Образ завоевателей в чукотской мифологии

попалось интересное
 
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★

Образ завоевателей в чукотской мифологии



В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый что ни на есть чудовищный: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой». Однако наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная: Якунин (Павлуцкий), злой враг с огнивным луком (кремневым ружьем), мужчин и женщин жестоко губил, разрубал топором. Двадцать возов шапок убитых отправил к царю. «Больше их нет, всех истребили» ", похвастал царю, «Много стад заграбили. Наши нежданно напали, победили, всех перерезали, только начальника живым взяли мучить…».

В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Главным злодеем чукотского фольклора стал майор Павлуцкий.

Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о сотворении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.

// Присоединение Чукотки к России — Википедия
// via @AlexVK - #1535114
 
 
MD Wyvern-2 #15.09.2011 14:50  @Balancer#15.09.2011 14:47
+
+2 (+3/-1)
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми.
 


Что собственно и говорит - и чукчи так и не могли понять почему это русские ведут себя ТАК? :lol:
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19

U235

старожил
★★★★★
Wyvern-2> Что собственно и говорит - и чукчи так и не могли понять почему это русские ведут себя ТАК? :lol:

Угу. Все закономерно. Чукчи успешно имели своих соседей, тех же эвенков например, чем гордкились и в ус не дули. А тут вдруг пришли альфа-самцы, у которых и хер тверже и пушка больше. Вот тут и начались стенания. Вообще это сильно напоминает стенания китайцев, которых знакомство с европейцами быстро низвергло из состояния первых парней на деревне в состояние шестерок. Хотя, конечно, стоит учитывать и то, что в первую очередь чукчам пришлось познакомиться с представителями русского народа вполне определенного сорта. В далекую и холодную сибирь, понятное дело, ехали прежде всего охотники за длинным рублем, а так же те, кому в более цивилизованных местах места не было . Естественно что прикурить они чукчам дали по полной
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  
RU Алдан-3 #15.09.2011 15:54  @U235#15.09.2011 15:13
+
+2
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
U235> стоит учитывать и то, что в первую очередь чукчам пришлось познакомиться с представителями русского народа вполне определенного сорта

Чукчи были суровыми гоп-стайл отморозками, терроризирующими округу.

Так что в первейшую очередь чукчам пришлось познакомится с тем что с ними могут сделать их добрые соседи, если придут в компании бородатых казаков.
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  6.0.26.0.2
MD Wyvern-2 #15.09.2011 17:27  @Алдан-3#15.09.2011 15:54
+
+3
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Главным злодеем чукотского фольклора стал майор Павлуцкий.
 


О! Новая фигура речи :) "Как тузик грелку" = "Как майор Павлуцкий чукчей" :D
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19
RU D.Vinitski #15.09.2011 17:36  @Wyvern-2#15.09.2011 17:27
+
+1
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
- Железная птиц летит!
- Начальника будет выходить!
- Водку пить, олешек стрелять, жену-дочку ...!
Задумчиво:
- Экспедиция!!!
 13.0.782.22013.0.782.220
+
+1
-
edit
 

Vale

Сальсолёт

Интересный набор языков, на который переведена статья - русский, латышский, польский, грузинский... весной 2008 г, как я понял..
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  6.0.26.0.2
Это сообщение редактировалось 15.09.2011 в 17:51
+
+1
-
edit
 

Jameson

опытный

Vale> Интересный набор языков, на который переведена статья - русский, латышский, польский, грузинский... весной 2008 г, как я понял..

Угу, главное, про русских гадость сказать. Уже рефлекс у некоторых. Без этого не могут. Про евреев нельзя -будут про негров. Про негров нельзя - будут про русских.
 7.07.0
+
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
Wyvern-2> Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми.
Даже якуты? :D
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
Чисто ради интереса.
Помнится был у нас спор с одним человеком:
- он сказал что чукчи плавали до Калифорнии и там брали себе в рабы женщин;
- я выразил мнение, что чукчи могли покупать рабынь из Калифорнии у капитанов полубандитских судов, но не плавали ж чукчи аж туда.
 5.0.15.0.1
Это сообщение редактировалось 16.09.2011 в 14:52
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
Есть пара интересных книг по теме :

Ссылка запрещена по требованию [показать]


Ссылка запрещена по требованию [показать]


Первая научпоп, но зачётный, вторая - "маст хэв" для всех интересующихся темой.

