Присадки к смазочным материалам и их влияние на трение

мошенничество, маркетинг или полезное явление?
 
1 2 3 4 5 6 7
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
О возможном приросте мощности.

В ДВС потери на трение составляют около 20% (от мех.работы, производимой в цилиндрах). Из на поршневые кольца и поршень-цилиндры приходится около 67% общих потерь, на подшипники коленвала и коленвал - около 25%, ГРМ - около 8%.

Если трение хотя бы в части узлов и впрямь удаётся снизить хотя бы раз в 5 (а тем более на порядок, а то и два-три, как заявляется) - то прирост мощности в 10-15% отнюдь не выглядит абсурдным (даже без учёта задекларированного Яхьевым с соавторами роста компрессии), и тем более прирост в 5-7%.

Некоторый ликбез по смазке моторов и сопутствующим процесса - здесь:

Оттуда же взяты цифры потерь на трение.
 2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> А мой сосед, которому 80, говорит что он два раза в день...
Vale> Ты бы еще статью Латыниной в поддержку привёл. :F

Про Латынину - явный троллинг, а так - в руки флаг, найди серьёзную критику от специалистов. По возможности посвежее.

Я пока из серьёзно выглядящего нашёл только вот это:

2000 год

ПАВЕЛ ЧХЕТИАНИ
научный сотрудник Института машиноведения (ИМАШ) РАН

...

Например надо знать что если даже удастся свести потери на трение в узлах двигателя к нулю, то экономия топлива составит не более 7%. Поэтому если написано, что препарат экономит 7% и более топлива, дальше можно не читать.

Чтобы снизить энергетические потери можно идти двумя путями. Во-первых, используя высоковязкий смазочный материал "А", заставить все пары трения дающие в сумме более 90% потерь (поршни, поршневые кольца, коренные и шатунные подшипники кулачки и подшипники распредвала), работать в области минимальных значений момента сил трения Мmin. Во-вторых, перейти на менее вязкий смазочный материал "Б". Первое недопустимо, ибо в этом случае будет использоваться менее 50% мощности двигателя. Второе чревато резким ростом износа пар трения. В обоих случаях специфика возвратно-поступательного движения поршней (в ВМТ и НМТ скорость поршня равна нулю а моменты сил трения в этих областях достигают максимальных значении) накладывает серьезные ограничения на возможности снижения трения. Однако используя менее вязкие смазочные материалы, можно вдвое снизить потери на трение в коренных и шатунных подшипниках, кулачках и подшипниках распредвала (распредвалов — в современных многоклапанных двигателях). Кстати, эти потери составляют около 45% от всех потерь на трение в ДВС.

Можно подсчитать что экономия топлива при этом составит менее 1,6%. С учетом мизерного снижения потерь в цилиндропоршневой группе можно сказать что снижение потерь на трение в ДВС достигающее 2% - это блестящий результат.

Но, к сожалению, он может быть существенно омрачен низким ресурсом. Дело в том, что сплошная гидродинамическая смазочная пленка между трущимися поверхностями в этом случае гораздо тоньше чем в таком же диапазоне скоростей скольжения у высоковязкого смазочного материала. Кроме того, скорость скольжения холостого хода Vxx оказывается ниже скорости скольжения, V2Б, при которой возникает сплошная гидродинамическая смазочная пленка - главный фактор обеспечивающий длительную почти безызносную работу.

Особо следует остановиться на прилюдных экспериментах с использованием, в частности машин трения. Демонстрируемые (в том числе и на крупных выставках) "поразительные" результаты снижения трения и износа имеют, как правило, ту же природу что и при механической обработке металлов.
 



Первое, что сильно удивило - споткнулся глазом о явную невязку заявленного потолка экономии топлива 7% с потерями на трение в 20% (см. пред. пост). Но если учесть, что 20% считаются от механической работы в цилиндрах - то в общем всё сходится. То есть для теоретически достижимого потолка при экономии топлива в 7% на вал будет выдаваться на 15-20% большая мощность.

