Там же - критическая статья "МИФЫ И ПРАВДА О ПРЕПАРАТАХ ER И ФЕНОМ" (автор - Л.И. Погодаев, д.т.н, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии транспорта РФ).
Статья, казалось бы, сильно критическая, с сильными выражениями - но при всём этом похожа на скрытую рекламу, по причине нижеприведенных цитат (главное выделено)
http://www.tribo.ru/netcat_files/292_2.zip
...
Приведем сначала выдержки из Технического заключения, утвержденного начальником Исследовательского центра Генерального департамента развития ОА АВТОВАЗ Л.М. Триндюком, по результатам комплексных испытаний препарата Energy Release (ER) производства «Entech corp.» (США).
Комплексные стендовые испытания по оценке влияния СК (масло «Самойл»
SAE 15 W/40 + препарат ER; Двигатели ВАЗ 2112 № 0004420 и ВАЗ 2111 № 2166-001) на работоспособность трибосопряжений выявили следующее [1]:
- антифрикционные и противозадирные свойства СК при граничном трении улучшились на 25…50 %;
- износ поршневых колец и втулки цилиндра уменьшился соответственно в 1,27 и 4 раза;
-
потери мощности на трение в двигателе снизились на 10…22 %;
-
удельный расход топлива снизился: при частоте вращения вала, равной 1500 об/мин, на 2 %, а при 2500 об/мин – на 13%;
-
компрессия возросла (в среднем по цилиндрам) на 4%;
- качество масла мало изменилось; ухудшились лишь его моющие свойства.
Приведенные выше результаты комплексных испытаний можно дополнить отдельными данными, опубликованными за последние 2 года в газете «Совершенно секретно»: использование СК с добавкой ER и ее отечественного аналога – присадки Феном, уменьшает коэффициент трения пары сталь-чугун в сравнении с базовым вариантом на 9…12 %, износ на 20 % (при испытаниях на машине трения МИ-6) и на 46 % (при испытаниях на машине трения СМТ). Как видно, дополнительные данные не расходятся с соответствующими результатами АО АВТОВАЗа.
Никакой сенсации приведенные выше результаты испытаний СК с присадками ER и Феном не представляют и мало отличаются от осредненных результатов обширных стендовых и эксплуатационных испытаний СК с наиболее известными добавками, выполненных в крупнейших научно-технических центрах страны.
Лучшие добавки обеспечивают экономию топлива в пределах 5…8 %; увеличивают мощность двигателя на 2…6%, повышают ресурс деталей в 1,5…4 раза снижают уровень шума и вибраций до 6 дБ [«Автомикс», № 35, 24-30.09.1997, г.Самара].
Нисколько не умаляя заслуг творцов препаратов ER в США и Феном в России в деле повышения эффективности эксплуатации автотранспорта, необходимо указать на то обстоятельство, что эти препараты созданы для трибосопряжений, состоящих из черных металлов, где они и проявляют себя в целом с положительной стороны.
Дальше обширная цитата [показать]В парах трения: сталь (чугун) – цветные металлы и их сплавы, разнообразные покрытия на основе меди, никеля, алюминия и т.д., использование СК с присадками ER и Феном очевидно окажется значительно менее эффективным [13], а для пары трения СЧ (сталь) – гальваническое Cr покрытие, как показано в работах [2-12] и в приведенном выше примере (см. табл.) в жестких условиях нагружения является вредным.
Такой вывод можно сделать на основании анализа результатов исследований влияния СК с добавками ER и Феном на работоспособность различных трибосопряжений, что существенно ограничивает сферу использования СК с указанными добавками в технике. Поэтому при централизованных системах смазки в двигателях следует учитывать влияние СК с агрессивными добавками ER и Феном на подшипники коленчатого вала и шатуна.
...
Теперь ответим на основной вопрос: в чем же состоят плюсы и минусы, связанные с использованием СК с присадками ER и Феном? Положительное влияние на трибосопряжения заключается видимо в том, что может заметно улучшиться морфология или геометрия сопряженных деталей на микро- и мезомасштабном уровнях. Это может улучшить условия работы слоя смазки и способствовать реализации режимов полужидкостного и даже жидкостного трения.
В условиях граничного трения положительные качества СК с ER значительно скромнее (см. табл.). Более того, предотвратить схватывание поверхностей трения, на одной из которых присутствует слой «чистейшего» электролитического железа, не сможет и сам Господь-бог, если ему не помогут окисные пленки и, возможно, некоторые неорганические соединения, возникающие в результате разложения железоорганических веществ и последующих реакций продуктов разложения с материалом поверхности трения, т.е. с железным покрытием [14, 15 и др.]. Сравнения показывают, что работающие по аналогичной схеме маслорастворимые органические соединения молибдена или цинка в условиях граничного трения более эффективны, чем железоорганика. Все это основательно исследовано в нашей стране и за рубежом [11-18].
В чем же заключаются минусы применения СК с присадками ER и Феном? Эти минусы, по нашему мнению, заключаются в следующем.
1. Как известно, любые процессы электролитического осаждения металлов (цинка, кадмия, хрома, железа и т.д.) происходят в электролитах. Точный состав раствора, выполняющего роль электролита в СК с присадками ER и Феном известен, видимо, только изобретателям присадок и СК. В то же время можно предположить, что этот раствор ухудшает моющие свойства СК.
В качестве электролита при железнении могут служить ПАВ (спирты и кислоты). Важно заметить, что процесс диссоциации с образованием ионов железа может происходить непосредственно на поверхности трения и при отсутствии внешнего источника тока (за счет разности потенциалов и трибо э.д.с.).
2. Интенсивное разрушение поверхности нежелезных деталей в трибоспряжениях в присутствии СК с присадкой ER вследствие анодного растворения.
Понравилось сравнение
В настоящее время активно развиваются и непрерывно совершенствуются две субстанции – фармакология и автохимия.
Общее заключается в том, что продукция в обоих случаях красиво упаковывается и сопровождается рекламой о свойствах препаратах, способах применения и результатов воздействия на живые и неживые объекты.
Несмотря на то, что в обоих случаях могут быть как положительные результаты, так и отрицательные (летальные) исходы, рекламные проспекты всегда мажорные. Было бы несправедливо охаивать любые достижения и продукты фармакологии и автохимии.