Вот несколько цитат :

Чукчи вместе с коряками, ительменами, эскимосами и алеутами
выделяются антропологами в особую арктическую расу. При
этом чукчи, коряки и ительмены имеют между собой больше
общих черт, чем с эскимосами. Антропологические исследования
на Чукотке показали своеобразие арктической расы по сравнению
с внутриконтинентальными монголоидами. У чукчей и эскимосов
Т. И. и В. П. Алексеевы находят ряд специфических признаков:
интенсивную теплорегуляцию, высокий показатель содержания
гемоглобина, обмена веществ, «комплекс», который характерен
для представителей арктической расы вообще и формирование
которого происходило, по-видимому, не без влияния экстремаль-
ных условий в районе Берингова и Чукотского моря.
 


Для Iltg-а :
Ко времени прихода русских на Северо-Восток отношения
между чукчами и азиатскими эскимосами носили устойчивый
мирный характер. Очевидно, давно уже на Чукотке сложились
местные рынки (ярмарки). В августе—сентябре в определенных
местах встречались прибрежные охотники с оленеводами.
...
По-иному развивались отношения чукчей с эскимосами Аляски.
По-видимому, наиболее ранние связи между ними носили неустой-
чивый характер, так как довольно часто чукчи организовывали
набеги на побережье Аляски. Однако к концу XVIII столетия
набеги прекращаются, уступая место широким торговым связям,
в развитии которых были заинтересованы обе стороны.
Существование двух видов связей между чукчами и аляскин-
скими эскимосами отчетливо прослеживается по документам того
времени. Так, документы начала XVIII в. отмечают нападения
чукчей на население Аляски, захват имущества и угон в плен
женщин и детей.58 Приблизительно с середины XVIII в. появля-
ются указания на то, что чукчи наряду с грабительскими набегами
ведут обмен товаров с эскимосами Аляски. В «Собрании известий
о разных племенах иноверцев, обитавших в Иркутской губернии»,
составленном в 1789 г., говорится: «Летом в тихую погоду на
байдарах, зимою же по льду на оленях на лежащий почти в сере-
дине пролива, остров Имоглин (остров Ратманова. — И. В,),
а оттуда в Америку в один день переезжать можно; те чукчи
нередко ту часть света посещают и торг там, а иногда и грабежи
там производят».
Весьма любопытные подробности о торговых отношениях
чукчей с американскими эскимосами сообщает сотник И. Кобелев.
Ему удалось уговорить «увеленского острожка лутчево пешего
человека Опрею» свозить его «через проливы на американскую
землю». Поездка состоялась в июне 1789 г. Чукоч собралось
около 150 человек на 10 байдарах. С остановкой на острове Ратма-
нова переплыли Берингов пролив и прибыли к американскому
берегу, где было селение «юрт до пятидесяти». Отсюда чукчи
поплыли на юг «к устью реки Хеверен», откуда повернули в море
«на Укипень остров» (о. Кинг современных карт. — И. В.). Подъ-
езжая к острову, чукчи остановили байдары, «оделись в куяки,
в руках копье, луки и стрелы на тетивах так, как ратница
должно». То же проделали и «укипанцы на берегу», однако все
это, как полагает И. Кобелев, было только «для примера». «Того
самого дни сделались между ими торговля, укипанцы промени-
вают куньи парки, лисицы, волки, росомахи, выдры, рысьи и
оленьи постели небольшою частью, которые все достают с Аме-
рики, а с нашей стороны променивают же копья, ножи, топоры,
пальмы, котлы, железки (видимо, к теслам. — И. В.), корольки
всякие, бисер».
Рассказывая об островах и жителях Американского побережья
Берингова пролива, И. Кобелев сообщил, что «прежде чукчи
на ту землю ходили походами».
Это замечательное по выразительности и фактам сообщение
И. Кобелева подтверждает, что торговые мирные связи только
налаживались. Ни та, ни другая сторона не доверяли вполне
друг другу, поэтому и чукчи и эскимосы-укипанцы были воору-
жены. Не случайно сама церемония встречи напоминала подго-
товку к сражению, однако, по образному выражению И. Кобелева,
все это было только «для примера».
Впрочем, в 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана
Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что «северо-
восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное
с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения
и грабежа чукчей».
К началу XIX в. отношения между чукчами и эскимосами
Аляски приняли исключительно мирный характер. Через Берингов
пролив шел оживленный обмен. Кавральыт — чукотские тор-
говцы — стали регулярными поставщиками товаров русского и
чукотского производства на американское побережье Берингова
пролива, а оттуда вывозили пушнину, дерево и моржовые клыки.
Эта торговля охватила глубинные районы Аляски и распростра-
нилась далеко на юг, в нее оказались вовлеченными не только
прибрежные эскимосы, но также обитатели рек Пастола, Юкона,
отчасти Кускоквима с их притоками.
На протяжении первой четверти XIX в. чукчи не только
прекратили свои набеги на побережье Аляски, но и вообще
постепенно отказались от торговых поездок к берегам Аляски.
Торговля с аляскинскими эскимосами сосредоточилась на ней-
тральной почве, на островах Диамида в Беринговом проливе.
Посредниками чукчей в торговле с побережными американцами,
расположенными далее к югу, выступали жители острова Азиак
(sledge Island), зовущиеся азиагмютами, сметливостью и способ-
ностью к торговым оборотам превосходящие всех своих соседей.
 