Ну а при экономии топлива в 1,6% (к-ю Чхетиани считает сравнительно реальной) рост мощности и составит порядка 5%, заявленных Бобровым. Если за счёт нанохитростей и пр. можно пойти дальше - соответственно, больше, может, и 7-10-15, кто его знает.
 2.0.0.82.0.0.8
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
К вопросу о возможном снижении трения.

В диссере Зарубина (от 2007 г), на к-й выше давал ссылку Алекс129, как раз для присадок с серпентином приводятся следующие данные, из к-х следует, что снижение трения как минимум на порядок при некоторых условиях в самом деле возможно.

Лучшие триботехнические характеристики оказались у смазочной композиции, содержащей искусственный серпентин, полученный по золь-гель технологии. При использовании этой композиции коэффициент трения снизился в 5 – 10 раз, интенсивность изнашивания уменьшилась в 2 – 4 раза.
 


Рис. 6 Зависимость коэффициента трения от давления:

■ – Для базового масла Тп-46 без наполнителей;
× - Для масла Тп-46 с 10% мас. наполнителя (золь-гель серпентин);
▲ - Для масла Тп-46 с 10% мас. наполнителя (природный серпентин);
♦ - Для масла Тп-46 с 10% мас. наполнителя (ГТС).


Там есть и другие графики, порядки величин совпадают.
Прикреплённые файлы:
 
 2.0.0.82.0.0.8
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Оттуда же:

На поверхностях трения стального вкладыша (рис. 11 - г) отсутствуют риски и царапины, что подтверждает отсутствие крупных и твердых частиц. Внедряясь в поверхность трения, наночастицы порошка искусственного серпентина образуют слой с повышенной микротвердостью, в 2 – 3 раза превышающей микротвердость до трения. Повышенная микротвердость оказывает непосредственное влияния на снижение интенсивности изнашивания и, как следствие, продления срока службы узла трения.
 


То есть вполне сходится и с результатами отчёта УрГУ в стартовом посте.

Заодно описывается в общим чертах и суть поверхностного слоя. Т.е. это в некотором роде сам серпентин. Интересно, как у него с проводимостью - чтобы закрыть вопрос о диэлектрике.


2. Разработанные технологии позволили получить порошки минералов класса силикатов: серпентина, форстерита, талька, гель кремниевой кислоты. Исследованиями установлено, что оптимальным наполнителем является искусственный серпентин, полученный по золь-гель технологии.

3. Экспериментально доказано, что введение в базовое масло И-20 разработанного наполнителя приводит к улучшению его триботехнических свойств:

- уменьшению коэффициента трения в 5 – 10 раз, по сравнению с трением без наполнителя;
- снижению интенсивности изнашивания в 2 – 4 раз;
- повышению микротвердости стальных поверхностей трения в 2 – 3 раза.
 
 2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт

Fakir> Я пока из серьёзно выглядящего нашёл только вот это:
Fakir> 2000 год
Fakir> Первое, что сильно удивило - споткнулся глазом о явную невязку заявленного потолка экономии топлива 7% с



рассказывают, что мощьность выросла, работа более ровная и расход снизился на 2 л/100км.
 


2 л, делим на 0.07, получаем 28 л/100 км чтобы было теоретически допустимо :)

Ну, конечно, может они на Хаммерах меряли, а? :F

"Я джинн, и если я займусь любовью с твоей женой - я смогу выполнить любое ваше желание!" © Американский анекдот
 
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Будь так любезен, объясни - за каким ты всё время, ссылаясь на какой-то форум и абстрактного юзера, пинаешь вполне конкретных людей, пишущих совершенно другое?!

Что там пишет мужик на кубанском сервере - меня ни в малейшей мере не интересует. Он не спец, не имеет отношения ни к производству, ни к исследованию серпентинового геля (максимум - к продаже), и спросу с него никакого.
 2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт

Мужичок работает рекламным агентом мммм...труселей за бесплатно. Ну то есть думаю, что повелся на халяву, ему сказали - только для Вас, вместо 8 тыр - ЧЕТЫРЕ!!!

