Про цену газотранспорта и СПГ.
Как пример, сейчас все операторы СПГ зарабатывают не на метане, а на совокупности продуктов, которые легко разделяются при сжижении метана - NGL, лёгкие эфиры, классический газоконденсат. И на СПГ-метане - вдобавок к этим более дорогим продуктам.
Разобравшись в прошлой статье со стальными крысами китами из высококачественной нержавеющей стали, которые в своих чревах перевозят холод Титана и целые моря…
// crustgroup.livejournal.com
(нижняя шкала — в километрах)
При взгляде на картинку уже сразу можно понять, насколько нефть была выгоднее природного газа, который сейчас приходит ей на замену. За 20-30 долларов на тонне (напомню, в баррелях эту цифру вообще надо делить на 7,28!) нефть можно было легко перебросить через полшарика и, выкачав её где-то в аравийских песках и загрузив в какой-нибудь ULCC, перевезти с минимальными издержками куда-нибудь в Японию или на Восточное побережье США.
И очень интересное мнение о конкуренции с катарским СПГ:
Вот, собственно говоря, пример сформировавшегося регионального рынка природного газа. Это Европа. Чем ближе к источникам газа, тем этот газ — дешевле:
Как вы заметили по приведенной карте, российский газ практически не продаётся на окраинах Европы, максимально удалённых от России — в Испании, Великобритании и имеющих свои, более близкие источники альтернативного газа Норвегии, Дании и Швеции.
Чей же газ продавался там в 2011 году?
Катар в 2011 году поставил в Европу основные объёмы своего газа всего пяти странам — Великобритании, Бельгии, Италии, Франции и Испании.
Для понимания важности этих рынков для российского трубопроводного газа — я отсортировал все европейские страны по объёмам газа, поставляемых туда "Газпромом". Как мы видим, реальные опасности от конкуренции с СПГ у трубопроводного газа есть в Италии, Великобритании и Франции — в силу их значительной географической удалённости от месторождений "Газпрома" и высокой стоимости трубопроводной доставки российского газа туда. Значение Бельгии и Испании, как рынка поставки российского трубопроводного газа, сравнимо с такими "крупными" покупателями газа, как Грузия, Македония и Южная Осетия. Да и в Великобритании катарский СПГ конкурирует (исходя из проданых в 2011 году объёмов) больше с норвежским, а не с российским газом.
Показателен пример Турции, которая, имея у себя готовый терминал регазификации СПГ в Мармаре, тем не менее, предпочитает "сидеть на дорогой газпромовской игле" (которая, как минимум, на треть длиннее, чем у Украины) и не рыпаться в сторону массовых покупок "дешёвого" СПГ.
В общем, смотрите одним глазом на карту с ценами, вторым глазом — на реальные объёмы закупленного катарского СПГ по европейским странам в 2011 году.
Хорошо, но откуда же такой накат со стороны Катара на европейский рынок? Почему гордые эмиры всячески пытаются демпинговать и пропихнуть хоть что-то на европейский рынок газа, который давным-давно окучен достаточно дешёвым норвежским и российским трубопроводным газом?
А ответ один —
безблагодатность эмиры вообще-то рассчитывали на совершенно другой рынок. Как я сказал, до появления СПГ рынки газа, по сути своей, были региональными, поскольку "за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз". Цена газа в США никак не привязана к цене газа в Европе или в Азии — и наоборот. Собственно говоря, даже сейчас (по состоянию на 2011 год) по трубопроводам передаётся 694,6 млрд.м3 природного газа, а виде СПГ торгуется вдвое меньше — лишь 330,8 млрд.м3 газа.
То есть рынок газа сейчас как-бы ещё на две трети региональный и уже на одну треть — глобальный.
В 2005-2008 году на двух региональных рынках — в США и в Юго-Восточной Азии надулся неслабый ценовой пузырь:
Для приведения цифр к понятным нам единицам — в 2005 году газ в США стал стоить 322$ за 1000 м3 газа, а в 2008 в Японии вообще случился апокалипсис с котировками цены природного газ, достигшими уровня 448$ за 1000 м3 .
И в этот момент, понятным образом, как и любого капиталиста, у товарища Хамада бин Халифа Аль Тани натурально сорвало крышу.
По-поводу всяких личностных тёрок на аравийском полуострове есть написать кому и без меня, скажу лишь, что спор двух психоаналитиков "у кого Феррари длиннее", отражённый здесь под номером 100, стоит на между власть имущими сиятельными особами очень остро.
Вплоть до начала 1990-х годов катарским сиятельным особам "меряться" с более богатыми нефтью Саудовской Аравией Кувейтом и Эмиратами было особо нечем. Единственное континентальное нефтяное месторождение Катара — Духан, в котором начальных запасов было всего-то около 3 млрд. баррелей ну никак не тянуло на роль "большого красного Феррари". Ни небоскрёб тебе отгрохать, ни золотой унитаз прикупить.
И тут, неожиданно, на заднем дворе (на шельфе) Катара нашлось вот это. Собственно именно под ресурсы Северного и были построены катарские киты из нержавеющей стали и самый современный терминал по сжижению природного газа.
А потом случилось страшное. Случился экономический кризис 2008 года, США начали разработку собственного сланцевого газа, цена газа обвалилась по всему миру, и вдруг изначальная сила СПГ — глобальность и возможность практически с постоянными издержками доставить газ в любую точку мира, оказалась его же генетической слабостью.
Дело в том, что как вы можете увидеть на графике —
СПГ имеет практически постоянные издержки при доставке газа в любую точку мира. Но проблема в том, что издержки эти постоянные и неснижаемые. Единожды погрузив СПГ на судно, ты уже потратил около 65$ за 1000 м3 газа. В энергетическом эквиваленте это ещё неприятнее — около 25% энергии, содержащейся в газе, надо затратить на его сжижение.
То есть, СПГ оказывается безумно невыгоден при небольших плечах доставки — сжижение, погрузка на борт, выгрузка и регазификация отнимают слишком много энергии и денег. Даже более короткое плечо газовозов не окупает тех издержек, которые надо сразу "положить" на стоимость газа.
Отсюда, собственно говоря, внимательные читатели могут понять, почему
европейский рынок даже с технической точки зрения неудобен Катару. Он слишком близок к нему — кроме того, что основные потребители Европы ещё и близки к конкурентам Катара — норвежским и российским трубопроводным операторам.
Вторая причина того, почему ни Норвегии, ни России не стоит бояться Катара — уже чисто экономическая. Несмотря на напухший американский сланец, в целом ситуация с ценами на газ в мире выглядит вот так:
Америка пока играется в "сланцевую революцию", но экономики Китая, Японии, Индии и Южной Кореи по-прежнему просят СПГ. Игра Катара во всеобщеевропейское "Подвиньтесь! Подвиньтесь!" имеет как технические, так и экономические ограничения.
При равных расстояниях даже Индия согласна платить Катару за его газ на 40% больше (а Китай и Япония — и на все 50%!) при том, что в этом случае эмиру не надо каждый раз протискивать своих китов из нержавеющей стали через узкую нору Суэцкого канала и бороться с бьющими его ценой на своих региональных рынках Норвегией и Россией.
Но — глобальное веселье только начинается.
СПГ меняет мир под себя, но кто сказал, что это в чём-то помешает старым производителям газа сами взять на вооружение эту технологию? Ведь географию и демографию не поменять так быстро, как технологию, и Северное полушарие ещё долго будет самым населённым и самым промышленно развитым человейником.