"Крылов против классического киберпанка образца Гибсона" - Константин Крылов (он же фантаст Михаил Харитонов) о возможных путях рождения виртуальной реальности и сопутствующих эффектов.
ИМХО, очень в тему и нетривиально - недаром Харитонов один из наиболее талантливых (если не the most) современных российских фантастов.
(читать лучше по ссылке, я перепощиваю с сокращениями)
Научная фантастика возникла как жанр, описывающий последствия внедрения какого-нибудь технического устройства в ширнармассы. Вот есть такая штука, вот как она …
//
krylov.livejournal.com
О виртуальной реальности
...
Так вот. Среди технических устройств, которыми фантасты двадцатого века оснащали будущее, была такая приблуда – видеофон. То есть телефон с видеокамерой и телевизором. Чтобы не только, значит, говорить, но и видеть собеседника. Обычно видеофоны изображали на столах у героев, а на улице – в кабинках… Иногда – с голографией, чтобы уж совсем поразить воображение читателя.
И что же? Сейчас видеофон и в самом деле существует. Это не очень востребованная, но вполне работающая вещь. В скайпе, например, это дело имеется. Фантасты не ошиблись.
Вот только досада: передача видеоизображения оказалась мелкой фишечкой, деталькой, появившейся по ходу совершенствования очень сложной и абсолютно никем не просечённой системы: компьютеров и интернета. Ну не предполагал никто в те времена укромные, что даже слово «работать» в двадцать первом веке в развитой стране будет означать в основном «висеть над клавиатурой».
Похоже, сейчас аналогичная ошибка делается в отношении уже компьютерных технологий.
Я имею в виду идею «виртуальной реальности», понимаемой как «виртуальное пространство».
То, что комп рано или поздно срастят с человеческим мозгом напрямую, уже не является дискуссионным вопросом. Сделают. Хотя бы потому, что выяснилось: мозг – довольно пластичная штука, и свою архитектуру способен менять в очень широких пределах. Сейчас, скажем, сделать штуку, позволяющую двигать курсор «силой мысли», несложно: = можно засунуть в двигательную зону электроды, можно и без таких ужасов, просто биотоки снимать. Причём мозг адаптируется к электродам: нейроны, сцуки, учатся, отращивают дендриты и вообще. В башке появляется чуть ли не центр движения мышью.
Предвидеть это было, в общем-то, несложно. Дальше мысль идёт понятной дорожкой: научиться работать не только на передачу, но и на приём. То есть не только передавать сигналы от мозга в комп, но и получать.
Стандатный ход мысли дальше – «полностью виртуальное пространство». Люди, лежащие в этаких саркофагах, с катетерами в писях и калоотводными трубками в попах, а все сигналы, в норме идущие от глаз, ушей, кожи и так далее, эмулируются компьютером. Ну, можно и без катетеров, конечно, если недолго. Сидишь в специальной клетке, а тебе через проводки гонят виртуальный мир, прекрасный и ужасный. Куда и провалится всё прогрессивное человечество.
На эту тему написано множество всяких романов, начиная от классика нашего Гибсона и кончая потоковым производством. Пересказывать не будем – «все читали», ага-ага.
Возникает, однако, вопрос. А является ли этот самый «виртуальный мир» - понимаемый именно как «виртуальное пространство», куда человек с головой ныряет – таким уж востребованным?
На первый взгляд кажется, что да. Играют же люди годами во всякие игрули. Значит, спрос именно на это. Экстраполируя…
Вот-вот. Экстраполируя. А с экстраполяциями вообще нужно осторожнее быть.
...
А вот чего они хотят – так это пакета услуг, который можно назвать ВИРТУАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ.
Например. Сейчас крайне обесценилась эрудиция. Очень многое можно посмотреть в вики, если нет – нагуглить, если гугль не берёт – пошерстить руками. Через какое-то время найти можно будет «ваще любую инфу».
Так вот. Чрезвычайно востребованной вещью может стать «искусственная память». То есть – гугль, подключённый непосредственно к голове. Чтобы запрос посылался непосредственно через мозг в сеть, а найденное- тексты-картинки-звуки - всплывало не на экране, а непосредственно в памяти.
...
Через какое-то время содержимое мозгов польётся непосредственно в сеть. Без дешифровки. Будут лежать на файлообменниках огромные файлы непонятно с чем: то ли хеш-таблицы соответствий запросов, то ли линки на какие-то ассоциации, то ли хрен знает что. Какое-то время это будут даже исследовать – и узнают много интересного о работе мозга. Потом забросят: «да хрен с ним, как оно там работает, главное что работает». Зато обмен этими файлами окажется очень полезным делом. «У меня тут ассоциативка к средневековой музыке, покрути. А ты мне обещал ключи к Хайдеггеру, скинь, если найдёшь?»
...
Почему подключение внешней памяти я назвал «виртуальным временем», думаю, понятно. Но и пространство тоже будет освоено. Только по-другому.
Так, появится спрос на виртуальное восприятие РЕАЛЬНОГО мира. Не виртуального, а именно реального.
Самый простой пример: человек идёт по улице. Его зрение корректируется на уровне мозга – он может видеть всё происходящее настолько чётко (или настолько нечётко), насколько ему это нужно. Он может заглянуть за угол, подключившись к телекамере на углу – причём не так, что изображение в глазах померкнет и он увидит пространство за углом, а как будто он испытал острейший приступ дежа вю: в голове вспыхнет, что секунду назад за тем углом было то-то и то-то. Кстати, посмотреть-вспомнить, что было на улице секунду, день или год назад – если такая информация есть, он тоже сможет. А также сможет посмотреть градостроительные планы, уточнить, где тут ближайший переход и сортир, сделать покупку в соседнем магазине, не заходя в него –
и при этом вовсе не выпадая из реальности, а наоборот, ГЛУБЖЕ в неё погружаясь.
Прямой контакт сети с мозгом, разумеется, принесёт и проблемы. Например, с приватностью: уже сейчас анализ запросов, выдаваемых с определённого компа, может дать о человека всю или почти всю интересную информацию, «а то ли будет». Соответственно, расцветут всякие внутренние анонимайзеры, закрытые сектора хранения данных и много чего ещё. Одним из косвенных следствий будет чрезвычайное развитие субличностей, «виртуалов», заточенных под определённые специализации. То, что сейчас является всего лишь игрой – хотя иной раз она далеко заходит – станет чем-то вроде контролируемого диссоциативного расстройства идентичности.
«То-то будет весело» - сплошные Билли Миллиганы.
Тут прокладывается мостик к ещё более интересному. Подключение внешней памяти и манипуляции с мозгом могут, наконец, позволить интенсифицировать вполне «естественные» его способности. Люди получат прямой доступ к тому, чтобы натренировать определённые участки мозга, буквально «лепить» его. А поскольку возможности этой штуки мы используем не так чтоб уж очень интенсивно – результаты могут быть самыми неожиданными…
А капсулы, катетеры и полностью виртуальные миры ТОЖЕ будут. Причём сделают это так, по ходу дела, занимаясь куда более интересными вещами.