И вот он теперь за эти четыре тыр и спамит, по факту.

О, да, людям надо верить. Они все честные- честные, прям как Чубайс! :)

И машина у него на 15% мощнее стала, ага. По субъективному ощущению.

А ведь (бииип) инженер-корабел. (Биип).
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
+
-
edit
 

chatskiy

опытный

я может невнимательный, но никак не пойму почему мошенники "нижегородские"?
Whatever happens, we have got The Maxim Gun, and they have not.  

ED

аксакал
★★★☆
☠☠☠
Fakir> Оттуда же:
"наночастицы порошка искусственного серпентина образуют слой с повышенной микротвердостью, в 2 – 3 раза превышающей микротвердость до трения".

Я, конечно, не материаловед, но сразу бросается в глаза следующее:
Из чего видно, что повышенная твёрдость поверхностного слоя - это результат действия именно наночастиц серпентина, а не собственно трения? Может там накат какой образуется? Не логичнее было бы сравнивать именно поверхности трения после работы с серпентином и без него? А поскольку метод позиционируется как новый, то и в сравнении с другими "наполнителями".
 3.5.93.5.9

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ED> Из чего видно, что повышенная твёрдость поверхностного слоя - это результат действия именно наночастиц серпентина, а не собственно трения? Может там накат какой образуется? Не логичнее было бы сравнивать именно поверхности трения после работы с серпентином и без него?

Вполне возможно, что именно сравнивали. М.б., свойства приработанных поверхностей без серпентина давно изучены, и хорошо известны специалистам, так что даже не требуют специальных упоминаний.
 2.0.0.82.0.0.8

Kuznets

Клерк-старожил
★☆

Vale> Ну то есть думаю, что повелся на халяву, ему сказали - только для Вас, вместо 8 тыр - ЧЕТЫРЕ!!!
Vale> И вот он теперь за эти четыре тыр и спамит, по факту.

сам деньги заплатил (неважно сколько), сам еще и пиарит? фигня какая-то. скорее всего просто неофит.
 3.6.33.6.3
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Мужичок работает рекламным агентом мммм...труселей за бесплатно.

В последний раз, медленно. Мне глубоко безразличен этот безымянный форумный мужичок, его речи и его мотивация. Я даже разбираться не хочу, что он там говорил, насколько неправ, а насколько прав.

Топик ты начал с того, что назвал мошенниками не его со товарищи, а вполне поименованных авторов исследования, в количестве восьми человек:

 2.0.0.82.0.0.8
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
A.1.> Пробежался глазом по диагонали - дык серпентин и так добавляется в смазочные масла как геомодификатор трения еще с "донаночастичных" времен :p .
A.1.> ИМХО мужики просто исследовали смазку очередной торговой марки, ну и смогли на это дело получить финансирование под соусом "нано".... :) .
A.1.> Вот на ту же тему:
A.1.> http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/science/avtoreferat/zarubin.doc

Вот как раз там говорится, кстати, что качества смазочной смеси ощутимо (минимум в разы) зависят от размеров частиц серпентина. Чем меньше - тем лучше, а получить качественный, однородный и достаточно измельчённый "нанопорошок" - задача непростая.
 2.0.0.82.0.0.8
EE Татарин #02.06.2010 12:54  @au#01.06.2010 19:18
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
au> У всяких нитридов запрещённая зона — будь здоров: если одним вольтом мерять, там может и диэлектрик какой-то получился :)
Прошу прощения, но где тут связь?
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  4.1.249.10644.1.249.1064

Vale

Сальсолёт

Fakir> Топик ты начал с того, что назвал мошенниками не его со товарищи, а вполне поименованных авторов исследования, в количестве восьми человек:

Цитату, сестра, цитату. Со ссылкой. :p
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Название данного топика и прочих постов для тебя недостаточно?
 2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт

"Читай что написано, а не что у тебя в голове" (с) Fakir, по памяти.

