Татьяна Строганова: Давайте начнём с того, что
мало кто из обывателей понимает, каким образом он видит. Два года назад мой ученик защищал кандидатскую диссертацию и разговаривал со своим оппонентом, доктором психологических наук, которая сказала ему: «Я вообще не понимаю, о чём вы говорите! Какие стадии зрительного восприятия вы обсуждаете? Вот я вижу стул, я вижу его мгновенно!» И это доктор психологических наук... Вот тут до меня дошло, до какой степени люди могут разговаривать на разных языках, занимаясь одним и тем же.
Д.И.: А разве не мгновенно?
Т.С.: Это интересный вопрос. Очень любопытный разговор произошёл у Френсиса Крика, это знаменитый биолог, один из авторов модели двойной спирали ДНК. Человек это во всех отношениях замечательный, но мало кто знает, что он в последнее время перешёл к исследованиям мозга и психических процессов сознания. Он полагает, что это самая горячая точка биологической науки в наше время, и я с ним согласна. Он передавал в одной из своих статей разговор с некой дамой на светском рауте. Та ему сказала: «Я вообще не понимаю, чем вы занимаетесь. Что это за проблема – проблема сознания?» На что он ей ответил: «А почему вы считаете, что это не проблема? Вы, видимо, как-то представляете себе, как это происходит?» Она ответила: «Конечно, я представляю! Вот я смотрю на вас, и в моём мозге есть экранчик, который отображает ваше лицо – вот и вся проблема». Он продолжил: «О, вы замечательно сформулировали! Так вот, я занимаюсь тем, кто же смотрит на этот экран». Это и есть проблема зрительного восприятия, и в то же время проблема сознания. Ещё одна прекрасная цитата из статьи академика Брушлинского, одного из выдающихся российских и советских психологов, который объяснил, что цель восприятия – это максимально точно и полно отобразить окружающую действительность. Звучит разумно, правда? Но на самом деле это полностью противоречит тому, что нейрокогнитивная наука знает о том, каким образом происходит восприятие человека, в том числе и зрительное восприятие.
...
Т.С.: Про анализ тоже непонятно.
Долгое время считалось, что этот процесс происходит последовательно, т.е. сначала происходит анализ одного, потом анализ другого, потом на каких-то нейронах собирается информация о тех и других качествах и характеристиках стимула – это так называемый гностический распознающий нейрон, и так далее.
Б.Д.: Как в телевизорах, по строчке.
Т.С.: Да. Последовательная обработка информации. Пока не было открыто, что существует несколько параллельных потоков, и они взаимодействуют.
Более того, что совсем нехорошо, - каждое следующее, более высокое звено способно влиять на активность в первичной зрительной коре. Если выразить это метафорически:то, что вы думаете о стимуле, способно влиять на то, как вы будете его воспринимать.
...
Давно, ещё до того, как возникли все эти замечательные приборы, неврологи и нейрохирурги прекрасно знали о нарушении зрительного восприятия, которое чрезвычайно специфично по отношению к тому, какая зона мозга, участвующая в обработке зрительной информации, нарушена. Некоторые из них достаточно тривиальны. Например, если разрушается какой-то участок экрана первичной зрительной коры, возникают скотомы – выпадение определённой части поля зрения. Вы видите всё поле, кроме какого-то его участка. Это самый очевидный вариант зрительного нарушения, а есть гораздо более удивительные.
Например, если у вас нарушаются некоторые зоны, вы начинаете видеть зрительные галлюцинации, причем видите их чрезвычайно ярко. Это может продолжаться каждый день в течение всей вашей жизни. Это галлюцинации не психиатрического происхождения. В книге знаменитого доктора Рамачандрана «The Tell–Tale Brain» есть замечательный пример. Он рассказывает об одном из своих пациентов, который видел эти галлюцинации. Они вместе сидели в кабинете, и доктор спрашивал его об этих галлюцинациях. Он спросил: «Сейчас вы что-то видите, разговаривая со мной?» - тот ответил: «Конечно, вижу». - «Что же вы видите?» -
«Я вижу золотистую обезьянку, которая сидит у вас на коленях» - «Простите, но вы ведёте себя так, как будто её нет!» - «Конечно. Я же совершенно разумный человек, который понимает, что никакая обезьянка не может сидеть у вас на коленях, я нахожусь на приёме у невролога и веду себя соответственно». Это не психиатрическое заболевание, это неврологическое нарушение.
Д.И.: Т.е. его психика абсолютно цельна?
Т.С.: Да.
Но интересно, что такие же галлюцинации порождает ваш мозг во время парадоксального сна: вам же не кажется это необычным или неправильным. Т.е. немного переключается схема соединений - и ваше зрительное восприятие полностью меняется. А как вам такое замечательное нарушение, когда вы способны видеть и называть какие-то категории объектов, а другие категории объектов вы не способны видеть и называть? Например, овощи ваше зрительное восприятие не опознаёт. Соответственно, вы не можете их назвать, но все остальные категории объектов ваше восприятие опознавать не отказывается.
...
(рассеченный мозг)
...Перед пациентом ставят ширмочку, под неё снизу он может просунуть руку. За ширмой лежат перчатка, апельсин и вилка. Его просят достать то, что он только что видел. А ему показывали, например, только вилку. Он говорит: «Я ничего не видел, я не знаю, что я видел». Он просовывает левую руку, которая управляется тем же правым полушарием и безошибочно достаёт вилку. Ему говорят: «Послушайте, вы достали ровно тот предмет, который вы видели», а он говорит: «Но я этого не знаю, я ничего не видел».
Думаю, что стоит задуматься о том, что знаем мы, что знает наше сознание, и чем наше знание о том, что мы знаем, отличается от того, что мозг по-настоящему знает.
Тогда возникает вопрос и о том, что такое знание. Возникает и некоторая доля почтительного уважения к господину
Фрейду, который поднял вопрос о подсознании, но очень обузил проблему, отнёс её только к сексуальной сфере жизни человека. На самом деле, конечно, проблема гораздо шире. Интересно, что из тех же экспериментов, о которых я сейчас говорила, следует важная вещь:
то знание, которое вы не осознаёте, способно управлять вашим поведением.
...
Оказывается, у детей-аутистов изменено целостное восприятие. А как оно изменено – это очень интересно. Первое:
они слабы в восприятии целостных объектов, например, фигуры человека, когда им что-то мешает. А мешает им что? Например, линия, которой перечёркнута фигура. Если фигура будет ничем не тронута, они её воспримут очень хорошо. Или, например, они не видят зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии – это какие-то изображения, подстроенные специальным образом, чтобы дать здоровому мозгу увидеть в них то, что там на самом деле не содержится. Знаменитая зрительная иллюзия, когда специальным образом подстроенные линии делают так, что вы видите квадрат на чёрном фоне, хотя никакого квадрата там нет, просто так работает мозг.
Так вот, дети с аутизмом не воспринимают зрительных иллюзий. Можно сказать, что в этом отношении они воспринимают зрительный мир гораздо более объективно, чем мы с вами. Или вот что. Их зрительное восприятие работает таким образом, что они лучше типичных людей воспринимают углы наклона линий. Мельчайшее отклонение угла наклона линий от предыдущего положения воспринимается их мозгом более объективно, адекватно, чем у человека обычного.
Люди говорят о нарушении целостного восприятия, но на самом деле это одновременно и нарушение восприятия и супервосприятие, некоторое смещение относительно нормы.
...