«ГОВОРИ ЛАКОНИЧНО»
И СЛОВО
МОЖЕТ ВОЕВАТЬ
— Говори лаконично! — прерывает
учитель словоохотливого ученика.
Кто больше других ценил краткую,
точную речь? Почему?
В Древней Греции в местности Лаконии
было государство Спарта. Вся
жизнь спартанцев проходила в суровом
обучении военному делу и в походах.
Спартанцы часто нападали на своих соседей,
таких же греков, живших в других
городах, отнимали у них имущество,
земли, рабов. Войско Спарты сражалось
и против иноземных захватчиков. Во
время нашествий иноземцев греческие
государства объединялись в военный
союз.
Семи лет маленького спартанца отдавали
в школу. Он оканчивал ее храбрым
и сильным воином. Детей учили
письму, счету, но главными предметами
были бег и прыжки, метание копья,
борьба и плавание. Спартанцы учились
ходить в ногу, менять направление
в строю, не теряя равнения в рядах
и шеренгах. Чтобы каждый мог составить
четкое донесение, передать приказ,
специальным предметом у них была
краткая, ясная речь.
Спартанцы больше всего ценили в человеке
качества, нужные воину. Тучных
людей, любивших поесть, не тренировавших
мускулы, осыпали насмешками
и даже избивали палками — за
нарушение гражданского долга. Зато
воины-герои были окружены почетом.
Всей Лаконии были известны и меткие,
удачные выражения. До наших
дней дошли слова мужественной матери:
«С ним или на нем!» Так сказала
она, подавая щит сыну, уходившему на
войну. С ним — победителем, на нем —
мертвым. Но не сдавшимся в плен, не
бежавшим с поля боя!
Однажды персы потребовали у спартанцев
сдать оружие. «Приди и возьми!
» — было ответом врагу. Сколько
в этих словах уверенности, достоинства:
«Приди и возьми!» Если сумеешь, конечно...
«Наши стрелы и дротики закроют
от вас солнце», — стали угрожать
персы. «Мы будем сражаться в тени», —
ответили спартанцы.
Полководец Филипп пригрозил, что,
если спартанский город не сдастся, он
лишит его многого. «Не лишит же он
нас права умереть за отечество», —
ответили спартанцы.
Когда мы говорим «лаконично», «лаконический
», мы не только подчеркиваем
краткость, ясность, точность речи, но
и отдаем дань уважения лаконцам, которые
в военном искусстве отводили особое
место умению говорить.
Тебе, будущему командиру, такое
умение понадобится больше, чем спартанцам.
Переговоры по радио, шифрованные
донесения и приказы не терпят
длиннот и сбивчивости. А как нужно
бойцам вдохновенное слово командира
в трудную минуту! Все великие полководцы
умели краткой речью зажечь
сердца своих солдат. Учись и ты говорить
точно, образно, кратко.
Бог их знает, почему они проверяют столько раз. В конце концов, чему удивляться, если вы... Давайте, я такой пример приведу. Количество цветообозначений в русском языке относительно небольшое, даже если иметь в виду всякие штучки, типа...
...даже цвета бешеной нимфы, бедра ее, или разные предметные: вишневый, лимонный. Даже если все это взять, все равно это относительно небольшое количество цветовых ящичков, на которые мы раскладываем мир. В то время как японские дети специально тренируются на какие-то несметные тысячи этих названий, наименований. Так вот, мир, который нам видится, и мир, который им видится, разве он не разный, если я раскладываю на десять, а они раскладывают на десять тысяч, условно говоря? Разве не в разных мирах мы в этом случае живем?
в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, а в глазу - 100 млн. фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т.к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом "музыкальных входов".
Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона).
Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться -
в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью
к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).
Музыкально одаренный мозг
Подобно тому, как кратковременное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звук, длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно.
История показывает, что общество изменяют не литературой, а реформами и пулеметами, а сейчас еще и наукой. Литература в лучшем случае показывает, в кого надо стрелять или что нуждается в изменении.
Искусство, как известно, уже не первый век делится на классическое и экспериментальное. Образно говоря, одни в стихах движутся классической тропой и прямым недвусмысленным текстом рассказывают о любви и погоде, рифмуя «розы-морозы». А другие пишут стихи загадочные, без видимого смысла и рифм, экспериментируя с формой. И большая часть обывателей-современников это стихами не считают, хотя имя Хлебникова затем попадает в учебники. И если сперва такое искусство называли «новым» и бытовало мнение, что таким образом современная молодежь дурью страдает (читаем Аверченко «Крыса на подносе»), то по прошествии лет ста уже понятно, что это просто своя ниша, и «новым искусством» ее называть, как называли наши прадеды, уже как-то глупо столько веков-то. А правильней придумать какое-то другое-слово. Так появилось слово «авангардизм», которое означает, что представители этого направления экспериментируют на переднем крае искусства, пытаясь предложить что-то иное, нежели осточертевшие вазы с персиками, березы у пашни и «портреты купца Хренова», которые штампует мэйнстрим, превратившийся из искусства в ремесленничество. Да, авангард недоступен рядовому обывателю без знаний и специальной подготовки, но именно там рождаются новые идеи, которые со временем переходят в классическую традицию. Обывателю непонятно, что делает алхимик у дымящихся колб и что означают все эти гнутые облезлые железяки, но если он изобретет метод хромирования сковородки, обыватель оценит. Это все относится и к живописи, и к кино, и к театру, и к музыке, и вообще к любому виду искусства: есть мэйнстрим — буквальный, объясняемый в двух словах и понятный даже тупому, и есть пограничные жанры, где разговор ведется на другом языке и требует эмоционального понимания или знания.
Никто не заставляет любить авангард. Есть причины его любить и не любить.
Инсталляция представляла собой разбросанные пустые бутылки из-под шампанского, конфетти и окурки.
Уборщица в итальянском музее современного искусства по ошибке выбросила новую инсталляцию, думая, что это мусор. Об этом сообщает IBTimes UK.
В музее Museion Bozen-Bolzano в провинции Южный Тироль была выставлена инсталляция женского дуэта художников из Милана под названием "Куда мы пойдем на танцы сегодня вечером?".
Инсталляция представляла собой пустые бутылки из-под шампанского, конфетти и окурки разбросанные по всему полу, и олицетворяла потребительство, гедонизм и смешение веселья и политики 1980-х годов в Италии.
Когда уборщица пришла в помещение, она предположила, что предметы на полу были обычным мусором.
Куратор галереи сказала, что ошибка была частично из-за того, что сотрудник был новым в музее и таким образом не был знаком с выставками.
Инсталляция в музее открылась только 22 октября, а спустя несколько дней она была выброшена. Руководство музея обещает восстановить ее в кратчайшие сроки.