Fakir> У Мэхена, ЕМНИС, есть упоминания о том, что фрегаты иногда ставили в линию. Скорее вынужденно, не от хорошей жизни - но тем не менее.
А "Дежнев" вел бой с "Адмиралом Шеером". Не от хорошей жизни, вынужденно, но вел
Честно говоря, не помню, где именно Мэхен об этом говорит, но охотно верю. В жизни есть совсем немного правил, которые обходятся без исключений.
Я совсем коротко дам обобщенную ретроспективу развития класса фрегатов на фоне развития класса парусных линкоров. Для показтельности возьму по преимуществу самую классическую эпоху парусного флота - с начала 18 века по примерно середину 30-х годов 19 века.
Больше буду опираться на историю французского кораблестроения, просто потому, что есть отличная книжка The History of the French Frigate 1650-1850 от Жана Будро, переведенная на английский язык.
Предыстория - вторая половина 17 века, когда термин "фрегат" впервые ЕПНИМ появляется применительно обозначения класса боевых кораблей.
Первые фрегаты - а за ними и легкие фрегаты начала 18 века - были кораблями, предназначенными для действие против вражеских тороговых судов (другими словами в то терминологии - privateers).
Часть из них, предназаначенная для этой роли - были по сути шлюпами в 300 тонн водоизсещения, с вооружением, установленым на открытой палубе, орудия были 4-prd и 6-prd. Фактически здесь термин "фрегат" означал не особенности конструкции, а скорее назначение корабля, и был синонимом этого самого privateer
Более классические - light frigate - были крупнее, несли порядка 20 штук шестифунтовых или 8-фунтовых орудий, водоизмещение 500-650 тонн.
Сравните с тем, что в эту эпоху 50-54 пушечные двухдечные линкоры имели не менее чем 12 -фунтовую артиллерию на гон-деке (а чаще 18-фунтов), но они уже были в меньшинстве - основная масса линкоров принадлежала к 64-пушечному двухдечному "классу", с 24-фунтовыми орудиями на гон-деках (ЕПНИМ) (помимо более крупных трехдечников).
Далее - французы стандартизировали фрегаты, установив вооружение в 28 х 8-фунтовых орудий на верхней палубе.
Этот тип был очень скоро заменен в постройке на 12-фунтовые фрегаты (начиная с конца 40-х годов 18 века - хотя с десяток лет их строили параллельно) - опять же вооружением на верхней палубе - в количестве 26-30 орудий.
Это когда основным типом корабля начинает становиться 74-пушечный линкор с 32-фунтовыми орудиями (а во французском флоте - 36-фунтовыми) на нижней палубе.
Еще продолжают строить 64-пушечные, 56- и 50-пушченые, и даже 44-пушечные линкоры. Но на их гон-деках стоит по меньшей мере 18-фунтовая артиллерия.
Самые мелкие линкоры по преимуществу назаначают для дальней службы - в колониях, на заморских "станциях".
Сразу сделаю замечание: верхняя палуба - это upper deck по английской классификации.
Она большей частью своей площади закрыта forecastle и quarterdeck - полубаком и квартердеком. Если в 16-17 веках они представляли из себя верхние ярусы отдельных (носовой и кормовой) надстроек, оставляющих открытой верхнюю палубу, протянувшуюся между ними, в 18 веке они соединились участками вдоль бортов (gangways или gangboards) и превратились в единую конструкцию. Соотвественно в середине получился большой вырез, через который поднимали стоявшие на центральной части верхней палубы гребные суда (шлюпки, баркасы и т.п.).
В 70-е годы появился подкласс "powerful 12-prd frigates" - в длину они были равны 64-пушечным кораблям, но в мощи их сравнить конечно было невозможно. На полубаке и квартердеке таких фрегатов были установлены несколько пушек калибром 6-фунтов дополнительно к основному вооружению.
Начиная с середины 80-годов 18 века основным во французском флоте (в наоплеоновское время других за редким исключением уже практически не строят) становится 18-фунтовые (опять же по калибру главной артиллерии) фрегаты. По конструкции от "12-фунтовых" практически не отличаются (будучи крупнее при этом разумеется).
Один из резонов их постройки: в это время еще продолжают строить небольшие линкоры (64-пушечные и меньше). Достаточно мелкие. При волнении и вообще достаточно свежей погоде (это было кстати проблемой и для более крупных 74-пушечных линкоров, в первую очередь английских, и даже на трехдечниках) они вынуждены были держать порты нижней палубы (гон-дека) закрытыми, чтобы волна не залила нижнюю палубу с деальнейшими фатальными последствиями. А на верхней палубе у них столи максиму 12-фунтовые пушки. Фрегаты же проектировались так, чтобы высота орудийных портов над уровнем воды была больше, и соотвественно могли еще использовать артиллерию ГК тогда, когда такие маленькие линкоры вынуждены были использовать только более легкие орудия с верхних палуб, полубаков и квартердеков. И в такой ситуации фрегаты получали некоторое огневое превосходство над 64-пушечниками. Это конечно упрощенная картина, не все факторы указаны - но так или иначе, при постройке этих фрегатов руководствовались именно этим.
Прдожение следует.