Fakir> А, пардон, собственно материалы и пр.? (ну я умолчу о неизбежном обслуживании машин - пусть его мало, предположим)
Вот именно. "Классический", "общепринятый" коммунизм требует
совершенной бесплатности всего и отсутствия "нетворческого", однотипного, платного человеческого труда на всех стадиях.
Для этого приходится привлекать фантастику - техническую (hcube) или социальную (русские утописты начала 20-го века).
Сколько времени нас разделяет с "фабером" Гиперкуба? Думаю, что от "очень много" до бесконечности. И поскольку "в пути никто кормить не обещал"(с)анекдот, то до самого момента появления таких волшебных (причём саморемонтирующихся и самодобывающих ресурсы) штук коммунизм невозможен.
Социальные способы фиксить устранять это неполное соответсвие тоже достаточно качественно работать, ИМХО, не будут. Сколько-то - работают (есть всякое волонтёрство, в том числе и в физически тяжёлых, поганых делах типа таскания уток за престарелыми). Но в достаточной степени они работать не будут.
Я же предлагаю открыть глаза шире: коммунизм уже у нас под носом. Его не нужно "устанавливать", он сам появляется там, где есть для этого условия. Например, в разработке ПО.
Я тебе приведу другой пример, "промежуточный", пример того, как это может выглядеть "на стыке миров". Есть такой давний, но процветающий и сейчас даже расширяющийся бизнес, как производство настольных игр. Настольная игра - это вполне материальная вещь, это бумажки-картонки, фигурки-кубики и т.п. Но основная доля цены в ней - информация.
Так вот, если хочешь, ты за пять минут нагуглишь сайт с которого можешь скачать и распечатать себе настольные игры, сделаные другими для своего удовольствия (удовольствие создатели получили уже от создания) к твоему удовольствию. Какие-то стандартные компоненты ты купишь: игральные кубики (3 евроцента за штуку), бумагу, плёнку для ламинирования. Но сам процесс производства на имеющейся у многих полностью роботизированной системе с ЦПУ - прост и незатейлив.
Есть творец - добровольный. Есть потребители - свободные. Денег внутри системы не крутится. И все желающие могут внести вклад в креатив (ты удивишься, но создатели игр все так или иначе знакомы друг с другом, и работающие на конкурентов, и удачливые "свободные художники"). Вот это - комунна. Границы её аморфны, географически она не определена никак.
И все участники процесса по-прежнему живут в мире капитализма. И абсолютное большинство "коммунаров" честно удивятся, если им сказать, что они - "коммунары".
Fakir> Но всё равно этого ж недостаточно, чтобы себестоимость хотя бы всех базовых продуктов - пищи, воды, жилья, одежды и т.п. - асимптотически увести к нулю.
А "к нулю" и незачем. Это мечта совершенных лодырей, людей асоциальных, и для них поблажек не нужно, и пусть им будет "палка": хочешь жрать и где-то спать - помаши 4 часа в день метлой.
Если любой рабочий человек способен заработать на неделю жизни за пару часов труда, а действительно творец может обеспечить себе прожиточный минимум на годы одной идеей, то коммунизму принципиальная платность проживания никак не мешает.
Для достижения такой высочайшей производительности нужна высокая скорость и адаптация идей - то есть мышление "комуннара" и его взаимодействие с "комунной". При этом "коммунары" обладают принципиально намного более высокой производительностью - иначе они не были бы "коммунарами". От взаимодействия с сообществом они лишь приобретают дополнительную мощь, так что бабло для них не проблема.
Бабло - проблема для тех кто совсем не хочет или совсем не может работать. Или для тех, кому нужно ОЧЕНЬ много бабла. Но это, в общем, уже их проблемы.
Красота в том, что для реализации этой модели коммунизма, не нужно волшебства. Не нужно скачков и социальных потрясений.
"Капиталисты" сейчас придумали особый термин для комунны - "краудсорсинг". Забавно, что даже в термине отражено отвращение к идее - "творчество толпы".
Да не толпы, а отдельных, вполне сознательных людей, которые вполне сознательно работают на общее благо. Успех "Википедии" (а есть ли на сегодняшний день энциклопедическая система хоть сколь-нить сравнимая по полноте и скорости реакции) показывает - это путь к офигительной эффективности.
С комунной традиционные капиталисты конкурировать попросту неспособны. И так будет везде, где информация - конечный продукт или в одном шаге от конечного продукта, интересного частнику.
Fakir> Коммуны - очаг развития, если их вычеркнуть - развитие кончится, но статус-кво может поддерживаться если не бесконечно, то длительное время вообще без чьего-либо сознательного участия!
А зачем? НАоборот, такой поворот событий мог бы стать началом конца. Началом конца цивилизации вообще. А нам это нужно?