[image]

Space Shuttle

Сначала - обсуждение проблематики, потом - летающая модель
 
1 4 5 6 7 8 12
UA Serge77 #16.08.2011 15:04  @a_centaurus#16.08.2011 02:54
+
-
edit
 

Serge77

модератор

a_centaurus> После останова движков, связка расцепится сама собой.

Неверно думать, что при остановке движков именно самолёт полетит вперёд относительно баков. Могут и баки полететь впереди самолёта. Всё зависит от баллистических коэффициентов компонентов связки.
   3.0.193.0.19
AR a_centaurus #16.08.2011 18:00  @Serge77#16.08.2011 15:04
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Serge77> Неверно думать...

Если крюк на баке и подвешен челнок, то у него больше шансов уйти вперёд. И так делают в ракетопланных связках. Но, чтобы действительно не зависеть от небольшой разницы в аэродинамических качествах компонeнтов связки, нужно добавить либо конусный (часть окружности) аэродинамический тормоз на ТТУ, либо заложить выброс тормозного парашюта в кормовой части бака. Тогда вероятность расцепления резко повышается.
   3.6.93.6.9
Это сообщение редактировалось 16.08.2011 в 21:02
AR a_centaurus #16.08.2011 18:11  @Guennady#16.08.2011 13:28
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Guennady> Ага, а если мне нужно отвалиться раньше, чем двигатель отработает :) ?

Этот случай называется "нештатной ситуацией" (See Challenger) :eek: . Однако, если ты планируешь нормальный баллистический вывод планера в свободный полёт, то двигатель должен быть остановлен. Примером тому будет алгоритм разведения ступеней в многоэтажной связке. Имеет смысл посчитать хронограмму оптимального расцепления в SpaceCADe или Launch.
Да, про картон vs. Depron понял. У меня пока нет опыта работы с ним. Вот придёт на днях и попробую. Кстати, мне все аэромоделисты присоветовали клеить его цианацрилом. Лучше гелем.
   3.6.93.6.9
UA Guennady #16.08.2011 18:27  @a_centaurus#16.08.2011 18:11
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Ага, а если мне нужно отвалиться раньше, чем двигатель отработает :) ?
a_centaurus> Этот случай называется "нештатной ситуацией" (See Challenger) :eek: . Однако, если ты планируешь нормальный баллистический вывод планера в свободный полёт, то двигатель должен быть остановлен. Примером тому будет алгоритм разведения ступеней в многоэтажной связке. Имеет смысл посчитать хронограмму оптимального расцепления в SpaceCADe или Launch.

Если по какой-то безумной причине связку тянет по дуге в землю - есть шанс отвалиться. Что-то считать в программах - думаю - пока не зачем.

a_centaurus> Да, про картон vs. Depron понял. У меня пока нет опыта работы с ним. Вот придёт на днях и попробую. Кстати, мне все аэромоделисты присоветовали клеить его цианацрилом. Лучше гелем.

Да, клею полужидким.

Кстати - решил послушать Вас и сделать макеты определенных частей из картона :D :D :D .
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Посмотрел-подумал и понял, что центральным силовым узлом, за который будет крепиться связка (бак с двигателем) будет лонжерон, на котором крепятся элевоны. Получается некая рама - лонжерон, две стенки ОС и еще один лонжерон, по слому крыльев.
   7.07.0
AR a_centaurus #16.08.2011 21:08  @Guennady#16.08.2011 18:30
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Guennady> Посмотрел-подумал и понял,
Если уже пояснял, извини. Вопрос: судя по последнему посту ты собираешься делать всю внутреннюю стуктуру (лонжероны, стрингеры, нервюры)? Или будет фюзеляжная коробка с усилением центроплана?
   3.6.93.6.9
UA Guennady #17.08.2011 01:00  @a_centaurus#16.08.2011 21:08
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Посмотрел-подумал и понял,
a_centaurus> Если уже пояснял, извини. Вопрос: судя по последнему посту ты собираешься делать всю внутреннюю стуктуру (лонжероны, стрингеры, нервюры)? Или будет фюзеляжная коробка с усилением центроплана?