 
Это сообщение редактировалось 16.09.2011 в 07:10
RU D.Vinitski #16.09.2011 07:09  @Luchnik#16.09.2011 07:00
+
+1 (+3/-2)
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Надо действительно быть чукчей, чтобы вернуться из Калифорнии в Магадан.
 
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
Интересное, про отношение чукчей и коряков :

Определенную роль в процессе обособления двух этносов
сыграли юкагиры. Их появление в долине р. Анадыря отделило
территориально коряков от чукчей. Произошло это, по всей веро-
ятности, в XIV—XV вв., тогда, когда юкагиры вынуждены были
двигаться на восток под давлением тунгусов и якутов. Они вошли
в долину р. Анадыря клином с ее верховий. К югу от р. Анады-
ря оказались коряки, к северу — чукчи.64 Можно предполагать,
что появление юкагиров привело и к каким-то перемещениям
некоторых групп ныне оседлых коряков. Исторические перипе-
тии последующих веков способствовали дальнейшему сложе-
нию и формированию особенностей, отличающих чукчей от ко-
ряков.
В XVII в. юкагирский клин, разъединивший чукчей и коряков,
был, видимо, еще достаточно прочным. Наиболее вероятным
местом непосредственного соприкосновения чукчей с коряками
следует считать устье р. Анадыря, на южной стороне которого
еще С. Дежнев сталкивался с коряками.
...
К началу XVIII в. появляются первые сведения о чукотско-
корякских отношениях, которые развивались в основном в двух
направлениях: на оленных коряков чукчи нападали, а с оседлыми
коряками вели обмен.
...
Начало XVIII в, в истории чукчей совпадало с коренными
изменениями в развитии производительных сил и производствен-
ных отношений. Чукчи вступили на путь формирования отношений
военной демократии. Внешним толчком, содействовавшим ускоре-
нию этого процесса, послужило нарушение равновесия в их про-
мыслах, сокращалась охота на диких оленей.
Распространение русских и юкагиров по Анадырю, захват ими
охотничьих угодий на переправах диких оленей поставило северо-
восточных чукчей перед необходимостью искать разрешения со-
здавшегося кризиса в их экономике. Начиная с 1720 г. на про-
тяжении почти шестидесяти лет чукчи с исключительным упорсг-
вом преследуют оленных коряков. По сведениям, поступившим
в Сенат, «чукчь, которые разоряют коряк, будет военных людей
человек до 2000».70
На протяжении 30—70-х гг. XVIII в. зарегистрировано око-
ло 50 случаев нападения чукотских отрядов на оленных коря-
ков.
Лишившись домашних оленей, коряки, кочевавшие в бассейнах
рек Олюторки (Ынпываям), Пахачи, Апуки, вынуждены были
перейти к оседлости, охоте и рыболовству.
В свою очередь коряки предприняли ряд походов в Чукотскую
землю с целью возвращения захваченного чукчами имущества
и пленных. Однако их действия в этом отношении были орга-
низованы слабо, а сами коряки не были такими закаленными
