Bell> Я никак не пойму смысл вопроса?
Bell> Если это постановочные съемки на Земле, то как это изменит тени? Или это фотомонтаж, куда тени пририсовали криво? Но нахрена это делать, если "в павильоне" можно расставить камни, приборы, актеров в скафандрах как надо, выставить свет и все такое?
Попробую объяснить.
Совершенно с вами согласен, что в том случае, если съемки проводились на Земле, никто не пририсовывал тени вручную. Кстати, совсем не обязательно производить съемки в павильоне с искусственным светом. Это можно было сделать и на пленэре с естественным освещением. По моему мнению, если предположить, что фотографии делались на Земле, то они делались именно таким способом. Или способом, который описали вы. Не принципиально.
Но фотомонтаж - это не только склеивание фотографий из отдельных кусочков, как это принято иногда считать.
В чем должно быь различие фотографий, сделанных на Луне, от фотографий, сделанных на Земле? Черное небо и черные тени. Как получить это на Земле?
У меня такое предположение. "Оригинальный" позитив получался копированием с двух, трех и более изображений, сложенных вместе. В общем, схема следующая.
1. Исходный позитив. Обычный позитив на пленке, полученный при съемке сюжета.
2. Сверхконтрастный дубль-позитив. Сверхконтрастная копия исходного позитива. В идеале, на этом позитиве - только абсолютно черные тени. Остальные участки прозрачны.
3. Сверхконтрастный дубль-негатив. На этом негативе - абсолютно черное небо. Остальные участки прозрачны.
Сложив эти три пленки и сделав с них копию мы получим снимок исходного сюжета, на котором небо и тени абсолютно черные.
Рассмотрим процесс под номером 2. Полностью этот процесс проконтролировать не возможно. Возможны два варианта "брака".
1. Какая-то тень не перешла в абсолютно черную и осталась обыкновенной темной тенью.
2. Наоборот, какя-то полутень превратилась в абсолютно черную тень.
А теперь представим, что в каком-то сюжете рядом соседствуют тень, которая в результате монтажа должна стать абсолютно черной, и полутень (например, от рельефа местности), которая должна была остаться серой, но в результате монтажа тоже стала абсолютно черной. В итоге получится тень неправильного очертания.
Теперь немножко о том, есть ли какие-либо признаки вышеописанного монтажа?
Не настолько я спец, чтобы сказать определенно. Но ...
На фотографиях "Аполлонов" тени от крупных предметов, как и должно быть, черные (или почти черные). Совсем другое дело, тени от мелких предметов. Некоторые мелкие камешки имеют абсолютно черную тень, а некоторые - обыкновенную темную.
Объяснение может быть двоякое.
1. Абсолютное почернение при проявлении не произошло из-за слишком малого участка почернения.(Снимок сделан на Луне).
2. Из-за мелкости предмета абсолютное почернение не произошло при изготовлении дубль-позитива. (Снимок сделан на Земле).