На разных моделях будет, скорее всего, по разному. На этой модели - центроплан - две бортовые пластины скрепленные шпангоутами. Главный лонжерон проходит через боковые пластины и клеится к нижней поверхности крыла. Еще один лонжерон будет где-то в районе слома - там наибольшая толщина. Будет одна нервюра в районе примыкания крыла к фюзеляжу, скорее для удобства проклейки и одна - примерно на 40% размаха крыла от корня - выходить будет тоже к слому крыла. Ну и небольшая законцовка. Также в определенной степени силовым элементом будет передняя кромка. А больше ничего и не нужно - там уже и площади не остается на что-то еще :D .

Сегодня занимался другими делами, поздно домой приехал, но уже успел привести немножко в порядок шаблоны - посгибал пополам и проконтролировал качество формы :) . Шаблон с видом сверху тоже имел изъян - небольшую несимметричность. Буду устранять. Завтра, наверное, займусь сборкой :) ... Ой - руки чешутся :D !!!
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Н-да, блин... Быстро сказка сказывается...

Начал сегодня вплотную работать с проектом. Пол-вечера матюкался на кривые чертежи - в следующий раз нужно будет сделать все сначала в АвтоКАДе или Рино, чтобы все формы сходились. Натыкался на мелкие, маленькие грабли, расставленные повсюду.

"Осеметричил" шаблон "вид сверху", уточнил все шаблоны шпангоутов. Сделал хороший, картонный шаблон боковинок фюзеляжа. Вырезал эти самые боковинки. Разметил шпангоуты с 5-го по 9-й, сделал отступ на толщину материала... Когда начал все резать - понял, что еще нужно учиться работать с "потолочкой"... Рез получается кривой. А после того, как вырезал, понял, что придется "после сборки обработать напильником" :) - форма гуляет.

Хотел на хип-хап хоть приставить все шпангоуты, чтобы увидеть хоть подобие корпуса... Ничего такого не получается... Клеил на циакрине - он успевает разъесть материал и не успевает стать. Начал клеить на "Драконе" - все получается, но он сохнет долго. А я не хотел долго клеить... И так уже - начало второго :( ...


В общем - сдвинулись :) . Не более того.
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Уже после того, как написал прошлое сообщение, из последних сил приклеил все-таки четыре шпангоута... Один перепутал и приклеил не той стороной... Ну это не важно - на этих шпангоутах это роли не играет... Да и вообще - все действие имело смысл только для поднятия боевого духа :) ... Сегодня буду думать, что и как делать со шпангоутами - где вырезать облегчения и как организовывать доступ внутрь. Створки грузового люка, похоже, будут открываться :D :D :D ...

Встал после позднего отбоя... Голова гудит :( ... Оно того не стоило...
Прикреплённые файлы:
P1010002-1a.JPG (скачать) [916x685, 84 кБ]
 
 
   6.06.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Очень трудоемкая получается штука... Чтобы точно передать форму - нужно сильно париться...

Подумал, чтобы сделать стапель и на нем собирать. Плюс - дополнительные технологические шаблоны, чтобы шпангоуты держать. В общем - пока Pathfinder пасфайндерит по полной :) !
   7.07.0
UA Guennady #18.08.2011 15:10  @ПС-001#25.07.2011 15:23
+
-
edit
 

Guennady

опытный

ПС-001> NASA Space Shuttle Manual: An Insight into the Design, Construction and Operation of the NASA Space Shuttle
ПС-001> (Haynes Owners Workshop Manuals)
ПС-001> By David Baker
ПС-001> Цитата:

ПС-001> Hardcover: 160 pages
ПС-001> Publisher: Zenith Press; First edition (April 18, 2011)
ПС-001> Language: English
ПС-001> ISBN-10: 0760340765
ПС-001> ISBN-13: 978-0760340769
ПС-001> Download (Size: 69.1 MB)
ПС-001> http://www.filesonic.com/file/1300304664/OWM_NASA_Space_Shuttle.pdf

Вау!!! Какая шикарная книга!!!!! Только скачал и посмотрел - просто отпад!!! Очень много фоток, которые никогда не видел...

