Неизвестно, кто и когда построил первый на Земле искусственный судоходный канал. Старейший из известных – древнеегипетский, соединивший во времена Среднего Царства Нил с Красным морем. Но наверняка уже самые первые каналостроители столкнулись с пр...
// www.popmech.ru
Неизвестно, кто и когда построил первый на Земле искусственный судоходный канал. Старейший из известных – древнеегипетский, соединивший во времена Среднего Царства Нил с Красным морем. Но наверняка уже самые первые каналостроители столкнулись с проблемой, которую века спустя решают и современные инженеры
Судно с грузом тяжелое, а поднять его на многометровую высоту легко. Парадокс? Нет, дело техники.
(много буков и картинок. Впечатляюще)
Расположенные в «колесе» кессоны проворачиваются внутри него так, чтобы всегда оставаться горизонтальными. Благодаря равновесию системы и малости сил трения для управления процессом достаточно 10 гидромоторчиков мощностью 1,5 кВт.
Единственный в России судоподъемник действует на Красноярской ГСЭ. Богатырская машина, принадлежащая Енисейскому речному пароходству, может принять «на борт» речные суда водоизмещением до 1500 т.
Длина судовозной камеры – 90 м, ширина – 18, глубина – 2,2. Масса пустой камеры – 4500 т, заполненной водой – 8500 т.
Рейс машины делится на два этапа: верхний и нижний, в промежутке между которыми судоподъемник разворачивается на поворотном круге. Длина верхнего участка около 30 м, нижнего – до 118 м, уклон в обоих случаях 1:10, то есть на каждые десять метров пути по горизонтали приходится метр вертикального перемещения.
Количество тележек ходовой части – 78, колес и гидромоторов – 156. Ширина рельсовой колеи – 9 м.
Судоподъемник Стрепи-Тьё (Strépy-Thieu), построенный на новом Центральном канале Бельгии в 2002 году, выполняет ту же работу, которую сто лет делали четверо предшественников – каскад 16-метровых шиплифтов, построенных по проекту Э. Кларка. Разница высот составляет 73,5 м – это делает «бельгийца» самым высоким вертикальным судоподъемником в мире, но пребывать чемпионом ему осталось недолго. В 2013 году вступит в строй судоподъемник ГЭС «Три ущелья» на реке Янцзы. Китайский великан – тоже вертикальный и с противовесами на тросах – будет поднимать суда общим водоизмещением до 34 000 т на высоту 113 м. Кто и когда сможет обогнать Поднебесную – покажет время.
и т.д.