и настойчивыми воинами, какими были чукчи. Известно всего
несколько случаев ответных действий коряков.
В отношениях чукчей с оленными коряками наблюдались
неуравновешенность и противоречивость. Даже в самые крити-
ческие периоды наибольшего обострения их отношений наблю-
дались случаи примирения отдельных групп чукчей и коряков.
Однако связи эти были непрочными и часто нарушались как
чукчами, так и коряками.
Набеги чукчей на ясачных коряков вызывали беспокойство
властей. Уже в 1740 г. Сенат и Кабинет министров занимались
обсуждением создавшегося положения во взаимоотношениях чук-
чей с коряками. Было принято решение одновременно с усиле-
нием гарнизона Анадырского острога в целях защиты ясачных
коряков «велеть Иркутскому вице-губернатору, чтоб он обстоя-
тельно наведался, за что у помянутых народов между собою
такие ссоры происходят». На эту «резолюцию» Кабинета мини-
стров, по сообщению Сената, последовали с мест ответы. «Ссоры
и бои у них чукчей с ясашиыми коряками, — писал Д. Лаптев, —
от начала жития их за то, что в их чукотской земле для оленей
их дворовых скудно кормом и лесу во всей их чукоцкой земле
никакова роду нет и в том им крайняя нужда. . . а у ясашных
коряков земля привольная к житию их и к содержанию оленей,
лесами и кормом и для того те чухчи всегда ищут чтоб их коряк
искоренить, а местами их завладеть и тут жить. А их чукоч как
впустить корякам в свою землю, неможно».
...
В 1775 г., при встрече отряда чукчей с русскими,
на вопрос последних: куда и зачем идут чукчи, те ответили:
«За поиском оленных коряк, для их разорения, смертного убойства
и отгону у них оленных табунов».
На вопрос, хотят ли чукчи
идти в подданство, платить ясак, а равно жить в мире не только
с русскими, но и с «подданными оленными коряками», ответили,
что быть в подданстве и платить ясак они готовы, а с оленными
коряками мирно жить и дружбу иметь они, чукчи, не будут,
а всегда на них, оленных коряков, «за поиском походами для
разорения и отгону у них оленных табунов ходить не оставят».


Следовательно, сложившиеся отношения между чукчами и
южными соседями в XVIII в. определялись стремлением чукчей
к увеличению оленных стад. Нападение на соседей с целью
захвата их имущества составляли важное звено процесса пере-
хода чукчей к новым общественным отношениям.
Нападения чукчей повторялись почти ежегодно, до тех пор,
пока не произошло известного «насыщения» оленями отдельных
групп чукчей, пока, собственно, не сложилось чукотское пасту-
шеское оленеводство.
После ликвидации Анадырского острога
практически никаких препятствий к проникновению чукчей на юг
от Анадыря не осталось. Чукчи обосновались на Анадыре и к югу
от него, но уже не как охотники на дикого оленя и рыболовы,
а как оленеводы, обладатели больших стад.
 
