SashaMaks> Вот и вчера при заправке двигателя натриевая карамель с фруктозой поплыла, правда не от влажности воздуха, а от клея силикатного…
А именно. Пожалуй, самая древняя проблема в моих двигателях, даже и не знаю от кудава отсчитывать её, ну, скажем, с номера Р-40-3 – горение топлива по торцам в местах стыков сегментов двигателя. Пока давление было низкое до 10атм, всё работало, и даже корпус выдерживал, если такое происходило в двигателе, так как запас по прочности имелся от 4 до 5. Один слой рабочий и три, как ТЗП прекрасно могли отработать при давлениях 10атм, даже если стенка корпуса оголится при этом. А вот при 20атм уже запас прочности только 2 и два слоя рабочие, два как ТЗП могут держать давление только 1-1,5с, что уже слишком мало. Поэтому некоторые из последних двигателей лопались или прогорали где-то по середине режима работа или под конец.
Как выяснилось, силиконовый герметик – хоть и обладает упругостью и наполняемостью, но не имеет достаточной адгезии к соединяемым деталям и, что ещё хуже, нарушает адгезию жидкого стекла. Торцевые швы он не компенсирует, фактически раздирает бронировку при раздувании корпуса и в образовавшейся щели начинает по торцу гореть топливо. Либо щель уже сформировывается в стыке при соосном выставлении соплового блока или усадки топлива или коробления поверхности топлива. Даже элементарные геометрические неточности стыков он нормально компенсировать не в состоянии надёжно. Поэтому силикона больше в моих двигателях не будет.
Сначала думал применить эффект вспенивания застывшего жидкого стекла в наполнителе – тряпке для активного заполнения торцевой щели, но предварительные эксперименты показали, что наилучшее вспенивание достигается в чистом клее, нанесённом прямо на поверхность бумажной бронировки. И всё бы хорошо, что даже лучше и проще будет без тряпки. Но вот проблема (как говориться, знал бы где буду падать – соломки подложил бы) жидкое стекло нанёс прямо на бумажную бронировку из одного листа ватмана прямо на торцы, уже заправленные топливом. А вода из клея пошла через бумагу на топливо и чисто случайно заметил, что это произошло. Сорвал бронировку, сушил феном поверхность топлива, потом выжимал воду цапонлаком, сделал герметичное покрытие из лака, остановил гигроскопичность топлива, приклеил новую бронировку на клей ТИТАН, оставил сушиться до утра – всё вроде нормально, вот теперь можно жидким стеклом мазать.
Всё бы ничего, просто очень неприятный сюрприз с гигроскопичность состава прямо на самой последней стадии сборки двигателя, где всё могло запросто попасть в топку. Хотя, конечно ошибка очевидна, наличие гидроизоляционного слоя нужно было предусмотреть в бронировке. Натриевая карамель на фруктозе застывает быстро, пока остывает и уже готова к использованию, поверхность не коробиться, но гигроскопичная. Правда не помню, чтобы она так вела себя с серой.
В целом этот инцидент напряг, гигроскопичность сравнима с НА составами. Ещё не известно, как это топливо будет взаимодействовать с силикатным ватманом, не поплывёт ли это топливо от стенок корпуса двигателя. Теперь необходимо делать сравнительный тест на гигроскопичность, возможно, что с серой гигроскопичность будет заметно ниже, и снова не ясно, что лучше использовать натриевую карамель с серой или без.
Как говориться, работает – не трогай