P.S. Всегда мечтал посмотреть как устроены пироболты, на которых держится Шаттл, когда стоит на платформе и которые отстреливаются в момент поджига SRB. И в этой книге наконец-то увидел именно как хотел - в разрезе :) ! Страница 120.
   7.07.0
UA Guennady #18.08.2011 15:24  @Guennady#18.08.2011 15:10
+
-
edit
 

Guennady

опытный

ПС-001>> NASA Space Shuttle Manual: An Insight into the Design, Construction and Operation of the NASA Space Shuttle
ПС-001>> (Haynes Owners Workshop Manuals)
ПС-001>> By David Baker
ПС-001>> Download (Size: 69.1 MB)
ПС-001>> http://www.filesonic.com/file/1300304664/OWM_NASA_Space_Shuttle.pdf

И еще прикол :) . Я не сразу въехал в название.

Дословный перевод:

"НАСА Спейс Шаттл выпуска с 1981 года (все модели). Руководство по практическому использованию для владельцев."

Т.е. типа руководства пользователя для владельцев автомобилей :) .

Блин, и цена: 14,15 долларов. Представляю, сколько бы стоила книга такого типа, выпущенная у нас.
Также есть руководства по "Аполлону-11" и кораблю "Enterprise" из фильма "Звездные войны"...
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Работа продолжется. Плюнул на абсолютно точные геометрические размеры (из-за не совсем точного и аккуратного изготовления некоторых шпангоутов и деталей), обработал напильником весь пакет шпангоутов а потом обработал каждый в отдельности для совпадения с плоскостью крыла снизу. То же самое произошло и с боковинками - детали, сделанные по одному и тому же шаблону отличались на 1,5 мм... Куда я смотрел? После этого почему-то, все стало сходиться :) ...

Подобрал материал на центральный лонжерон. Подобрал прямо с пола, под ногами рейка лежла :) . Я ею делал гладкую кривую по нижней поверхности крыла в шаблоне боковинки.

Люк грузового отсека будет не соответствовать оригиналу. Слишком много мороки из-за захода слома борта на люк в настоящем шаттле. На модели размеры будут от 4-го с половиной до 11-го шпангоута. Верхние сечения шпангоутов с 5-го по 11-й - одинаковые. Будет организован фальш-шпангоут 4,5 с фанерным усилением (1,5 мм) на которую прийдут, с одной стороны - конусная поверхность носовой части шаттла (и это очень удобно с конструктивной точки зрения и с точки зрения монтажа), с другой стороны - створки отсека полезной нагрузки. Решил, таки, делать не просто открывающуюся часть, а створки :) . Жесткости конструкции хватит, уже убедился, а удобство эксплуатации - выше крыши :D ! Шпангоут 11 тоже будет с фанерным усилением (1,5 мм). Возможно также будет фанерое или бальзовое усиление вдоль фюзеляжа. И уж точно - в местах силового крепления к Внешнему Топливному Баку.

Вырезал нижнюю поверхность крыла, предварительно приложил к шпангоутам - ну.. примерно... более-менее... В общем - вроде ничего.

Сейчас продумываю методику сборки корпуса - скорее всего - таки будет стапель. Собирать нужно точно.

Модель неуклонно превращается из Пасфайндера в Колумбию, минуя Энтерпрайс. Если она полетит в аэродинамических тестах - ее точно можно будет пускать в ракетных. Пришел к тому, что нужно делать качественно и сразу поменялось отношение к модели. Никогда не любил делать тяп-ляп - и правильно :) ! "Старайся все делать хорошо - плохо получится само-собой :) !"
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Сережа, шутки-шутками, а уже пора обсудить ракетную часть. По ОС я уложусь (надеюсь) в 270-300 гр, как в расчетах, исходя из нагрузки 70-80 гр на дм2 крыла.

Время работы двигателя - нужно не менее 3,5-4 сек. За меньшее время не реально проверить управляемость по всем плоскостям. Тяга, мне так думается, должна выбираться из расчета перегрузки в 1,5-2G. Если я правильно посчитал - уже через секунду полета с 2G скорость будет 70,56 км/ч - это уже более чем достаточно для управления. В принципе, с точки зрения зрелищности - чем меньше - тем лучше :) ... Но с точки зрения управляемости - минимальная скорость для аэродинамической управляемости составляет порядка 30-35 км/ч. Т.е можно ограничится и 1,5G. Какой получится апогей при Т=4 с и G=1,5 :) ? Какое время будет после окончания работы двигателей до достижения апогея? Какой вес двигателя и остальной части связки?
   7.07.0

Xan

координатор

Guennady> В принципе, с точки зрения зрелищности - чем меньше - тем лучше

Ну так надо сразу делать качающийся двигатель. И ускорение 1.05 g. :)
И в ускорителях тоже качающиеся движки (только тангаж), а качать их через разъёмные тяги от тех же рулевых машинок.
   7.07.0

Guennady

опытный

Guennady>> В принципе, с точки зрения зрелищности - чем меньше - тем лучше
Xan> Ну так надо сразу делать качающийся двигатель. И ускорение 1.05 g. :)
Xan> И в ускорителях тоже качающиеся движки (только тангаж), а качать их через разъёмные тяги от тех же рулевых машинок.

