О мароккано-алжирских отношениях/
Марокко и Алжир являются крупнейшими странами Арабского Магриба, и от состояния отношений между ними во многом зависит общее положение дел в этом регионе. Два государства традиционно соперничают за лидерство в северо-западной части Африки, кроме того, между ними до настоящего времени не урегулированы территориально-пограничные проблемы. Все это делает мароккано-алжирские отношения сложными, способствует их периодическому обострению. С середины 1970-х гг. главным камнем преткновения между Марокко и Алжиром является проблема Западной Сахары. В 1975 г. переговоры между Марокко, Мавританией, Алжиром и Испанией о будущем этой испанской колонии не привели к достижению взаимоприемлемой договоренности. В ноябре 1975 г. Испания, Марокко и Мавритания подписали соглашение о передаче власти в Западной Сахаре с 26 февраля 1976 г. временной мароккано-мавританской администрации. С другой стороны, поддерживаемый Алжиром Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, образован в 1973 г.), объявил 27 февраля 1976 г. о создании Сахарской Арабской Демократи-ческой Республики (САДР).
В Рабате оккупацию Западной Сахары объясняли тем, что это территория является исконно марокканской землей. В то же время Алжир не выдвигал претензий на Западную Сахару, а свою помощь, в т. ч. военную, Фронту ПОЛИСАРИО объяснял необходимостью оказания поддержки праву западносахарцев на самоопределение. За всем этим отчетливо просматривалось желание АНДР не допустить усиления Марокко за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное стратегическое положение территории. Кроме того, алжирцы были убеждены, что после захвата Сахары Марокко попытается поглотить Мавританию, а затем возобновит претензии на территории Западного Алжира. Поэтому АНДР любой ценой хотела пресечь марокканскую экспансию и, добившись утверждения в Западной Сахаре дружественного правительства, получить кратчайший выход к побережью Атлантического океана. В условиях усиливавшихся политических и экономических трудностей в конце 1980-х гг. Алжир приостановил помощь Фронту ПОЛИСАРИО, но руководящие органы САДР и военные формирования Фронта (до 6 тыс. чел.) продолжают размещаться на алжирской территории в районе Тиндуф вблизи стыка границ АНДР, Марокко, Мавритании и Западной Сахары. Война в Западной Сахаре завершилась в сентябре 1991 г., когда при посредничестве ООН Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО достигли договоренности о прекращении огня.
До настоящего времени участники конфликта не достигли успехов в решении практических вопросов о будущем статусе сахарской территории и регулярно обвиняют друг друга в создании препятствий на пути ее решения. Рабат обвиняет Алжир в оказании помощи сепаратистам из Фронта ПОЛИСАРИО. Марокко заявляет, что предоставление Западной Сахаре статуса широкой автономии в составе королевства является единственным путем решения вопроса, т. к. территориальная целостность страны, включая сахарские территории, «не подлежит обсуждению». Жесткость позиции Рабата по сахарской проблеме обусловлена тем, что от ее решения во многом зависит устойчивость королевского режима, т. к. в стране существует консенсус всех политических сил по решению проблемы «восстановления исторических границ Марокко». Вместе с тем, все острее встает вопрос о том, насколько целесообразен избранный курс: присоединение Западной Сахары и эксплуатация ее природных богатств не только не принесли стране процветания, но и стали очень тяжёлым бременем для Марокко, поскольку истощают силы королевства в плане экономическом, политическом и в вопросах безопасности.
Алжир считает, что судьбу сахарской территории должен решить референдум с участием ее коренного населения. Алжирцы поддерживают идею переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО «без выдвижения предварительных условий», но с учетом возможности реализации права сахарцев на самоопределение. Кроме того, алжирское руководство настаивает на том, чтобы западносахарская проблема была вынесена за рамки двусторонних отношений с Марокко, т. к. ее решение является делом ООН. В целом неурегулированность ситуации вокруг Западной Сахары сохраняет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке.
