Для начала надо пояснить, что на экзамене были не только тесты.Задания уровня сложности "С" предполагали описательные ответы. Так что это перлы школьников именно из этих ответов.
Десятка про Ивана Грозного (ЕГЭ-история, 2013 год).
«Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
«Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
«Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
«При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
«Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
«Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
«При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
«Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
«Лучшие умы отрубил палач Скуратов»
Десятка про Николая I и его эпоху (ЕГЭ-история, 2013 год).
«При Николае I общество превратилось в стадо».
«Николай просто хотел навести порядок в головах поданных».
«Крестьянам тоже хотелось взбунтоваться против Николая I, но декабристы не взяли их на Сенатскую площадь. После этого крестьяне возненавидели всех».
«Декабристов ждала гостеприимная Сибирь».
«Декабристы виновны в том, что из-за них закрутили гайки.
«Чаадаев это умственный деятель времен реакции Николая I».
«Мыслящим людям все время чего-то хочется. А властям не всегда хватает для мыслящих людей, ведь самим надо».
«Московский университет это единственное место при Николае I, где можно было нести, что угодно, не опасаясь, что тебе закуют рот кандалами».
«Все, кто не хотел быть серой лошадью, поступали в Московский университет, ведь там преподавал сам Чаадаев».
«Когда общественная жизнь подавляется, есть только два утешения – водка или философия Гегеля».
Десятка про советскую и постсоветскую историю (ЕГЭ-история, 2013 год).
«После гражданской войны продотряды осели в городах».
«Началось выкулачивание крестьян».
«Крестьяне переселялись в город потому, что оттуда людей отправляли в Гулаг, то есть постоянно освобождались рабочие места, даже хорошо оплачиваемые».
«Крестьяне ленились работать в колхозах. На заводах их можно было заставить хоть что-то делать».
«Колхозницы бежали в город, поскольку там было больше здоровых мужчин».
«Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске».
«Страну завалили кукурузой, а есть было нечего».
«Бабушка мне часто говорит, что Егора Гайдара за его «терапию» самого надо было пытать шоком».
«В 1990-е началась политика денежного террора».
«Гайдар перевел Россию на рыночные рельсы. А Ельцин, между прочим, на них обещал лечь, но не лег. Распродал все иностранным вкладчикам. Гайдару, кстати, не так много досталось
пятерка про Брежнева (ЕГЭ-история, 2013 год).
«У Брежнева были большие брови и странно поставленная речь. Он был выдающимся и удивительным человеком, его поступки послужили на благо России и по-этому мы все его любим и знаем как пухленького и большебрового мужичка. Он направлял свою деятельность в разных направлениях. Я бы пожал руку такому выдающемуся человеку как Брежнев».
«При Брежневе была убита вера в авторитет сельского хозяйства».
««Пражская весна» это мятеж в чехословацком корпусе в 1918 году».
«В 1979 году началась холодная война с Афганистаном».
«Брежнев стремился разоружить так называемые братские социалистические страны, чтобы они не нанесли ему удар в спину».
Еще шесть шедевров (ЕГЭ по истории, 2013-й год).
«Османская империя в те времена находилась в стороне от наркотрафика».
«В Крымской войне проявилась военно-патриотическая отсталость России».
«Политика царя вызывала голод и бешенство населения».
«Пока крестьянин в общине, его не тянет изменять мир».
«Подневольные крестьяне работали больше и не имели соцпакета».
«Помещики устраивали облавы на крестьян, потом к этому присоединились большевистские комиссары».
«Совершались безнаказанные удары власти по населению, наложение на рабочих мзды…».
топ-10 о женщинах в истории
"Княгиня Ольга до замужества с князем Игорем носила имя Прекрасная".
"Княгиня Ольга была хитрой, мудрой и святой".
"Елизавета Петровна считалась первой красавицей среди своих подруг".
"Елизавета сама повела Преображенский полк на штурм дворца, который охраняли солдаты Анны Иоанновны. Когда надо было бежать, ей мешало платье. Пара солдат подняли ее и несли на плечах до конца".