 
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
А вот про чукчей и юкагиров :

Во второй половине XVII в. отношения между чукчами и
юкагирами заметно начинают изменяться. Отчетливо обозна-
чается два враждующих лагеря. Неприязнь чукчей проявилась
по отношению к ясачным группам юкагиров.
Занимаясь рыболовством, охотой и оленеводством, юкагиры
жили по берегам больших рек, по которым проходило продви-
жение русских на север Сибири. Поэтому большинство юкагиров
очень скоро было обложено ясаком. Юкагиры служили первыми
проводниками промышленных людей и казаков на новые места.

Кроме того, они являлись поставщиками оленьего транспорта,
продовольствия и зимней одежды. Все это способствовало ослож-
нению отношений между чукчами и юкагирами. Однако не только
чукчи, но и соплеменники — неясачные юкагиры преследовали
ясачных, громили их стойбища, забирали их имущество и оленей.
Вообще с приходом русских отношения между чукчами и юкаги-
рами, коряками и юкагирами, а также между самими юкагирами,
внутри племени начинают определяться тем, подчинены или не
подчинены те или иные роды юкагиров самодержавию.
В целом во второй половине XVII и первой половине XVIII в.
юкагиры были очень ослаблены. Это уже не было многочисленное
и сильное племя. Набеги соседей, внутриплеменной разлад, эпи-
демии оспы опустошили их стойбища. Ни одна из народностей
Северо-Востока не подверглась такому дружному нападению сосе-
дей, как юкагиры. В 1678 г. алазейские ясачные юкагиры про-
сили Якутского воеводу Фому Бибикова послать к ним служи-
лых людей для защиты от «немирных и неясачных чукоч».
«Во 184 году, — говорится в их челобитной, — немирные и неясач-
ные иноземцы чюхчи побили наших многих лутчих людей и улус-
ных, и жен и детей в полон взяли и оленишек отгонили, приходя
в наши ясачные промыслища. . . А топере мы холопи ходим на
соболиные ясачные дальние промыслища, боячись тех чюхочь
и иных посторонних орд».
Взаимоотношения чукчей с юкагирами на Анадыре также
носили неустойчивый характер. Здесь, с одной стороны, известны
частые нападения чукчей на юкагиров и, с другой — то, что юка-
гиры были весьма активными посредниками в торговле между
чукчами и русскими.

...

К середине XVIII в. преследование юкагиров чукчами приняло,
особенно жестокий характер. В 1754 г. «на речке на Луче восемь
юрт князца Ядачи Соболькова в 17 человеках, да трех женок
смертно убили, да в плен взято мужеска полу 25, да женска полу
56, да пограблено оленей 912, куяков железных два, шишак один,
копей железных 4, котлов медных и железных 23, да кроме оного
собственных их пожитков всего на 8114 р. 77 коп.».83
Особенно опустошительным было нападение чукчей на юкаги-
ров в 1756 г., когда чукчи забрали 120 человек юкагиров в плен
и захватили все их имущество.
 
 
+
+1
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
Про того самого Павлуцкого.

Первый поход :
Рост населения Анадырска обострил проблему продовольствия,
и казаки вынуждены были вести промысел диких оленей там, где
их промышляли чукчи (Чикаево, Родионов Камень, Утесики).
На этой почве усилились столкновения русских с чукчами и чукчей
с юкагирами. В 1701 г. юкагиры жаловались, что чукчи «чинят
в промыслу оленей смертные убийства и грабеж». В 1710 г. сообща-
лось в Якутск, что служилые люди и ясачные юкагиры, плаваю-
щие вниз по Анадырю для промысла оленей, подвергаются напа-
дениям чукчей.
С начала XVIII в. участились нападения чукчей на ясачных
юкагиров и коряков с целью захвата их оленей и имущества. Ясач-
ные коряки и юкагиры обратились в Анадырский острог, прося за-
щиты от чукчей.

