Вот такая вещица - не для "Исторического", пожалуй, но...
Комментировать не представляется возможным, рекомендую читать по ссылке. Как минимум это забавно, как максимум наводит на размышления и создаёт философическое настроение.
Япония, которой не может быть
Существует ряд стереотипов, настолько примелькавшихся "сторожевым
постам" нашего критического восприятия, что те беспрепятственно пропускают
их внутрь "охраняемого объекта" (сиречь - сознания), не утруждая себя
должной "проверкой документов". Ну, например, такой: базовые ценности нашей,
европейской, культуры (те, что мы именуем "общечеловеческими ценностями", и
оттого искренне полагаем себя вправе навязывать их всей прочей Ойкумене -
хоть бы и силой оружия) есть ценности христианские. Между тем, чтобы
опровергнуть это утверждение по формально-логическим основаниям необходимо и
достаточно следующее. Надо найти цивилизацию, основные социокультурные
константы которой в существенных своих чертах совпадали бы с европейскими -
но сформировались бы при этом без участия христианства. Именно этим
требованиям к "контрольному эксперименту" и удовлетворяет современная Япония
("современная" - имеется в виду пост-мэйдзийская).
В сроду не знавшей христианства пост-мэйдзийской Японии (а с тем, что
христианские эксперименты 16-го века не оставили по себе никаких значимых
следов в японском социуме, кажется, согласны все) с "общечеловеческими"
ценностями как раз - полный порядок. Убедиться в этом "не просто, а очень
просто": достаточно снять с полки книгу либо видеофильм кого-нибудь из
японских классиков.
Так вот, одна из основных мировых культур, чью автохтонность и
обособленность от европейской никто никогда не подвергал сомнению -
китайская. И по любым соображениям - историческим, геоэкономическим,
религиозным - Япония вроде бы должна всецело принадлежать к социокультурной
периферии Китая; должна - но ведь не принадлежит, обнаруживая при этом
отчетливые связи с бесконечно далекой во всех отношениях Европой!
...
Великая Японская Литература - анахроничная и анатопичная
...
Или взять, к примеру, историю Кусуноки Масасигэ - мятежника-роялиста,
героя неудавшейся "Реставрации Годайго" (1333), доблестно павшего за
Императора в безнадежной битве с многократно превосходящими силами сегуна
Такаудзи. Несравненный мастер маневренной войны, Масасигэ до того
многократно разбивал войска бакуфу, причем практически всегда "играя в
численном меньшинстве"; премудрости же "войны коммандос" сей бывший
гвардейский офицер Среднего Дворца осваивал в горах Кавати, где он создал...
как бы это выразиться понейтральнее?.. - "незаконное вооруженное
формирование", во! Самое же пикантное - что будущий главнокомандующий
войсками Императора впервые (1332) "засветился" в исторических документах в
качестве главаря банды, что ворвалась в одно из императорских (!) владений и
учинила там акты жестокости... В послевоенной японской историографии
Масасигэ прямо называют акуто ("человек вне закона"); outlaw, другими
словами. А, помнится, на тех островах, что с противоположного края
Евразийского материка, тоже был свой благородный outlaw, некий Робин Локсли,
который так же вот повстречался однажды с законным монархом, лишенным трона
своим гнусным братцем и... Ну, дальше глядите у Вальтер-Скотта.