фундаментального обучения нет, простые предметы преподносятся как очень сложные.
- Хочу пожелать Вам удачи.
- Удача мне нужна.