Эти обстоятельства значительно осложнили обстановку на
Крайнем Северо-Востоке и побудили сибирскую администрацию
предпринять решительные действия против чукчей. В марте 1727 г.
указом Сената под началом Афанасия Шестакова была создана
«партия», в задачи которой входило «призвать в подданство рос-
сийского владения немирных иноземцев, которые прилегли к Си-
бирской стороне.»
В помощники Шестакову был назначен ка-
питан Дмитрий Павлуцкий. В его распоряжение указом было
определено 400 казаков.19
В июне 1727 г. А. Шестаков выехал из Петербурга и только
весной 1729 г. прибыл в Охотск. Д. Павлуцкий должен был из
Якутска через Колыму, Анюй проследовать со своим отрядом
в Анадырск.
В 1729 г. судно, на котором Шестаков вышел из Охотска, по-
терпело аварию, но команда благополучно высадилась на берег и
вскоре была уже в Тауйском остроге. Отсюда Шестаков в сопро-
вождении небольшого числа русских и более ста человек эвенов,
эвенков, якутов и коряков двинулся к Анадырскому острогу.
14 марта 1730 г. отряд Шестакова, перейдя р. Парень, столкнулся
с отрядом чукчей. При этом столкновении Шестаков был убит.

...
Указом от 10 августа 1731 г. Павлуцкому было предложено
принять все имущество, оружие и команду, ранее находившиеся
в распоряжении Шестакова. В том же указе предписывалось
«на чукоч и на протчих иноземцев войною.. . не поступать...,
а призывать в подданство ласкою»
.

...
Пока указы проходили по инстанциям от Петербурга до Ана-
дырска, Павлуцкий руководствовался старыми инструкциями.
Перестроив Анадырский острог, он в первых числах февраля
1731 г. с «командою регулярных и нерегулярных в 230 человек,
да верноподанных коряк и юкагиров 270 человек» выступил в чу-
котскую землю.
В сентябре отряд вернулся в Анадырск, проведя в походе почти
8 месяцев. За это время «в добычу получено оленей 12 табунов,
в коих было по 1 тысяче и по 2». Часть оленей еще на пути к Ана-
дырску из-за плохого присмотра «отходили по малому числу об-
ратно и к чукчам». Часть была израсходована для питания ко-
манды. Лишь около 500 оленей дошло до Анадырска.
После похода Павлуцкого какая-то группа чукчей стала вно-
сить ясак. В 1733 г. Анадырский заказчик Ив. Батанкуев сообщал
в Тобольск: «Сидячие чукчи платят ясак лисицы красные малое
число повольно, а иного году не платят».23
 


Второй поход :
После отъезда Павлуцкого (в конце 1732 г.) в Якутск, гарни-
зон Анадырского острога в основном занимался промыслом, добы-
вая для себя продукты питания.
В начале 1733 г. чукчи подошли к Анадырску и угнали стадо
оленей, что резко ухудшило положение служилых. Как сообщал
тот же Батанкуев «в Анадырску служилые люди питаются рыбою
и мясом оленьим, и былием, и кореньем, и травою с великою нудою,
а хлеба там и иных овощей никаких не имеют, а промышляют
корм своими трудами».
В марте 1738 г. чукчи вновь подошли под Анадырский острог,
в декабре того же года они произвели опустошительный набег на
оленных олюторских коряков. Донесения об этом вызвали противо-
речивые решения Сената. 6 июня 1740 г. Сенат издал указ, предпи-
савший «итти на тех чукоч военною рукою и всеми силами старатца
не токмо верноподанных ея императорского величества коряк оби-
димое возвратить и отмстить, но их чукоч в конец разорить и
в подданство ея императорского величества привесть».25 Однако
в январе 1741 г. этот указ был отменен. Сенатом предписывалось
«в Чукотскую землицу для разорения живущих тамо чукоч... ору-
женных людей не посылать».
К этому времени оседлые чукчи, приходившие в Анадырь для
промысла диких оленей, начали проявлять склонность к покорно-
сти; выше урочища Чикаево, где обычно промышляли оленей рус-
ские, они не поднимались; не возражали против взноса ясака, хотя
ясак вносили «повольно» и далеко не все. Вместе с тем чукчи
не хотели прекращать нападений на оленных коряков. В марте
1741 г. они вновь напали на оленных коряков, многих взяли
в плен и захватили несколько табунов оленей.
Получив это сообщение, Сенат снова изменил свое решение.
3 февраля 1742 г. был издан новый указ, в котором говорилось, что
«оных немирных чукоч оружейною рукою наступить... и из их жи-
лищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якутском
воеводстве по разным острогам и местам между живущих верно-
поданных».