Марокканская военная доктрина определяет в качестве наиболее вероятного противника Алжир, а алжирская - Марокко. Между двумя странами периодически разворачивается гонка вооружений. Так, после подписания Алжиром в 2006 г. соглашений с Россией о закупке крупных партий вооружений Марокко заключило США контракт на поставку истребителей F-16, а во Франции были заказаны новые корабли для королевских ВМС.
В то же время история мароккано-алжирских отношений показывает, что руководители обоих государств не стремятся резко обострять ситуацию, а тем более доводить ее до взрывоопасного состояния. В Рабате и Алжире неоднократно заявляли о «невозможности какой-либо войны между двумя братскими странами», но при этом алжирцы отмечают, что «война - это тот выбор, к которому прибегнет Алжир только в одном случае – при нарушении его границ, унаследованных от эпохи колонизации». В настоящее время проблема окончательной демаркации границ между двумя странами не является столь острой, как пытаются представить некоторые аналитики. Марокко и Алжир подписали соглашения по этому вопросу, но они не были ратифи-цированы марокканским парламентом.
Марокко и Алжир регулярно заявляют о необходимости нормализации двусторонних отношений и периодически предпринимают шаги в этом направлении, однако этот процесс идет очень трудно, со сбоями. Так, в 2004 г. Марокко аннулировало визовый режим для граждан Алжира, который был введен марокканскими властями в 1994 г. после того, как был совершен теракт против иностранных туристов в Марракеше. В 2006 г. Алжир сделал ответный шаг в этом вопросе, но не стал открывать сухопутную границу с Марокко, закрытую в 1994 г. Марокко призывает к открытию сухопутных границ между двумя странами. Алжир не отрицает, что он также стремится к этому по гуманитарным, политическим и экономическим соображениям. Однако Алжир хочет, чтобы этот шаг произошел в рамках урегулирования всего комплекса двусторонних отношений. Причем алжирцы выступают против иностранного участия в деле нормализации отношений с Марокко.
События в Ливии в 2011 г. привели к очередному осложнению в дву-сторонних отношениях. Марокко обвинило Алжир в предоставлении наемников и оружия режиму М. Каддафи, что Алжир отрицал.
У Алжира и Марокко имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир - Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства. Две страны совместно участвуют в различных международных проектах, в т. ч. военно-политической направленности. В первую очередь, это относится к Евро-Средиземноморскому сотрудничеству. Так, Марокко и Алжир участвуют в группе «5 + 5» (5 стран Магриба + Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция).
В последнее время отмечается определенное улучшение в мароккано-алжирских отношениях. В январе 2012 г. Алжир с официальным визитом посетил глава МИД Марокко С. Д. аль-Османи. И хотя этот визит не привел к заметным практическим результатам, сам его факт рассматривается как позитивный шаг, способствующий сближению между двумя странами после долгих лет напряженности. Новый премьер-министр Марокко А. Бенкиран заявил, что диалог с Алжиром является единственным путем решения проблемы Западной Сахары, но одновременно подтвердил приверженность правительства «защите территориальной целостности» королевства. В Алжире также заявляют о необходимости «искренности и взаимного доверия между соседями». Позитивные подвижки в мароккано-алжирских отношениях позволили провести 18 февраля в Рабате первую за долгие годы встречу глав внешнеполитических ведомств стран-членов Союза арабского Магриба (САМ) – Алжира, Мавритании, Марокко, Ливии и Туниса. Сообщается и о возможном созыве саммита САМ до конца 2012 г.
По мнению экспертов, «обе стороны едины во мнении, что необходимо преодолеть трудности, мешающие нормализации отношений двух стран, такие, как проблема Западной Сахары, и сосредоточиться на развитии двусторонних экономических отношений, а также на возрождении идеи объединения стран Магриба, которая находится в застывшем состоянии. Алжир и Марокко хорошо понимают важность сотрудничества ради стабильности региона Магриба, ради укрепления и развития экономических отношений между странами этого региона». Вместе с тем, учитывая тяжелый груз сложных проблем в двусторонних отношениях, процесс их налаживания будет трудным, длительным и не прямолинейным.