Мошенники - нижегородские, живут они там.

Нижнюю строчку в приведенном тобой же JPЕGе можешь прочитать? :F
К микроскопистам у меня другие претензии, о необоснованности выводов.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
Это сообщение редактировалось 03.06.2010 в 01:34

Vale

Сальсолёт

Fakir> Вполне возможно, что именно сравнивали. М.б., свойства приработанных поверхностей без серпентина давно изучены, и хорошо известны специалистам, так что даже не требуют специальных упоминаний.

Контроль надо ставить ВСЕГДА.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Мошенники - нижегородские.
Vale> Нижнюю строчку в приведенном тобой же JPЕGе можешь прочитать? :F

Они не предоставили специалистам УрГУ образцов? Они предоставили обманные образцы? В чем твои к ним претензии применительно к документу, ссылки на который ты привёл?

Нету претензий к авторам документа - так и нечего его мотылять в таком двусмысленном контектсе. Некомильфо по отношению к людям.

Vale> К микроскопистам у меня другие претензии, о необоснованности выводов.

А у кого-то соответствующего профиля претензии есть?
 2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Контроль надо ставить ВСЕГДА.

Э? Методика работы в других областях бывает несколько отлична от принятой в биологии.
Не надо обобщать.
 2.0.0.82.0.0.8

Vale

Сальсолёт

Vale>> Контроль надо ставить ВСЕГДА.

Fakir> Э? Методика работы в других областях бывает несколько отлична от принятой в биологии. Не надо обобщать.

Методика работы в других странах бывает несколько отлична от принятой в России. Не надо обобщать. Впрочем, я спрошу у коллеги- физика (100% made in England, от дня рождения до Ph.D.).

Upd: Спросил. Его мнение - минимум один контроль в серии экспериментов, чтобы убедиться в стабильности параметров установки. А лучше 2 - в начале и в конце. Больше... уже не очень.



>В чем твои к ним претензии применительно к документу, ссылки на который ты привёл?

http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2177888

Претензии выделены.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  
Это сообщение редактировалось 02.06.2010 в 20:39

ED

аксакал
★★★☆
☠☠☠
Fakir>свойства приработанных поверхностей без серпентина давно изучены, и хорошо известны специалистам, так что даже не требуют специальных упоминаний.

Ага, а свойства необработанных и неприработанных поверхностей видимо изучены недавно и плохо известны специалистам, раз удостоились специального упоминания. :)
 3.5.93.5.9

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> Методика работы в других странах бывает несколько отлична от принятой в России. Не надо обобщать. Впрочем, я спрошу у коллеги- физика (100% made in England, от дня рождения до Ph.D.).

А причём тут физики? Там вообще народ материаловедческо-инженерный. Тоже свои игрушки и особенности.


>>В чем твои к ним претензии применительно к документу, ссылки на который ты привёл?
Vale> http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2177888
Vale> Претензии выделены.

Понимаешь какое дело - очень похожие, если не ровно такие же претензии ты бы мог предъявить, полагаю, к любой узкопрофильной статье на подобные темы. Просто потому, что не специалист, не владеешь контекстом, не владеешь терминологией и пр.
 2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ED> Ага, а свойства необработанных и неприработанных поверхностей видимо изучены недавно и плохо известны специалистам, раз удостоились специального упоминания. :)

Где конкретно? В котором из минимум четырёх источников?
 2.0.0.82.0.0.8

ED

аксакал
★★★☆
☠☠☠
Fakir> Где конкретно? В котором из минимум четырёх источников?

Я же приводил цитату.
Могу ещё раз повторить:
Fakir> Оттуда же:
>"наночастицы порошка искусственного серпентина образуют слой с повышенной микротвердостью, в 2 – 3 раза превышающей микротвердость до трения".
И ещё раз спросить - почему сравнивают с поверхностью до трения, а не с поверхностью после трения, но без серпантина? Что было бы логичнее.
 3.5.93.5.9
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru