Трамвай в Лиссабоне особенный.
Поначалу там была конка, американского типа. С колеёй 1535 мм, всё, как полагается. Но всё ж НТР не спала, и на смену конке пришёл трамвай. И для того, чтобы вписать трамвай в крутые узкие улочки Лиссабона, было принято решение сузить его колею аж до 900 мм. Именно это и бросается в глаза первым делом - чрезвычайно узкая колея. Сами лиссабонцы вежливо называют такой свой трамвай "собачьей будкой". Хотя если сравнить с трамваем города Порту, о котором я недавно писал, по габаритам он вполне такой же.
Когда-то над трамваем Лиссабона, как и впрочем, других городов Европы, стояла угроза полного исчезновения. Однако опомнились, да мало того, восстановили старые вагоны! И вот - можно встретить несколько трамваев сразу!
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Причём трамваями пользуются не только туристы, а и сами лиссабонцы, он, трамвай, не только по центру, а достаточно рационально ходит по городу...
Кстати, обратите внимание, штанга с роликом заменена на обычный пантограф. Сделано вовсе не с целью умалить ретроважность, просто токосъёмник с роликом не умеет проходить стрелки...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Старые трамваи, бодро дребезжа, вскарабкиваются вот по таким улочкам... Кстати, всё ж трамвай допилен - в нём автоматические двери и кнопка сигнализации о выходе. В отличие всё от того ж трамвая Порту.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Кстати, конечно же встречается и обычный трамвай. Но он не интересный, Сименс - и Сименс... Кто его не видел! Низкопольный, с кондиционером. Когда кондиционер ломается- а мы в такой как-то попали - душегубка не хуже, чем в Татре Т-3.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
А депо старых трамваев находится на улице 1 мая. Да-да, в
Советской Социалистической Португельской республике 1 мая - довольно важная дата. Демонстрации под красным флагом - обязательны... Ай, но я про депо. Так вот, там стоял жёлтые старые трамваи - обычные городские, в которых работает суточный проездной, красные - туристические, по отдельным билетам, и всё те ж скучные сименсы.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Важная, ключевая
особенность депо - в нём есть музей трамваев! Который не обозначен ни в путеводителях, нигде... почему-то. Барышня моя нашла информацию про него в Инете, и спасибо огромное ей за это... )
Так вот, при депо музейчик. Небольшой. В две комнаты. Заплатив за вход и чуть там пошлявшись и обнаружив бедность экспозиции (за 2,5 евро), мы направились было к выходу, как заметили бородатого солидного дядьку, который делал нам жесты руками.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Оказалось, что это ещё не всё!.. В стоимость экскурсии входит поездка на старом трамвае! Вот на таком вот, я думаю, там электрчиества пожгли куда более, чем на те 5 евр за двоих... Да, ради нас раскочегарили целый трамвай! Забегая вперёд, скажу, что они окупили поездку точно - на выходе из депо был магазинчик... Я купил книгу про лиссабонский трамвай, билингву англо-португальскую. В такой по крайней мере понятно, о чём пишут. )
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Трамвайчик провёз нас сзади основного депо, который я чуть раньше фотал с фасада сквозь ворота. Слева в кадре - рукав нашего неспешного вагоновожатого...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
...стоящего вот за таким американским последователем американской же конки.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Так вот, позвякивая, неспеша проехали мимо явно неуместных в трамвайном депо автобусов...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
И приехали к трансбордеру. Это - приспособление для перевозки вагона меж цехами, поперёк путей. Почему-то у нас в России сейчас этим словом стали именовать разворотный круг; но это в корне неверный термин!
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
И тут нас высадили из вагончика. А вот он, кстати, снаружи. Жёлтый флажок сверху - флаг транспортной компании Лиссабона.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Вот он же, чуть подальше.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Оказалось, что нас привезли к музею натурного подвижного состава. Здесь стояла экспозиция начиная с конок...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
И далее. Трамваи, турникеты... Помните, кстати? "Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая! ©".
Ага, у нас тоже были такие же...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Вот, выставка старых трамваев... Нас в депо просто оставили! Никаких тётушек-смотрительниц, ходите без присмотра, щупайте, фотографируйте!
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
И вот даже прицепные вагоны к трамваям! У нас тоже пытались такие делать, но теперь вторым идёт нефункциональный старый вагон.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Ещё встречаются плакаты по технике безопасности по стенам в стиле всё того же "1 мая", а также инструменты оркестра депо. Да, это тоже музейные вещи...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
А ещё исторические фотографии, в то числе и трёхэтажного автобуса! Правда, даже моего незнания португальского хватило, чтобы понять, о чём речь.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
А ещё снова попадаются автобусы!
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
С вот таким салоном и лесенкой на второй этаж. Как я понимаю, депо было как-то в том числе и автобусным. Ну или туда под шумок сплавили всё, что накопилось, музей же... Не пропадёт.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
А напоследок в депо показали типографию. Печатные станки для билетов, бланков... И далее на выходе была замануха с магазином (угу, я упоминал), в которую я легко поддался, да. И не жалею! )
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Вот... Это про трамваи. Но кроме трамваев в холмистом Лиссабоне есть трамваеподобные подъёмники. Вот такие.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Да-да! Там именно шесть рельсов под одним вагоном! И сверху 2 контактных провода!
В этом и суть... Дело в том, что на подъём работает пара трамваев. У каждой свой путь, посередине пути свой разъезд. Когда один трамвай идёт вверх, второй спускается вниз, потому внизу или вверху они не встречаются. Для того и нужны 4 переплетённых рельса - экономия места в узких переулках. Переплетаются они внизу и вверху, а в середине расходятся.
Зачем же нужен третий рельс? Я и сам задумался, и по приезде вниз полез под трамвай. Чем сильно
доставил местным португальским дядюшкам, которые мне кричали, мол, эколоджикал, не переживай. Но мне было важно не это... А желобок. В итоге я понял, что это всего лишь тормоз на спуске. И возник вопрос, не питает ли трамвай, спускаясь под горку, второй, который поднимается, но знания языка у меня не было, а в той книге про трамваи, что я купил, о подъёмниках не было ничего.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Внутри вагончик как метро. Лавка вдоль. В торцах вагона стандартный трамвайный контроллер.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Вот кстати место, где подъёмники могут разойтись. Пути уже не переплетены, видно хорошо два пантографа на крыше.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Подобных подъёмников в городе два. Оба работают до поздней ночи. Кстати, у остановки последнего, что на фото - дом с красными фонарями. Легко так. Легализовано же...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
А третий тип подъёмника - вот такой вот. Отличается тем, что имеет сидения поперёк вагона, но только ступеньками. Как на фуникулёре. Посадка в вагон сбоку.
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
Подъёмник приходит на специальную станцию. Обычно билеты валидируются прямо в вагоне, а тут на выходе или входе. Вот такая вот специальная станция. Кстати, все вагоны подъёмника разграфичены, это я ещё выьирал фото более-менее чистых...
«
Трамвай и подъемники» на
Яндекс.Фотках
И кстати, напоследок подчеркну - это не фуникулёры! Как их там пытались называть. Это трамваи-подъёмники. Фуникулёры тащатся по рельсам канатом... )