"Победить в войне и открыть университет, ну разве это не показатель качества правления, особенно женщины, которой по определению управлять сложно".
"Елизавета Петровна вытащила Кулибина из нищеты, в которой он спивался".
"Из разных уголков страны шли люди за образованием в основанный Елизаветой Московский университет".
"Я думаю, что если бы Елизавета Петровна поменьше слушала бы своих мужиков, она стала бы такой же великой, как Екатерина II".
"Несмотря на свою ответственность в делах государства, Елизавета вела праздный образ жизни, из-за чего и умерла".
"Об этом просили императрицу крестьяне-закрепощенцы".
Когда мы с коллегами Давидом Константиновским и Дмитрием Куракиным изучали изменение траектории выпускников школ после обязательного введения ЕГЭ, мы обнаружили довольно любопытный сюжет. В первый же год введения новых правил игры в 15%-20% исследуемых регионов сократился переход детей из 9-го в 10-й класс. Родители школьников быстро поняли, что дети не сдадут ЕГЭ, а ректоры слабых вузов поняли, что с ЕГЭ все, кто раньше поступал к ним, уедут в Москву. И возник неэксплицитный общественный договор. Ректоры очень быстро поняли, что нужно открыть при каждом факультете по колледжу с соответствующей специальностью: экономикой, юриспруденцией, документоведением. Брать детей сразу после 9-го класса, чтобы те учились 4 года и оказывались сразу на третьем курсе этого же факультета. Многие из детей даже не знают, какое среднеспециальное образование они получат, потому что идут в коледж не за этим, а чтобы обойти ЕГЭ и попасть в вуз.
Таким образом, возникает новая диспозиция на поле, новые негласные правила игры. Чтобы открыть колледж нужно доказать местному министерству, что люди со среднеспециальным экономическим и юридическим образованием очень нужны рынку труда этого региона. Ректор звонит своему приятелю, другу, партнеру по игре в гольф, и говорит: «Ты же директор завода, напиши мне, пожалуйста, письмо о том, как тебе нужны документоведы, и что твой завод остановится, если документоведов со среднеспециальным образованием не начнут выпускать в гигантском количестве из колледжей». Тот говорит: «Не вопрос, главное, не заставляй меня их потом брать на работу». Пишет соответствующее письмо, письмо предоставляется в министерство, открывается огромное количество фейковых колледжей, которые являются просто протовузом, обходным путем в вуз.
Появляется новый виток, новая итерация игры. ГИА решают сделать обязательным, чтобы в колледжи тоже брали по результатам тестирования. Но я уверен, что и тогда будет придуман какой-то механизм, который позволит некоторым игрокам, которые проигрывают в новых условиях, выиграть за счет кооперации.
И хоть Николай окончил биолого-почвенный факультет СПбГУ со средним баллом 5,00, аспирантуру в Оксфорде и постдокторантуру в Гарвардской медицинской школе, некоторые вопросы завели его в тупик.
В пункте о классификации изменчивости он вовсе не узнал термин, который был верным ответом.
Далее нужно было назвать по картинке мозга все свойства носителя, и Николай, чьей специализацией являются различия мозга между видами, не смог справиться с заданием. Учёный признался, что из 30 тыс. нейробиологов конференции Society for Neuroscience про различия в среднем мозге у птиц и млекопитающих знает максимум сто человек.
Затруднения вызвал у Николая и вопрос о последовательности эволюционных процессов. По мнению автора теста, сперва был создан озоновый слой, а затем живые существа вышли на сушу. Что по сути верно, если не учитывать различные бактерии. Но учёный о них не забыл и провалил задание.
Как и вопрос о свойствах, присущих сосне, хотя нейробиолог уверен, что и его ответ оказался правильным.
Короче говоря, этот экзамен никоим образом не тестирует понимание природы. Он тестирует знание локальных конвенций биологических учебников. Это знание не понадобится никому, никогда, ни в какой мыслимой ситуации, ни при обучении в институте, ни после него. Единственное, что может вызвать такой экзамен, — это рвотную реакцию на слово "биология"