В июле 1742 г. якутский воевода Д. Павлуцкий получил пред-
писание отправиться в Анадырск для исполнения указа. 7 ноября
1743 г. он прибыл в Анадырск с командой в 407 человек. Присоеди-
нив к своему отряду «170 человек верноподанных коряк и 67 юка-
гир», Павлуцкий 2 февраля 1744 г. выступил из Анадырска.
К лету положение отряда стало критическим. Взятые с собой
запасы продовольствия кончились. Захваченные у чукчей еще
в марте 3000 оленей были съедены. Многие из команды обессилели,
не могли самостоятельно двигаться, 11 солдат и 39 казаков «по-
мерло гладом». После возвращения в Анадырск, Павлуцкий доно-
сил о результатах похода: «В добычу получено 4620 оленей, кои
все без остатку команде в пищу употреблены».
 


Третий поход :
В марте 1746 г Павлуцкий предпринял третий поход на чукчей, избрав на этот раз
направление — к Чауну и «на Колымское море». Как и в прежних
походах, Павлуцкого сопровождали юкагиры и коряки «с оленями
и санками». За все время было встречено только 6 чукотских юрт,
где было взято всего 650 оленей. В июне Павлуцкий возвратился
в Анадырск
 


А вот чем всё закончилось :
В марте 1747 г. отряд чукчей около 500 человек перешел р. Ана-
дырь выше острога и напал на ясачных коряков, захватив у коря-
ков семь табунов оленей, в числе которых были олени Анадырских
казаков. Павлуцкий с небольшим отрядом пустился в погоню за
чукчами. Рано утром 14 марта отряд Павлуцкого настиг чукчей
на р. Орловой. Произошла короткая, рукопашная схватка. Чукчи
захватили оленей, на которых ехала команда Павлуцкого, 40 ру-
жей, «пушку с припасы», 51 копье, знамя и т. п. В сражении был
убит майор Павлуцкий.
 
 

alex_ii

аксакал
★★
Iltg> - он сказал что чукчи плавали до Калифорнии и там брали себе в рабы женщин;
Читал нечто подобное. Ходили он вдоль побережья Аляски до Калифорнии, на больших байдарах, на которых китов били. Рабынь брали, особым шиком негритянки считались. :D Сейчас пытаюсь ссылку в жж найти, но искать в жж старые ссылки - кошмар...
 13.0.782.22013.0.782.220
+
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
Наслаждайтесь господа! История чукчей с картинками от одного пермского жжшника:

История чукчей-I

Первые охотники на мамонтов пришли на Чукотку около 20 тысяч лет назад из более южных областей Центральной и Восточной Азии. Прошли тысячелетия, очертания …

// haritonoff.livejournal.com
 


Вопреки распространенным сегодня представлениям о флегматичных северянах, древние чукчи отличались крутым нравом и взрывным характером. Из-за бытового пустяка или разногласий в торговой сделке могла вспыхнуть ссора, переходящая в драку, нередко заканчивавшуюся убийством, а там в действие вступали обычаи кровной мести и талиона. Впрочем, в отношениях между родственниками кровная месть часто заменялась вирой или вызовом обидчика на поединок. А сражаться чукчи умели…
 


История чукчей-II: про эскимосов

Первая часть ЗДЕСЬ Азат Миннекаев "Два моржа" Для начала – короткое чукотское героическое сказание, записанное В.Г. Тан-Богоразом, биография которого заслуживает…

// haritonoff.livejournal.com
 


Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более раннне времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен "десантников". Чукотские "викинги" в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).
 

Гм. Не Калифорния - Канада. Но тоже не кисло...
 13.0.782.22013.0.782.220
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Вопреки распространенным сегодня представлениям о флегматичных северянах, древние чукчи отличались крутым нравом и взрывным характером.
 


И не древние тоже :D - читать мемуары Ушакова ("Остров метелей") как он в 1926 году организовывал полярную станцию на о.Врангеля (жаль их нет в сети).
Всему есть своя причина  8.08.0
+
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
A.1.> И не древние тоже :D - читать мемуары Ушакова ("Остров метелей") как он в 1926 году организовывал полярную станцию на о.Врангеля (жаль их нет в сети).
Да я-то в курсе - сам с чукчами не пересекался, но от знакомых слышал. А вот с ненцами - лично знаком. Тоже тихими не назовешь. Вот ханты - те другие... Коми - тоже не слишком взрывные...
 13.0.782.22013.0.782.220
RU Алдан-3 #16.09.2011 13:45  @Anika#16.09.2011 04:34
+
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
Anika> Даже якуты? :D

А кто, извините, чукчам якуты? Обычная дичь, чо.
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  6.0.26.0.2
RU U235 #16.09.2011 13:58  @Алдан-3#16.09.2011 13:45
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Алдан-3> А кто, извините, чукчам якуты? Обычная дичь, чо.

Как кто? Проклятый загнивающий Запад :F .
А если серьезно, то якуты тоже были весьма непростым и зубастым народом доставившим изрядно проблем русским первопроходцам. Недаром ведь такую приличную территорию заселили выдавив оттуда других конкурентов. Рубились с якутами пожалуй куда покруче чем с чукчами и смогли их утихомирить только взяв местных вождей в долю. Кажется ряду якутских князей даже дворянство пожаловали, чтоб не бузили
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  6.0.26.0.2
RU alex_ii #16.09.2011 14:33  @Алдан-3#16.09.2011 13:45
+
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
Anika>> Даже якуты? :D
Алдан-3> А кто, извините, чукчам якуты? Обычная дичь, чо.
Якуты куда как позже чукчей на северах появились... Чу
чи - 4 тысячи лет назад, якуты - в 8-12 веках нашей эры... Могли просто не успеть пересечься... Между ними там кажись юкагиры встряли - вот на них чукчи и оторвались...
 13.0.782.22013.0.782.220
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
alex_ii> Якуты куда как позже чукчей на северах появились... Чу
alex_ii> чи - 4 тысячи лет назад, якуты - в 8-12 веках нашей эры... Могли просто не успеть пересечься... Между ними там кажись юкагиры встряли - вот на них чукчи и оторвались...

ЕМНИП, под давлением якутов юкагиры как раз на северо-восток и потянулись. И "встряли" между чукчами и коряками. А потом когда юкагиры ослабли - на них оторвались все кто мог.
 
+
-
edit
 

volk959

коммофоб

alex_ii> Якуты куда как позже чукчей на северах появились... Чу
alex_ii> чи - 4 тысячи лет назад, якуты - в 8-12 веках нашей эры...

Историко-этнографический справочник "Народы мира" о чукчах:

Формирование Ч. происходило в ходе продвижения их предков (сер. 1-го тыс. до н. э.) с Охотского побережья на крайний С.-В. Азии.
 


Оттуда же о якутах:

Предки Я. переселились из Прибайкалья на ср. Лену, спустившись по реке на плотах (прибл. с 10 в., последняя волна - в 14-15 вв.)
 
 8.08.0
RU Алдан-3 #16.09.2011 15:27  @alex_ii#16.09.2011 14:33
+
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
alex_ii> Могли просто не успеть пересечься

Успели, успели.
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  6.0.26.0.2

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru