Серокой> Не припоминаю, похоже, какой-то фильм в жанре стимпанка?
не-а ))
их несколько серий было - с 1901 по 1917 производились )
>Или это паровой трактор-снегоход?
ага
Для лесоразработок в Миннесоте
Примерно в 1901 году Элвин Ломбард (Alvin Lombard, 1856–1937), американский инженер и лесопромышленник дозрел до идеи заменить на лесоразработках северной части США и в Канаде лошадей на механических помощников. Идея, в принципе, разумная, тем более, что топливо для паровой машины было на лесоразработках, считайте, что халявным - всякие там обрезки, сучья, пеньки и прочая нетоварная древесина.
 [показать]
Музейный экземпляр на ходу
В качестве образца для подражания им был выбран, разумеется, паровоз. Правда, в отличие от паровоза привод на гусеницы (бесконечные рельсы, фактически) потребовалось сделать независимым и побортным, для обеспечения поворота машины на малых радиусах. Кроме того, пришлось делать и управляемую переднюю тележку, для того же самого. Первый вариант, построенный в 1901 году имел довольно оригинальное расположение паровых машин, между кабиной и котлом, - это упрощало процесс управления, сокращало потери пара на морозе (а ведь именно зимой производится основной лесоповал, зимой в дереве меньше влаги, т.е., его товарное качество выше), - но процесс топки котла дровами и ремонт паровой машины превращались в увлекательное занятие. Да и центр тяжести получался высоковат. Однако, машины работали...
С 1907 года в серию пошла новая модель с паровыми машинами расположенными по бокам от котла. Поподробнее следует остановиться на системе рулевого управления. Сделать переднюю тележку управляемой из основной кабины оказалось невозможно. Телемеханики в те годы еще не придумали, а рулить с помощью длинных тяг машиной, которая весит около 20 тонн практически нереально. Поэтому рабочее место рулевого расположили непосредственно над передней тележкой. А чтобы капитану парохода машины не пришлось выкрикивать ему команды сквозь пыхтение и свист паровика, - из кабины к рулевому протянули шнурок с колокольчиком. Типа: один звонок-влево, два - вправо, три - бросай всё и беги, сейчас рванет.
Кстати, экипаж этого аппарата составлял аж четыре человека: капитан, машинист, кочегар и рулевой...
Бункер для дров у машины был, как видите, относительно невелик, благо пополнить запасы можно было буквально на ходу, зато бак с водой (охватывающий котел, дабы вода не замерзла) сделали довольно солидным. Снега не накидаешь, фильтровать воду надо. Всю машину, для увеличения дорожного просвета собрали над рамой, но какой в этом был практический смысл не очень понятно, если такой монстр провалится, - то опа.
А это немного другой компании трактор, о нем в другой раз. Тут он для иллюстрации тяговых характеристик паровика.
Такие могучие паровики, способные таскать до 12(!) прицепов со спиленными деревьями производились аж до 1917 года, когда фирма переориентировалась на выпуск тракторов с ДВС. Однако, несмотря на то, что удобство эксплуатации машины стало несопоставимым, экипаж сократился с четырех человек до одного-двух, - тяговые характеристики резко и принципиально упали. Как я уже сказал выше, паровик таскал до двенадцати прицепов, - а газолиновый трактор мог утащить только пять.
паровая машина левого борта, крупно.
гусеничная тележка, крупно
• передний мост снегохода
http://s005.radikal.ru/i209/1001/f4/2c30043f6523.jpg [not image]
узел поворота, крупно
восстановленный тягач в музее