И пара вузовских учебников - где тоже есть упоминания о различного рода присадках (в т.ч. и "нано"):
"Триботехника. Конструирование, изготовление и эксплуатация машин" [5 изд.] (2002)
http://gen.lib.rus.ec/...
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗКИ — класс смазочных материалов, содержащих (по массе от 0,1 до 4 и более процентов) присадки: порошки металлов, сплавов и их окислов, соли и комплексные соединения металлов, металл органические соединения. При использовании металлоплакирующей смазки реализуется эффект безызносности, который проявляется в том, что на трущихся поверхностях деталей в процессе работы узлов трения формируется тонкая, трудно поддающаяся окислению, защитная самовосстанавливающаяся металлическая пленка из введенных в смазку присадок. Толщина пленки составляет от нескольких атомных слоев до 1-2 мкм. В литературе защитную пленку называют "сервовитной".
Металлоплакирующие смазки применяют в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в самолетах, автомобилях, двигателях внутреннего сгорания, прокатном металлургическом оборудовании, шпинделях зачистных машин, текстильном, швейном и обувном оборудовании и др.
Использование металлоплакирующих смазок позволяет повысить долговечность узлов трения (в 2-3 раза), снизить потери на трение (на 30-200%) и тем самым повысить КПД машин и оборудования, уменьшить расход смазочных материалов (в 2-3 раза), увеличить период между смазочными работами (до 3-х раз).
Выбор смазочных материалов
За последние 10-15 лет проблема рационального выбора СМ для машин приобрела особое значение в связи с ростом расхода этих материалов и возрастающей зависимостью надежности работы машин от качества СМ.
На примере использования моторных масел можно показать, что можно снизить расход топлива на 10-15%, повысить долговечность двигателя на 30-45%, увеличить сроки смены масла в 2-4 раза.
Выбор зависит от многих условий, основными из которых являются: конструкция узла трения, рабочий режим (нагрузка, скорость, температура, интервалы их изменения), особенности рабочего и технологического процесса, внешняя среда (температура воздуха, его влажность, запыленность, наличие агрессивных газов и т.п.), квалификация обслуживающего персонала и возможность ухода за механизмом во время его действия, требования надежности и экономические факторы.
"Триботехническое материаловедение и триботехнология" (учебное пособие, Пензенский государственный университет, 2006)
503 Service Temporarily Unavailable
Силикатно-керамическая композиция форсан
Форсан – это сложная жидкокристаллическая минеральная
композиция, обладающая уникальной способностью не только значительно
улучшать механические характеристики машин и механизмов, но и
восстанавливать изношенные детали, за счет образования в зонах трения
металлокерамического покрытия с аномально низким коэффициентом трения
и высокой износостойкостью. Синтез металлокерамического
защитного слоя происходит за счет наличия в форсане особо чистой
фуллереновой композиции (С60 - 99,7%). Поэтапно добавляя форсан, можно
добиться идеальной переструктуированной поверхности и оптимальной
геометрической формы в зонах трения.
Эффект от применения форсана:
▪ -
при применении в ДВС коэффициент трения уменьшается в среднем в
10 раз;
▪ - значительно увеличивается срок службы агрегатов и механизмов (в 10
и более раз);
▪ -
расход топлива уменьшается на 10…15%;
▪ идеален для приработки, максимально упрощает процесс обкатки (для
нового автомобиля всего 50 км пробега);
▪ - за счет оптимизации и ускорения процесса сгорания топлива
токсичность попадающих в атмосферу вредных веществ снижается в
несколько раз;
▪ - отличается долговременным эффектом (в среднем 350000…500000 км
пробега автомобиля без капремонта);
▪ - двигатель становится менее требователен к качеству масла и бензина;
▪ обработка происходит в режиме штатной эксплуатации и занимает
15…20 мин.;
▪ - повышается антикоррозийная стойкость деталей.
Проведен уникальный экспермент:
пробег Москва – Санкт-
Петербург – Москва по маршруту которого машины, предварительно
обработанные синтезатором металлов «Форсан», шли без масла в
двигателе. В результате данного мероприятия был установлен новый
мировой рекорд – 900 км пробега автомашины без масла.
...
В ходе формирования металлокерамического слоя температура в
зонах трения уменьшается, и рост толщины покрытия замедляется вплоть
до полного его прекращения. Таким образом, происходит формирование
толщины защитного слоя за счет процессов самоорганизации.
Синтезированная поверхность условно состоит из трех слоев:
- первого восстановленного слоя, который обладает общей
кристаллической решеткой с металлом подложки;
- второго промежуточного, упругого слоя;
- третьего внешнего, защитного слоя с аномально низким
коэффициентом трения (0,003…0,005) и высокой износостойкостью.
Полученное в результате применения форсана металлокерамическое
покрытие обладает высокой микротвердостью и упругостью.
Характеризуется защитными свойствами против электрохимической
коррозии и фреттинг-коррозии. Эта поверхность способна к регенераци и
работает в условиях трения как защитный слой.
Ну очень похоже на рекламу, но тем не менее.