Давайте так - я делаю планер, систему качания, какую угодно, а Вы - систему управления, чтобы это все не зарулилось в землю через секунду после старта :D .

На сегодняшний день - единственный быстрореализуемый вариант - аэродинамическое управление с использованием пилота в контуре управления :) .
   7.07.0
+
-
edit
 

sasza

втянувшийся
☆★★★
Guennady> Но с точки зрения управляемости - минимальная скорость для аэродинамической управляемости составляет порядка 30-35 км/ч. Т.е можно ограничится и 1,5G.

Направляющая длинноватая получается :-)
   3.6.203.6.20
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Guennady> По ОС я уложусь (надеюсь) в 270-300 гр

Это гривны? ))))

Давай устроим очередное совещание в воскресенье или на следующей неделе.
   6.06.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> По ОС я уложусь (надеюсь) в 270-300 гр
Serge77> Это гривны? ))))
Serge77> Давай устроим очередное совещание в воскресенье или на следующей неделе.

Можем, но может общие цифры лучше, я думаю, огласить здесь.
   6.06.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> По ОС я уложусь (надеюсь) в 270-300 гр
Serge77> Это гривны? ))))
Serge77> Давай устроим очередное совещание в воскресенье или на следующей неделе.

Были бы гривны, было бы "грн" :) .
   6.06.0
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Guennady> Можем, но может общие цифры лучше, я думаю, огласить здесь.

Да я не против, только не понял, о каком двигателе и полёте ты спрашиваешь.
   6.06.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Можем, но может общие цифры лучше, я думаю, огласить здесь.
Serge77> Да я не против, только не понял, о каком двигателе и полёте ты спрашиваешь.

О двигателе в баке Шаттла :) . В первой версии - с той ОС, которую я делаю.
   6.06.0
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Guennady> О двигателе в баке Шаттла :) . В первой версии - с той ОС, которую я делаю.

Чтобы его посчитать, нужно знать вес всей связки. Для расчёта высоты полёта нужна площадь поперечного сечения всей связки.
   6.06.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> О двигателе в баке Шаттла :) . В первой версии - с той ОС, которую я делаю.
Serge77> Чтобы его посчитать, нужно знать вес всей связки. Для расчёта высоты полёта нужна площадь поперечного сечения всей связки.

Так это - лёгко :D !

Диаметр Внешнего Топливного Бака - 17 см, диаметр одного ускорителя - 8 см.
   6.06.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Но с точки зрения управляемости - минимальная скорость для аэродинамической управляемости составляет порядка 30-35 км/ч. Т.е можно ограничится и 1,5G.
sasza> Направляющая длинноватая получается :-)

А зачем? Мы же не исходим из того, что все совсем плохо и ракета сразу пойдет в землю. А через секунду уже и вырулить можно. Тем более, что отклонение рулевых поверхностей для компенсации возмущения начнется раньше (время реакции человека меньше) - как только скоростной напор увеличится - так сразу и вырулиться.

Поскольку система симметрична вдоль диаметральной плоскости а как минимум первый запуск нужно будет осуществлять в полный штиль - максимальное возмущение стоит ожидать в плоскости тангажа. А для компенсации его есть ну просто не рули а лопаты - элевоны ОС. В плоскости крена - тоже они работают. А вот в плоскости рыскания - вот тут могут быть нюансы, поскольку работать будут нижняя часть руля высоты на киле и оппозитно поставленный руль на стабилизаторе на Внешнем Баке. Самый худший вариант - если эффективность рулей на ОС и на баке будет разная - всю связку начнет проворачивать вокруг продольной оси. А вот тогда уже RTLS ии TAL :

http://en.wikipedia.org/wiki/Space_Shuttle_abort_modes
   6.06.0
1 4 5 6 7 8 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru